Developmental and educational potential of a foreign language: linguistic and methodical heritage of R.P. Millrood (1948–2020)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Importance. The research examines the linguistic and methodical heritage of R.P. Millrood and outlines the ways of development of the ideas formulated by him and related to the development and education of learners throuhg a foreign language.Materials and Methods. The results of the research undertaken by the scholar in different years are analyzed, his experience as language teacher and researcher is summarized, and the prospects for the development of his ideas are discussed.Results and Discussion. Emphasizing the importance of developing collective relationships in pre-service foreign language teachers’ educational activities, R.P. Millrood identifies readiness for practical activities as their key qualification quality, as well pedagogical experience as a significant factor in the formation of emotional regulation of their behaviour. Particular attention is paid to the formation of their professional beliefs, the main feature of which is the pronounced semantic self-regulation of the individual. The scholar developed a concept for schoolchildren’s development by means of a foreign language. His model of developmental education is based on the interaction of the humanistic qualities of the teacher’s personality, the goals, principles, content, methods, techniques, aids and planned results that are communication-oriented and activate their intellectual abilities. Issues of foreign-language teacher professional development and his/her involvement in research work, intercultural education and the formation of socio-cultural competence, the use of ICT, etc. are raised. This is reflected in the development of educational and methodical system in English, manuals for teachers, and in the implementation of international projects. The promising directions for the development of R.P. Millrood’s ideas are as follows: formation of would-be teachers’ academic community; application of cooperative learning technology; career-guidance education and development of schoolchildren; using artificial-intelligence technologies in foreign language teaching.Conclusion. The ideas of developmental teaching and education by means of a foreign language put forward by R.P. Millrood had a great influence on both theory and practice of school and university education. They remain relevant and developed in young researchers’ works.

About the authors

S. K. Gural

Tomsk State University

Email: gural.svetlana@mail.ru

O. G. Polyakov

Derzhavin Tambov State University

Email: olegpo@rambler.ru

E. V. Aleksich

Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Y. Kikot

Email: e.aleksic@mail.ru

References

  1. Мильруд Р.П. Психология развития коллективных отношений в учебной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Л., 1976. 159 с.
  2. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 47-55. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1987/876/876047.htm (дата обращения: 27.07.2023).
  3. Мильруд Р.П. Дидактические способности учителя иностранных языков // Иностранные языки в школе. 1989. № 5. С. 16-23.
  4. Мильруд Р.П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 77-86. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/901/901077.htm (дата обращения: 27.07.2023).
  5. Мильруд Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. 541 с.
  6. Мильруд Р.П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1996. № 1. С. 5-12.
  7. Мильруд Р.П., Карамнов А.С. Компетентность учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2012. № 1. С. 11-17. https://elibrary.ru/opqymx
  8. Мильруд Р.П. Организационная модель исследовательской деятельности учителя // Иностранные языки в школе. 2019. № 2. С. 2-7. https://elibrary.ru/yzilxv
  9. Мильруд Р.П. Порог ментальности российских и английских студентов при соприкосновении культур // Иностранные языки в школе. 1997. № 4. С. 17-22.
  10. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Культура как содержание обучения, объект тестирования и характеристика обучающей деятельности // Язык и культура. 2012. № 1 (17). С. 109-119. https://elibrary.ru/oxhkzf
  11. Мильруд Р.П. Культурное самоопределение личности в образовательном курсе английского языка // Иностранные языки в школе. 2016. № 7. С. 2-8. https://elibrary.ru/wdkbpn
  12. Мильруд Р.П. Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам и культуре // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 5 (109). С. 211-217. https://elibrary.ru/oyicsn
  13. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. М.: Дрофа, 2005. 253 с.
  14. Мильруд Р.П. Теория обучения иностранным языкам. Английский язык. М.: Юрайт, 2019. 406 с. https://elibrary.ru/zxvkai
  15. Мильруд Р.П. Английский язык для исследователей: элективный курс и программа (языковой уровень В1–В2). М.: Просвещение, 2015. 61 c.
  16. Ивченко М.И., Поляков О.Г. Развитие студенческого сообщества как способ совершенствования изучения иностранного языка // Язык и культура. 2022. № 60. С. 176-200. https://doi.org/10.17223/19996195/60/10, https://elibrary.ru/plcrea
  17. Сысоев П.В., Хмаренко Н.И. Обучение студентов иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии обучения в сотрудничестве // Язык и культура. 2022. № 59. С. 271-285. https://doi.org/10.17223/19996195/59/15, https://elibrary.ru/zbcbib
  18. Сысоев П.В., Белоусов А.С. Разработка методики профориентационного обучения иностранному языку обучающихся гуманитарного профильного класса на основе интегрированного подхода // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 247-263. https://doi.org/10.32744/pse.2022.5.15, https://elibrary.ru/dklnvn
  19. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6-16. https://elibrary.ru/qfmzhw
  20. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Чат-боты в обучении иностранному языку: проблематика современных работ и перспективы предстоящих исследований // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. Т. 26. № 3. С. 46-59. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-26-3-3, https://elibrary.ru/moyjhp

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».