Анализ некоторых «модных» познавательных стратегий в педагогике высшей школы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Интеллектуальная мода играет важную роль в определении принципов организации когнитивного пространства в практике обучения молодого поколения. Проблема выбора познавательной стратегии является ключевой для осуществления личностного развития в рамках какой-либо образовательной модели. Критический анализ популярных познавательных стратегий, пользующихся повышенным вниманием научной общественности, актуален, поскольку приверженность исследователей педагогической моде отвлекает преподавателей-методистов от решения действительно значимых задач. Цель исследования – критическая оценка двух феноменов педагогической моды: «перевернутый класс» (flipped classroom) и предметно-языковое интегрированное обучение (content and language integrated learning-CLIL).Методы исследования. На основе теоретического анализа научной литературы и систематизации существующих методологических концепций выявлены и обоснованы корректные методические условия реализации указанных педагогических стратегий в современном вузе.Результаты исследования. Выявлено, что название популярной модели опережающей самостоятельной работы студентов (СРС) «перевернутый класс» терминологически несовместимо с официальным стилем российского научного дискурса. Критическому переосмыслению подвергается также идея о том, что эффективное использование современных цифровых ресурсов в вузовском учебном процессе необходимо связывать только с этой моделью СРС. Методика CLIL, применяемая в преподавании иностранных языков, должна обеспечивать двойной фокус в преподавании, совмещающий одновременное овладение и предметом и иностранным языком в рамках одной базовой дисциплины. Многие приверженцы CLIL считают его центральным явлением в преподавании иностранных языков, но рассматривают его поверхностно, игнорируя  различия  между  методиками CLIL и ESP (English for Specific Purposes: английский язык для специальных целей), а также CLIL и EMI (English as Medium of Instruction – английский как средство обучения).Выводы. Познавательную стратегию «перевернутый класс» правильнее считать методикой опережающей самостоятельной работы студентов или реверсивным обучением как одной из форм смешанного обучения. Проведенный обзор посвященных CLIL российских исследований позволяет авторам статьи негативно оценить тенденцию централизации CLIL без должного учета его отличий от методик ESP и EMI.

Об авторах

Н. И. Алмазова

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: almazovanadia1@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9284-5734

профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, научный руководитель Гуманитарного института

195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Н. В. Попова

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: ninavaspo@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3058-7386

профессор, доктор педагогических наук, профессор Высшей школы лингвистики и педагогики

195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

О. Д. Шипунова

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: o_shipunova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8953-7434

профессор, доктор философских наук, профессор кафедры общественных наук

195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

А. В. Кузьмина

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Автор, ответственный за переписку.
Email: kuzminaania201@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7057-4224

старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков

193232, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, пр. Большевиков, 22, к. 1

