Social experience of personality: an interdisciplinary categorical analysis


Cite item

Full Text

Abstract

We present a detailed analysis of the “social experience” concept from the point of view of philosophy, sociology, psychology and pedagogy. When considering social experience as an integral concept, we carry out a separate analytical interpretation of the “experience” and “socialization” categories in the context of various scientific disciplines. The analysis of the designated concepts from the point of view of philosophy contains a historical digression that reveals the position of the phenomena studied in different philosophical schools. Sociology is considered as a source of the concept of “socialization” in its contemporary meaning. Psychology is considered as a discipline in which the study of human experience and interaction with it occupies a central place. Socialization is considered in the context of pedagogy as a science with its own unique specificity focusing on work with the educational process and its subjects: we analyze the basic pedagogical concepts of understanding socialization as a process of mastering social experience, and variative interpretations of this concept in scientific and pedagogical sources are considered. As a result of the analysis, we conclude that social experience should be understood as the experience of human participation in joint activities, which determines the level of knowledge and skills, as well as understanding of life in general. We also reveal the position of this phenomenon in a contemporary pedagogy.

About the authors

I. A. Pakhomov

Derzhavin Tambov State University

Email: andatram@yandex.ru

References

  1. Гуськова А.П., Сотин Б.В. Популярный словарь русского языка: толково-энциклопедический. М.: Медиа, 2003. 880 с.
  2. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. 557 с.
  3. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1971. T. 1. 564 с.
  4. Тихомандрицкая О.А., Белинская Е.П. Проблемы социализации. История и современность. М.: Модек, 2013. 216 с.
  5. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. М.: Мысль, 1985, 560 с.
  6. Нарский И.С. Кант. М.: Мысль, 1976. 207 с.
  7. Спиркин А.Г. Курс марксистской философии. М.: Гардарики, 1966. 736 с.
  8. Воробьева Л.И., Снегирева Т.В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 5-13.
  9. Соловьева С.Л. Личный жизненный опыт как инструмент работы психолога // Медицинская психология в России. 2011. № 3. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 29.04.2019).
  10. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. 30–60-е годы / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1986. 344 с.
  11. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
  12. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. М.: Речь, 2007. 104 с.
  13. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 1136 с.
  14. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
  15. Валиева Т.В. Психологический опыт и переживание личности // Образование и саморазвитие. 2009. № 1 (11). С. 154-159.
  16. Закревский В.Э. Индивидуальный опыт – междисциплинарный подход // Наука и образование. 2010. № 3. С. 171-176.
  17. Вяткин Л.Г., Ольнева А.Б. Корифеи педагогической мысли. Саратов: Научная книга, 2001. 154 с.
  18. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.
  19. Кузнецов Ю.Ф. Деятельностный подход к учению и основные категории педагогики // Специальное образование. 2006. № 6. C. 29-38.
  20. Иванов Н.Н., Агапова Л.Е. Актуализация читательского опыта учащихся в процессе осмысления художественного текста // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 4. С. 77-80.
  21. Пегова А.В. Двигательный опыт студентов вуза физической культуры в контексте характеристик современного молодого поколения // Теория и практика физической культуры. 2014. № 11. С. 56-58.
  22. Долгова Н.Ю. Взаимосвязь регуляторного опыта студентов и особенностей их социально-психологической адаптации к условиям вузовского обучения // Педагогические и социологические аспекты образования. Стерлитамак: Среда, 2018. С. 318-319.
  23. Савицкая О.И. Эстетический опыт студентов: состояние и пути обогащения // Педагогические и социологические аспекты образования. Стерлитамак: Среда, 2018. С. 55-60.
  24. Черемных Г.В. Художественный опыт студентов как фактор овладения методикой преподавания в дополнительном школьном образовании (кружки по декоративно-прикладному искусству) // Наука и школа. 2009. № 1. С. 46-48.
  25. Соловьева О.А. Когнитивные аспекты обучения иноязычной грамматике: ментальный опыт учащихся // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2010. № 2. С. 311-315.
  26. Скуратовская Н.А. Продуктивный опыт школьников как современная педагогическая проблема // Наука и социум. Новосибирск: ЧУДПО СИПППИСР, 2018. С. 100-107.
  27. Крылова Н.Б. Культурный опыт школьников – основа организации образования // Народное образование. 2010. № 9. С. 158-161.
  28. Игнатенко А.А. Личностный субъектный опыт школьников как фактор развития познавательного интереса к истории // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. Волгоград: ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 88-90.
  29. Селиверстова Е.Н. Познавательный опыт школьников в фокусе ретроспективного дидактического анализа // Евразийский союз ученых. 2017. № 9-3 (42). С. 27-31.
  30. Вагнер И.В. Социокультурный опыт школьников и его развитие в процессе воспитания. М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2018. 111 с.
  31. Мудрик В.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. 200 с.
  32. Ленин В.И. Полное собрание сочинений: в 14 т. М.: Изд-во полит. лит., 1985. T. 4. 642 с.
  33. Скрипаль М.В. Поливариантность социологических категорий (на примере трактовок понятия «социализация») // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. № 1 (80). С. 105-110.
  34. Алпатова К.А. Социализация как процесс и результат взаимодействия «Я» и «Другого» (социально-философский аспект): автореф. дис. … канд. филос. наук. Пятигорск, 2010. 15 с.
  35. Белинская Е.П. Проблемы социализации: история и современность. М.: МПСУ, 2013. 216 с.
  36. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
  37. Марциновская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. и др. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. М.: Академия, 2007. 528 с.
  38. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука, 1988. 429 с.
  39. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. 171 с.
  40. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Социальная психология. М.: Юрайт, 2016. 219 с.
  41. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М.: Науч. изд-во «Большая российская энциклопедия», 2003. T. 2. 1160 с.
  42. Гамезо М.В. Словарь по педагогической психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. 56 с.
  43. Безрукова В.С. Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. 937 с.
  44. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Юрайт, 2015. 817 с.
  45. Галагузова М.А., Штинова Г.Н., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. М.: Владос, 2008. 260 с.
  46. Воронин А.С. Словарь по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
  47. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2013. 576 с.
  48. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: УРАО, 1997. 228 с.
  49. Закурдаева Л.Г. Дефиниционный анализ категорий «социализация», «социализированность», «социальная компетентность», «социальная компетенция» // Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 11. С. 65-73.
  50. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 134 с.
  51. Локк Д. Мысли о воспитании: в 3 т. М.: Мысль, 1988. Т. 3. 668 c.
  52. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. М.: Педагогика, 1981. 656 с.
  53. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. М.: РГСУ, 2002. С. 284-285.
  54. Панов В.Г. Национальная педагогическая энциклопедия. 1993. URL: http://didacts.ru/ (дата обращения 03.04.2019).
  55. Неясова И.А. Психолого-педагогические аспекты освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2014. № 3 (18). С. 158-160.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».