Может ли генеративный искусственный интеллект выступать медиатором в лингвистическом образовании?
- Авторы: Евстигнеев М.Н.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
- Выпуск: Том 30, № 5 (2025)
- Страницы: 1063-1082
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/358583
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-5-1063-1082
- ID: 358583
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Стремительное развитие и интеграция технологий искусственного интеллекта (ИИ) в систему высшего образования знаменуют собой начало одной из самых масштабных цифровых трансформаций. В Российской Федерации этот процесс регламентируется рядом нормативных документов, закладывающих основы для цифровизации всех сфер жизни, включая образование. В этой связи педагогическое сообщество активно исследует дидактический потенциал ИИ, рассматривая его как инструмент персонализации образования, автоматизации рутинных задач, аналитики данных и разработки образовательной экосреды. Одной из ключевых профессиональных компетенций современного педагога иностранного языка, в соответствии с CEFR, является медиация. Однако в условиях активной интеграции ИИ в образование возникает закономерный вопрос: может ли генеративный ИИ взять на себя функцию медиатора? Цель исследования – разработать номенклатуру умений иноязычной медиативной деятельности и сравнить качество медиации педагога иностранного языка и генеративного ИИ.
Методы исследования. Теоретические методы: изучение и анализ научной и учебнометодической литературы по вопросам интеграции ИИ-технологий в систему высшего образования, интеграции ИИ-технологий в методику обучения иностранному языку, развития медиативных умений у будущих педагогов иностранного языка. Эмпирические методы: анкетирование для получения исходных данных, наблюдение за деятельностью педагогов иностранного языка и ИИ в процессе осуществления медиации, проведение сравнительного анализа между результатами медиации.
Определение понятий. Ключевым понятием в исследовании выступает ИИ-медиация. Результаты исследования. Разработана номенклатура медиативных умений в соответствии с тремя видами медиации. Медиация текста: 1) умение осуществлять устный и письменный перевод; 2) умение сжимать / развертывать текст / речевое высказывание; 3) умение трансформировать текст (перифраз); 4) умение адаптировать текст под целевую аудиторию;
- умение транскодировать информацию (создавать и интерпретировать инфографики);
умение создавать билингвальные глоссарии. Медиация идей: 7) умение формулировать цель и выстраивать логику высказывания; 8) умение синтезировать информацию из различных источников; 9) устанавливать причинно-следственные связи между новой информацией и уже имеющейся; 10) умение направить участников коммуникации на поиск общего решения. Медиация в процессе коммуникации: 11) умение создавать позитивную атмосферу общения; 12) умение фокусировать внимание на предмете обсуждения; 13) умение управлять групповой динамикой общения; 14) умение осуществлять контроль соблюдения этики речевого общения; 15) умение предупреждать социокультурные конфликты; 16) умение поощрять уважительное отношение к партнеру по общению; 17) умение выбирать медиативную стратегию в соответствии с форматом коммуникации; 18) умение решать профессиональные и межличностные конфликты; 19) умение принимать ответственность за исход медиации.
Выводы. Проведенное исследование выявило четкое распределение сильных сторон между педагогом иностранного языка и ИИ. Генеративный ИИ демонстрирует бесспорное лидерство в медиации текста. В медиации идей ИИ выступает как «архитектор текста», в некоторых аспектах не уступая, а даже превосходя педагога. Однако в медиации в процессе коммуникации педагог обладает непреодолимым преимуществом, основанным на человеческих качествах.
Об авторах
М. Н. Евстигнеев
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Автор, ответственный за переписку.
