Детерминанты становления профессионально-педагогической компетентности будущего специалиста физической культуры и спорта в условиях вузовского образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены детерминанты (факторы, средства) становления профессионально-педагогической компетенции у будущих специалистов физической культуры и спорта в вузовском образовательном пространстве. Дана их классификация в зависимости от специфики воздействия на формирование профессионально-педагогической компетентности студентов-спортсменов. Представлены: 1) детерминанты, имеющие непосредственное влияние на студентов в образовательном процессе вуза; 2) факторы, влияющие на будущих специалистов физической культуры и спорта, опосредованно – через взаимодействие с другими субъектами в вузе в процессе учебной и воспитательной деятельности «в зоне ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому); 3) детерминанты, влияющие на будущих специалистов через взаимоотношения в группах по интересам; 4) детерминанты-стимулы (конкуренция в учебной или спортивной деятельности); 5) субъективные детерминанты – гражданская позиция, духовно-нравственные ценности, мотивация увлечения спортом и выбора профессии, ответственность, самооценка, уровень притязания, направленность личности и т. д. Учитывается сила воздействия разных детерминант с учетом индивидуально-психологических и психолого-типологических особенностей студентов: сильно влияющих, со средней силой влияющих, слабое оказывающих воздействие. Раскрыто содержание, специфика и характер влияния на личность будущих специалистов. Представлены психологический механизм их влияния и способы и методы мониторинга становления у них профессионально-педа-гогической направленности.

Об авторах

М. И. Старов

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: starovmi@mail.ru

Э. М. Османов

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: osmanov@bk.ru

Список литературы

  1. Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры: в 2 ч. / отв. ред. М.Я. Виленский. М., 2003. Ч. 2. 352 с.
  2. Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы юбилейной Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 10-летию Междунар. академии наук непрерывного педагогического образования: в 2 ч. / отв. ред. Е.И. Артамонова, М.Я. Виленский. М.: МПГУ; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1981. 584 с.
  3. Выдрин В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры. СПб., 1997.
  4. Артамонова Е.И. Общекультурная компетенция педагога // Педагогическое образование: вызовы 21 века: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 3-10.
  5. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1999. 42 с.
  6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.
  7. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Москва; Петроград, 1923. 302 с.
  8. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.
  9. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.
  10. Старов М.И. Психология отношений. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 156 с.
  11. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 18-29.
  12. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективной учебной деятельности студентов вуза. М., 1984. 525 с.
  13. Старов М.И., Барановский М.С. Ответственное отношение студентов как мотивационно-личностный потенциал их профессионально-познавательной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. Вып. 11 (139). С. 27-34.
  14. Мищенко В.А., Овсянникова О.С. Проблемы формирования профессиональной устойчивости студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях обучения в вузе // Педагогическое образование: вызовы 21 века: сб. науч. ст. Междунар. науч.-пед. конф. М., 2015. С. 98-102.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».