Формирование вокально-исполнительской культуры студентов средствами образовательных инновационных технологий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Современная образовательная система ориентирована на различные виды деятельности, что связано с использованием инновационных технологий. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов и приемов обучения, воспитательных средств. Актуальность проблемы использования инновационных образовательных технологий для формирования вокально-исполнительской культуры студентов связана с необходимостью гармоничного сочетания старых и новых методов обучения, чтобы обеспечить устойчивое развитие и раскрытие потенциала молодых исполнителей. Цель исследования – раскрытие особенностей формирования вокально-исполнительской культуры студентов средствами образовательных инновационных технологий.
Материалы и методы. Проведен анализ научной литературы и образовательных ресурсов. С помощью метода систематизации упорядочена информация и обоснованы организационно-педагогические условия для реализации инновационных форм и технологий обучения студентов вокально-исполнительской культуре.
Результаты исследования. Образовательные инновационные технологии наиболее перспективны для формирования вокально-исполнительской культуры студентов, если в учебный план введены новые учебные дисциплины, ориентированные на новейшие исследования в области музыкальной культуры и вокального искусства; в учебном процессе происходит использование интерактивных технологий, мобильных приложений и онлайн-ресурсов, что позволяет создать гибкую образовательную среду и дает возможность предоставлять доступ к большому количеству информации и материалов для изучения вокального искусства; применяются технологии виртуальной реальности, что позволяет погрузиться в атмосферу музыкального произведения и почувствовать себя исполнителем на сцене.
Выводы. Процесс формирования вокально-исполнительской культуры студентов средствами образовательных инновационных технологий является сложным и многоаспектным процессом, требующим комплексного подхода. Использование традиционных и инновационных подходов в сочетании друг с другом позволяет студентам получить комплексное представление о вокальном искусстве, развить свои творческие способности, актерское мастерство, адаптироваться к современным условиям.

Об авторах

М. А. Яненко

ФГБОУ ВО «Российская академия музыки им. Гнесиных»

Автор, ответственный за переписку.
Email: mvyan.home@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-7297-9408

Яненко Мария Викторовна, доцент кафедры сольного пения № 1

Россия, 121069, Российская Федерация, г. Москва, ул. Поварская, 30-36

Список литературы

  1. Нургаянова Н.Х. Формирование вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта как педагогическая проблема // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 3 (21). C. 232-237. https://elibrary.ru/nccxld
  2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. О философии музыкального образования: сущность, предназначение, на-правленность // Философские науки. 2010. № 1. С. 144-153. https://elibrary.ru/ndhxcb
  3. Арчажникова Л.Г. К вопросу исследования функциональной структуры музыкально-педагогической дея-тельности // Вопросы фортепианной педагогики. М.: Изд-во МГПИ, 1980. С. 19-31.
  4. Безбородова Л.А, Безбородова М.А. Эмоциональная стрессоустойчивость младших школьников в усло-виях досуговой деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 4. С. 1-12. https://elibrary.ru/xivdum
  5. Ражников В.Г. Альбом настроений: Поэзия. Живопись. Музыка: История печали. Остановка под солн-цем. Триумфальная арка. Завороженный город. М.: Раменское, 2000. 87 с. https://elibrary.ru/qxorqx
  6. Цыпин Г.М. Психология творческой деятельности. Музыка и другие искусства. М.: Юрайт, 2017. 119 с. https://elibrary.ru/zeaxaz
  7. Бусыгина Т.А., Бусыгина А.Л. Влияние эмоциональности педагога на оценку студентами его педагогиче-ского имиджа // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 44-45. https://elibrary.ru/rwvmbb
  8. Исследования гуманитарных систем. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следст-вия / сост. А.А. Остапенко. Краснодар: Парабеллум, 2013. Вып. 1. 90 с.
  9. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования в формировании гуманитарной реаль-ности XXI века: к проблеме рождения и становления научной школы // Вестник кафедры ЮНЕСКО Му-зыкальное искусство и образование. 2015. № 2 (10). С. 68-73. https://elibrary.ru/ulgoqh
  10. Сетдикова Ю.Б. Некоторые аспекты работы со студентом над освоением вокальных произведений раз-личных жанров, стилей и направлений // Материалы научно-практической конференции вокального факультета МГУКИ. Вып. 2. М.: МГУКИ, 2005. С. 184-189.
  11. Сигал И.М. Формирование профессиональных компетенций у студентов-вокалистов в процессе вузов-ской подготовки // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гума-нитарные, медико-биологические науки. 2020. Т. 22. № 75. С. 99-103. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2020-22-75-99-103, https://elibrary.ru/wfqnir
  12. Буранок О.М., Сигал И.М. Интегративный подход к формированию литературно-музыкальной компетен-ции будущих вокалистов и хормейстеров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2015. Т. 17. № 1. С. 64-67.
  13. Шаньнин Я. Технологии и инновации в вокальном образовании: от классических методик к цифровым решениям // Культура и цивилизация. 2023. Т. 13. № 11. С. 111-119. https://doi.org/10.34670/AR.2023.15.41.017, https://elibrary.ru/bbpatr
  14. Дегтярева Д.В., Радциг Е.Ю. Электроглоттография – объективный метод оценки голосовой функции у детей // Вестник оториноларингологии. 2013. № 6. С. 28-30. https://elibrary.ru/rtegcl
  15. Саргсян Н.Г. О квантитативном методе анализа хореографических и музыкальных элементах (на приме-ре музыкально-кинетографических партитур С.С. Джуджева и С.С. Лисициан) // Ученые записки Россий-ской академии музыки им. Гнесиных. 2016. № 1 (16). С. 13-21. https://elibrary.ru/vuysjr

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».