Развивающий и воспитательный потенциал иностранного языка: лингвометодическое наследие Р.П. Мильруда (1948–2020)

Обложка
  • Авторы: Гураль С.К.1, Поляков О.Г.2, Алексич Е.В.3
  • Учреждения:
    1. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
    2. ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
    3. ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя»
  • Выпуск: Том 28, № 5 (2023)
  • Страницы: 1142-1150
  • Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
  • URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297921
  • DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1142-1150
  • ID: 297921

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Рассмотрено лингвометодическое наследие Р.П. Мильруда и обозначены пути развития сформулированных им идей, связанных с развитием и воспитанием обучающихся средствами иностранного языка.Материалы и методы. Проанализированы результаты исследований, предпринятых ученым в разные годы, обобщен его лингводидактический и научный опыт, обсуждены перспективы развития его идей.Результаты исследования. Подчеркнута важность развития коллективных отношений в образовательной деятельности будущих учителей иностранного языка, Р.П. Мильруд выявил их ключевое квалификационное качество – готовность к практической деятельности, а также значимый фактор становления эмоциональной регуляции их поведения – педагогический опыт. Особое внимание уделено становлению у них профессиональных убеждений, главным признаком которых является выраженная смысловая саморегуляция личности. Ученым разработана концепция развития школьников средствами иностранного языка. Модель развивающего обучения основана на взаимодействии гуманистических качеств личности педагога, коммуникативно направленных и активизирующих интеллектуальные способности целей, принципов, содержания, методов, приемов, средств и планируемых результатов. Поставлены вопросы профессионального развития учителя иностранного языка и вовлечения его в исследовательскую работу, межкультурного воспитания и формирования социокультурной компетенции, применения ИКТ и др. Это находит отражение в разработке УМК по английскому языку, пособий для педагогов, в реализации международных проектов. Перспективными направлениями развития идей Р.П. Мильруда являются: формирование академического сообщества будущих учителей; применение технологии обучения в сотрудничестве; профориентационное воспитание и развитие школьников; использование технологий искусственного интеллекта в обучении иностранному языку.Выводы. Идеи развивающего обучения и воспитания средствами иностранного языка, сформулированные Р.П. Мильрудом, оказали большое влияние как на теорию, так и на практику школьного и вузовского образования. Они сохраняют свою актуальность и получают развитие в работах молодых исследователей.

Об авторах

С. К. Гураль

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

Email: gural.svetlana@mail.ru

О. Г. Поляков

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: olegpo@rambler.ru

Е. В. Алексич

ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя»

Email: e.aleksic@mail.ru

Список литературы

  1. Мильруд Р.П. Психология развития коллективных отношений в учебной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Л., 1976. 159 с.
  2. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 47-55. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1987/876/876047.htm (дата обращения: 27.07.2023).
  3. Мильруд Р.П. Дидактические способности учителя иностранных языков // Иностранные языки в школе. 1989. № 5. С. 16-23.
  4. Мильруд Р.П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 77-86. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/901/901077.htm (дата обращения: 27.07.2023).
  5. Мильруд Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. 541 с.
  6. Мильруд Р.П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1996. № 1. С. 5-12.
  7. Мильруд Р.П., Карамнов А.С. Компетентность учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2012. № 1. С. 11-17. https://elibrary.ru/opqymx
  8. Мильруд Р.П. Организационная модель исследовательской деятельности учителя // Иностранные языки в школе. 2019. № 2. С. 2-7. https://elibrary.ru/yzilxv
  9. Мильруд Р.П. Порог ментальности российских и английских студентов при соприкосновении культур // Иностранные языки в школе. 1997. № 4. С. 17-22.
  10. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Культура как содержание обучения, объект тестирования и характеристика обучающей деятельности // Язык и культура. 2012. № 1 (17). С. 109-119. https://elibrary.ru/oxhkzf
  11. Мильруд Р.П. Культурное самоопределение личности в образовательном курсе английского языка // Иностранные языки в школе. 2016. № 7. С. 2-8. https://elibrary.ru/wdkbpn
  12. Мильруд Р.П. Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам и культуре // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 5 (109). С. 211-217. https://elibrary.ru/oyicsn
  13. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. М.: Дрофа, 2005. 253 с.
  14. Мильруд Р.П. Теория обучения иностранным языкам. Английский язык. М.: Юрайт, 2019. 406 с. https://elibrary.ru/zxvkai
  15. Мильруд Р.П. Английский язык для исследователей: элективный курс и программа (языковой уровень В1–В2). М.: Просвещение, 2015. 61 c.
  16. Ивченко М.И., Поляков О.Г. Развитие студенческого сообщества как способ совершенствования изучения иностранного языка // Язык и культура. 2022. № 60. С. 176-200. https://doi.org/10.17223/19996195/60/10, https://elibrary.ru/plcrea
  17. Сысоев П.В., Хмаренко Н.И. Обучение студентов иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии обучения в сотрудничестве // Язык и культура. 2022. № 59. С. 271-285. https://doi.org/10.17223/19996195/59/15, https://elibrary.ru/zbcbib
  18. Сысоев П.В., Белоусов А.С. Разработка методики профориентационного обучения иностранному языку обучающихся гуманитарного профильного класса на основе интегрированного подхода // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 247-263. https://doi.org/10.32744/pse.2022.5.15, https://elibrary.ru/dklnvn
  19. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6-16. https://elibrary.ru/qfmzhw
  20. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Чат-боты в обучении иностранному языку: проблематика современных работ и перспективы предстоящих исследований // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. Т. 26. № 3. С. 46-59. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-26-3-3, https://elibrary.ru/moyjhp

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».