Email: maximevstigneev@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-2664-9134
SPIN-код: 2784-8347
Scopus Author ID: 57206855992
ResearcherId: AAE-8965-2022
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и лингводидактики
Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- 1. Сысоев П.В. Персонализированное обучение иностранному языку на основе технологий искусствен-ного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 4-12. https://elibrary.ru/ftazdg
- 2. Титова С.В. Интеллектуальные системы обучения для персонализации и адаптации языковых курсов // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 4. С. 84-99. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-4-6, https://elibrary.ru/epdvjb
- 3. Евстигнеев М.Н. Учебная автономия в контексте развития и распространения технологий искусст-венного интеллекта в языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 13-21. https://elibrary.ru/artmrn
- 4. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Хмаренко Н.И., Мурунов С.С. Преподаватель vs искусственный интел-лект: сравнение качества предоставляемой преподавателем и генеративным искусственным интел-лектом обратной связи при оценке письменных творческих работ студентов // Перспективы науки и образования. 2024. № 5 (71). С. 694-712. https://doi.org/10.32744/pse.2024.5.41, https://elibrary.ru/xzgvgm
- 5. Евстигнеев М.Н. Планирование учебного занятия по иностранному языку с помощью технологий генеративного искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитар-ные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 617-634. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-617-634, https://elibrary.ru/ahylwe
- 6. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю., Гаркуша Н.С., Родичев Н.Ф. Управление на основе данных: перспективы внедрения в систему профессионального образования // Образование и наука. 2024. Т. 26. № 8. С. 40-64. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-8-40-64, https://elibrary.ru/gxownj
- 7. Худик В.А. Роль искусственного интеллекта в оптимизации учебного процесса в медицинском вузе // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2025. № 1 (13). С. 5-18. https://elibrary.ru/mratij
- 8. Liu C., Wang G.C., Wang H.F. The application of artificial intelligence in engineering education: a syste-matic review. // IEEE Access. 2025 Vol. 13. P. 17895-17910. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2025.3532595, https://elibrary.ru/bxasrw
- 9. Прохоров А.В. Потенциал технологий искусственного интеллекта в языковой подготовке будущих медиаспециалистов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 589-595. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-589-595, https://elibrary.ru/yuvnvd
- 10. Дигтяр О.Ю. Применение цифрового обучения на примере использования современных VR-технологий в рамках обучения студентов иностранному языку: перспективы и тенденции развития // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 3 (106). С. 74-76. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-3106-74-76, https://elibrary.ru/sztkde
- 11. Роберт И.В. Искусственный интеллект в образовании: объект изучения в курсе информатики; сред-ство повышения эффективности обучения // Известия Волгоградского государственного педагогиче-ского университета. 2023. № 6 (179). С. 4-10. https://elibrary.ru/hgigry
- 12. Роберт И.В. Развитие информатизации образования периода цифровой трансформации // Педагоги-ческое образование и наука. 2025. № 2. С. 7-11. https://doi.org/10.56163/2072-2524-2025-2-7-11, https://elibrary.ru/hywznf
- 13. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование студентами педагогических специальностей техниче-ских решений на основе искусственного интеллекта в ходе педагогической практики // Перспективы науки и образования. 2025. № 4 (76). С. 135-150. https://doi.org/10.32744/pse.2025.4.9, https://elibrary.ru/mubjfy
- 14. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Сорокин Д.О. Структурная модель подготовки будущих учителей на основе технологий искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2025. № 3 (75). С. 139-155. https://doi.org/10.32744/pse.2025.3.9, https://elibrary.ru/flenno
- 15. Евстигнеев М.Н., Сысоев П.В., Евстигнеева И.А. Компетенция педагога иностранного языка в усло-виях интеграции технологий искусственного интеллекта в обучении // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 88-96. https://elibrary.ru/oqzdse
- 16. Евстигнеев М.Н., Сысоев П.В., Евстигнеева И.А. Компетенция педагога иностранных языков в об-ласти искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 90-96. https://elibrary.ru/auprsp
- 17. Титова С.В., Харламенко И.В. Подготовка педагогических кадров к использованию искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Серия 19. Лин-гвистика и межкультурная коммуникация. 2025. № 1. С. 66-84. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-28-1-5, https://elibrary.ru/froxrr
- 18. Титова С.В., Харламенко И.В. Структура профессиональной компетенции педагога иностранных языков в области использования искусственного интеллекта // Язык и культура. 2025. № 69. С. 220-246. https://doi.org/10.17223/19996195/69/11, https://elibrary.ru/eceboi
- 19. Сысоев П.В. Компетенция современного педагога в области искусственного интеллекта: структура и содержание // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 6. С. 58-79. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-6-58-79, https://elibrary.ru/zjmqfd
- 20. Alam A. Should robots replace teachers? Mobilisation of AI and learning analytics in education // 2021 In-ternational Conference on Advances in Computing, Communication, and Control. 2021. P. 1-12. https://doi.org/10.1109/ICAC353642.2021.9697300, https://elibrary.ru/ydabre