Список литературы

  1. Бурдье П. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2007. 288 c. https://elibrary.ru/qoecdf
  2. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 511 с. https://elibrary.ru/qobyep
  3. Васильева Е.В. Система традиционного и принцип моды // Теория моды: одежда, тело, культура. 2017. № 43. С. 1-18. https://elibrary.ru/zqvktn
  4. Плигин А.А. Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ун-та, 2021. 152 с.
  5. Гусева Е.А., Вакулин О.С. Познавательные стратегии в обучении: оптимизация образовательных технологий // Известия МГТУ «МАМИ». 2014. Т. 5. № 2 (20). С. 121-124. https://elibrary.ru/sxvsqn
  6. Борзова Т.А. Принципы организации СРС первого курса в технологии «перевернутый класс» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. С. 80-88. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-80-88, https://elibrary.ru/uyxkiq
  7. Борзова Т.А. Преподаватель как основное звено технологии «перевернутый класс» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 42-49. https://elibrary.ru/xnojgx
  8. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М. Инновационные модели организации самостоятельной работы студентов // Инновации в образовании. 2019. № 3. С. 62-74. https://elibrary.ru/yyfbgp
  9. Вульфович Е.В. Организация самостоятельной работы по иностранному языку на основе модели «перевернутый класс» // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 88-95. https://elibrary.ru/ykoszd
  10. Жданова Д.Е. Реверсивное обучение в контексте освоения иностранного языка студентами неязыковых вузов (на материале французского языка): автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2021. 23 с.
  11. Жданова Д.Е. Смешанное обучение и технология реверсивного обучения в высшей школе // New science generation: cб. ст. 2 Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.Б. Черемисина. Петрозаводск, 2019. С. 70-72. https://elibrary.ru/mbxchx
  12. Volchenkova K.N. Flipped Classroom for Doctoral Students: Evaluating the Effectiveness // Higher Education in Russia. 2019. Vol. 28. № 5. P. 94-103. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-94-103, https://elibrary.ru/qkldpy
  13. Shaykina O.I., Minin M.G. “Flipped Classroom” Method with BYOD-Technology Application as a Tool to Develop Communicative Skills in Teaching Foreign Languages // Higher Education in Russia. 2018. Vol. 27. № 1. P. 46-53. https://elibrary.ru/ymvera
  14. Smala S. Introducing: Content and Language Integrated Learning (CLIL) // Literacy Learning: The Middle Years. 2009. Vol. 17. № 3. P. 45-50.
  15. Попова Н.В., Коган М.С., Вдовина Е.К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 29-42. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-173-29-42, https://elibrary.ru/wcqupr
  16. Таушканова Е.А. Предметно-языковое интегрированное обучение: европейский опыт – российским вузам // Мир образования – образование в мире. 2015. № 3 (59). С. 85-92. https://elibrary.ru/uyavrr
  17. Arau Ribeiro M.C. Some Lessons Learned: The ReCLes. pt. CLIL Project in Higher Education // An e-journal of Teacher Education and Applied Language Studies. 2015. Vol. 6. № 1. Р. 20-37. https://doi.org/10.1515/eteals-2016-0002
  18. Morgado M., Coelho M. CLIL vs English as the medium of instruction: the Portuguese polytechnic higher education context // Egitania Scienicia. 2013. Vol. 7. № 12. P. 123-145.
  19. Bergman B., Eriksson A.-M., Blennow J., Groot J., Hammarström T. Reflections on an integrated content and language project-based design of a technical communication course for electrical engineering students // Journal of Academic Writing. 2013. Vol. 3. № 1. P. 1-14. https://doi.org/10.18552/joaw.v3i1.98
  20. Зарипова Р.Р., Салехова Л.Л., Тюкарева М.Н. Интегрированный предметно-языковой подход (CLIL) в обучении математике // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11-4. С. 506-509. https://elibrary.ru/unhjhn
  21. Лаптева И.В., Пахмутова Е.Д. СLIL-проекты как важная составляющая обучения иностранному языку (на примере немецкого языка) // От дифференциации наук – к трансдисциплинарности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 250-летию Александра фон Гумбольдта / отв. ред. И.П. Амзаракова. Абакан: Хакас. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова, 2019. С. 152-155. https://elibrary.ru/okwcrk
  22. Сидоренко Т.В., Рыбушкина С.В., Розанова Я.В. CLIL-практики в Томском политехническом университете: успехи и неудачи // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 8. С. 164-187. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-164-187, https://elibrary.ru/ymqwjn
  23. Цимерман Е.А. Технология формирования компетенций коммуникативного лидерства магистрантов управленческих специальностей в рамках дисциплины «иностранный язык»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2021. 25 с.
  24. Almazova N., Sheredekina O. Distance Training of Pragmatic Competence of Law Students via Legal Cases in an English for Specific Purposes Course // Education Sciences. 2022. Vol. 12. № 11. P. 819-827. https://doi.org/10.3390/educsci12110819
  25. Almazova N.I., Rubtsova A.V., Smolskaia N.B., Andreeva A.A. Digital Creative Projects in the Formation of Digital Competence of Teachers of English as a Foreign Language // Technology, Innovation and Creativity in Digital Society. St. Petersburg, 2022. Vol. 345. P. 756-764. https://doi.org/10.1007/978-3-030-89708-6_61, https://elibrary.ru/otjiqi
  26. Попова Н.В., Коган М.С., Одинокая М.А., Нестеров С.А. Профессионально-ориентированный вводный курс Базы данных на английском языке. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2018. 197 с. https://elibrary.ru/ywaplg
  27. Coyle D. Content and Language Integrated Learning: Towards a Connected Research Agenda for CLIL Pedagogies // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2007. Vol. 10. № 5. P. 543-562. https://doi.org/10.2167/beb459.0
  28. Борисова И.В., Самкова И.Н., Кадерова А.С. Принципы предметно-языкового интегрированного обучения // Научно-методический журнал «Поиск». 2018. № 3 (63). С. 38-42. https://elibrary.ru/yobtcp
  29. Dale L., Tanner R. CLIL Activities. A Resource for Subject and Language Teachers. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 284 p.
  30. Скачкова М.Н. Особенности реализации предметно-языкового интегрированного подхода в процессе обучения иностранному языку. URL: https://www.rgph.vsu.ru/ru/science/sss/reports/12/skachkova.pdf (дата обращения: 14.03.2023).
  31. Потапчук А.В. Использование предметно-языкового интегрированного метода обучения (CLIL) при создании учебного пособия по иностранному языку для студентов технических специальностей // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4-3 (106). С. 104-109. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.106.4.083, https://elibrary.ru/hxjuop
  32. Дубских А.И. Предметно-языковое интегрированное обучение иностранному языку студентов неязыковых направлений: преимущества и проблемы внедрения // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2020. № 4 (39). С. 44-51. https://doi.org/10.36622/AQMPJ.2020.39.4.006, https://elibrary.ru/jmctcz
  33. Шилова С.А., Мокроусов Д.Е. Предметно-языковое интегрированное обучение как способ развития иноязычной коммуникативной компетенции // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов 11 Всерос. конф., посвящ. 110-летию СГУ им. Н.Г. Чернышевского / под ред. Р.З. Назаровой, Т.А. Спиридоновой, Т.М. Метласовой и др. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. С. 256-260. https://elibrary.ru/ugujsa
  34. Дакуко Н.В. Использование подхода CLIL в процессе обучения иностранному языку // Эпоха науки. 2022. № 29. С. 224-227. https://elibrary.ru/zahmdq
  35. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. М.: Филоматис, 2004. 416 с.
  36. Ториков В.Е., Резунова М.В. Предметно-языковое интегративное обучение (CLIL) в высшей школе // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 4 (56). С. 73-78. https://elibrary.ru/wezgvb
  37. Wenhsien Y. ESP vs. CLIL: A coin of two sides or a continuum of two extremes? // ESP Today. 2016. Vol. 4. № 1. P. 43-68.
  38. Сиротова А.А. Формирование интегрированной предметно-языковой компетентности обучающихся образовательных организаций высшего образования (на примере неязыковых направлений подготовки): автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2021. 23 с.
  39. Григорьева К.С. Формирование у студентов технического вуза иноязычной компетенции в сфере профессиональной коммуникации на основе технологии CLIL (на примере направления Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования): автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2016. 22 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».