- 21. Fitria T.N. The use of artificial intelligence in education (AIED): Can AI replace the teacher’s role? // Epi-gram. 2023. Vol. 20. № 2. P. 165-187. https://doi.org/10.32722/epi.v20i2.5711, https://elibrary.ru/dxdqgj
- 22. Koh J., Cowling M., Jha M., Sim K.N. The human teacher, the AI teacher and the AIED-Teacher relation-ship // Journal of Higher Education Theory & Practice. 2023. Vol. 23. № 17. https://doi.org/10.33423/jhetp.v23i17.6543, https://elibrary.ru/okgfhu
- 23. Сысоев П.В. Принципы обучения иностранному языку на основе технологий искусственного интел-лекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 6-17. https://elibrary.ru/horgdd
- 24. Боголепова С.В., Жаркова М.Г. Исследование потенциала генеративных моделей для оценивания эссе и обеспечения обратной связи // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1. № 5. С. 123-137. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2024-101-123-137, https://elibrary.ru/mhusof
- 25. Евстигнеев М.Н. Тематический контроль и критериальное оценивание иноязычных письменных умений с помощью технологий искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 4. С. 913-926. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-913-926, https://elibrary.ru/jaajxe
- 26. Авраменко А.П. Сравнительный анализ генеративных агентов для разработки индивидуализирован-ных учебных материалов и заданий // Иностранные языки в школе. 2025. № 2. С. 22-26. https://elibrary.ru/msbcin
- 27. Сафонова В.В. Медиативная подготовка в лингвокультурном образовании российской академиче-ской элиты // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная комму-никация. 2024. Т. 27. № 4. С. 50-67. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-4-4, https://elibrary.ru/wkecnj
- 28. Чикризова К.В. Лингводидактический и междисциплинарный анализ понятия медиация как терми-нологическая проблема // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 4. С. 891-902. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-4-891-902, https://elibrary.ru/dkgzuy
- 29. Устинова Т.В. Обучение иностранному языку с точки зрения плюрилингвального подхода // Обще-ство: социология, психология, педагогика. 2022. № 10 (102). С. 159-162. https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.24, https://elibrary.ru/tbxukx
- 30. Коряковцева Н.Ф. Понятие «медиация иноязычного текста» в контексте профессиональной комму-никации и информационной деятельности специалиста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. № 1 (842). С. 43-48. https://doi.org/10.52070/2500-3488_2022_1_842_43, https://elibrary.ru/agpysr
- 31. Liu H., Fan J. AI‐mediated communication in EFL classrooms: the role of technical and pedagogical stimuli and the mediating effects of AI literacy and enjoyment // European Journal of Education. 2025. Vol. 60. № 1. https://doi.org/10.1111/ejed.12813, https://elibrary.ru/smgkcn
- 32. Fathi J., Rahimi M. Utilising artificial intelligence-enhanced writing mediation to develop academic writing skills in EFL learners: a qualitative study // Computer Assisted Language Learning. 2024. P. 1-40. https://doi.org/10.1080/09588221.2024.2374772
- 33. Rahimi A.R., Sevilla-Pavón A. The role of design thinking skills in artificial-intelligence language learning (DEAILL) in shaping language learners’ L2 grit: the mediator and moderator role of artificial intelligence L2 motivational self-system // Computer Assisted Language Learning. 2025. P. 1-49. https://doi.org/10.1080/09588221.2025.2477710
- 34. Fan J., Zhang Q. From literacy to learning: The sequential mediation of attitudes and enjoyment in AI-assisted EFL education // Heliyon. 2024. Vol. 10. № 17. e37158. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2024.e37158, https://elibrary.ru/xkfxuk
- 35. Павлов А.В. Структура медиативных умений студентов-бакалавров, специализирующихся в сфере лингводидактики // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 2. Ст. 43. https://elibrary.ru/nyrils
- 36. Евстигнеев М.Н., Евстигнеева И.А. Развитие умений промпт-инжиниринга у будущего педагога иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2025. Т. 30. № 4. С. 795-813. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-795-813, https://elibrary.ru/pzhyev
- 37. Cao S., Zhong L. Exploring the effectiveness of ChatGPT-based feedback compared with teacher feedback and self-feedback: Evidence from Chinese to English translation. https://doi.org/10.48550/arXiv.2309.01645
- 38. Alnemrat A., Aldamen H.A.K., Almashour M., Al-Deaibes M., AlSharefeen R. AI vs. teacher feedback on EFL argumentative writing: a quantitative study // Frontiers in Education. Frontiers. 2025. Vol. 10. https://doi.org/10.3389/feduc.2025.1614673
- 39. Perry A. AI will never convey the essence of human empathy // Nature Human Behaviour. 2023. Vol. 7. № 11. P. 1808-1809. https://doi.org/10.1038/s41562-023-01675-w, https://elibrary.ru/bactjc
- 40. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Интеграция технологий искусственного интеллекта в лингвометоди-ческую подготовку будущих учителей иностранного языка // Язык и культура. 2025. № 69. С. 204-219. https://doi.org/10.17223/19996195/69/10, https://elibrary.ru/guzvbi
- 41. Евстигнеев М.Н. Модель лингвометодической подготовки будущих учителей иностранного языка на основе технологий искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гума-нитарные науки. 2024. Т. 29. № 5. С. 1222-1238. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1222-1238, https://elibrary.ru/ipnyou
Дополнительные файлы


