Формирование вокально-исполнительской культуры студентов средствами образовательных инновационных технологий
- Авторы: Яненко М.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Российская академия музыки им. Гнесиных»
- Выпуск: Том 29, № 6 (2024)
- Страницы: 1680-1687
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297538
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1680-1687
- ID: 297538
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Современная образовательная система ориентирована на различные виды деятельности, что связано с использованием инновационных технологий. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов и приемов обучения, воспитательных средств. Актуальность проблемы использования инновационных образовательных технологий для формирования вокально-исполнительской культуры студентов связана с необходимостью гармоничного сочетания старых и новых методов обучения, чтобы обеспечить устойчивое развитие и раскрытие потенциала молодых исполнителей. Цель исследования – раскрытие особенностей формирования вокально-исполнительской культуры студентов средствами образовательных инновационных технологий.
Материалы и методы. Проведен анализ научной литературы и образовательных ресурсов. С помощью метода систематизации упорядочена информация и обоснованы организационно-педагогические условия для реализации инновационных форм и технологий обучения студентов вокально-исполнительской культуре.
Результаты исследования. Образовательные инновационные технологии наиболее перспективны для формирования вокально-исполнительской культуры студентов, если в учебный план введены новые учебные дисциплины, ориентированные на новейшие исследования в области музыкальной культуры и вокального искусства; в учебном процессе происходит использование интерактивных технологий, мобильных приложений и онлайн-ресурсов, что позволяет создать гибкую образовательную среду и дает возможность предоставлять доступ к большому количеству информации и материалов для изучения вокального искусства; применяются технологии виртуальной реальности, что позволяет погрузиться в атмосферу музыкального произведения и почувствовать себя исполнителем на сцене.
Выводы. Процесс формирования вокально-исполнительской культуры студентов средствами образовательных инновационных технологий является сложным и многоаспектным процессом, требующим комплексного подхода. Использование традиционных и инновационных подходов в сочетании друг с другом позволяет студентам получить комплексное представление о вокальном искусстве, развить свои творческие способности, актерское мастерство, адаптироваться к современным условиям.
Ключевые слова
Об авторах
М. А. Яненко
ФГБОУ ВО «Российская академия музыки им. Гнесиных»
Автор, ответственный за переписку.
Email: mvyan.home@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-7297-9408
Яненко Мария Викторовна, доцент кафедры сольного пения № 1
Россия, 121069, Российская Федерация, г. Москва, ул. Поварская, 30-36Список литературы
- Нургаянова Н.Х. Формирование вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта как педагогическая проблема // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 3 (21). C. 232-237. https://elibrary.ru/nccxld
- Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. О философии музыкального образования: сущность, предназначение, на-правленность // Философские науки. 2010. № 1. С. 144-153. https://elibrary.ru/ndhxcb
- Арчажникова Л.Г. К вопросу исследования функциональной структуры музыкально-педагогической дея-тельности // Вопросы фортепианной педагогики. М.: Изд-во МГПИ, 1980. С. 19-31.
- Безбородова Л.А, Безбородова М.А. Эмоциональная стрессоустойчивость младших школьников в усло-виях досуговой деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 4. С. 1-12. https://elibrary.ru/xivdum
- Ражников В.Г. Альбом настроений: Поэзия. Живопись. Музыка: История печали. Остановка под солн-цем. Триумфальная арка. Завороженный город. М.: Раменское, 2000. 87 с. https://elibrary.ru/qxorqx
- Цыпин Г.М. Психология творческой деятельности. Музыка и другие искусства. М.: Юрайт, 2017. 119 с. https://elibrary.ru/zeaxaz
- Бусыгина Т.А., Бусыгина А.Л. Влияние эмоциональности педагога на оценку студентами его педагогиче-ского имиджа // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 44-45. https://elibrary.ru/rwvmbb
- Исследования гуманитарных систем. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следст-вия / сост. А.А. Остапенко. Краснодар: Парабеллум, 2013. Вып. 1. 90 с.
- Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования в формировании гуманитарной реаль-ности XXI века: к проблеме рождения и становления научной школы // Вестник кафедры ЮНЕСКО Му-зыкальное искусство и образование. 2015. № 2 (10). С. 68-73. https://elibrary.ru/ulgoqh
- Сетдикова Ю.Б. Некоторые аспекты работы со студентом над освоением вокальных произведений раз-личных жанров, стилей и направлений // Материалы научно-практической конференции вокального факультета МГУКИ. Вып. 2. М.: МГУКИ, 2005. С. 184-189.
- Сигал И.М. Формирование профессиональных компетенций у студентов-вокалистов в процессе вузов-ской подготовки // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гума-нитарные, медико-биологические науки. 2020. Т. 22. № 75. С. 99-103. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2020-22-75-99-103, https://elibrary.ru/wfqnir
- Буранок О.М., Сигал И.М. Интегративный подход к формированию литературно-музыкальной компетен-ции будущих вокалистов и хормейстеров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2015. Т. 17. № 1. С. 64-67.
- Шаньнин Я. Технологии и инновации в вокальном образовании: от классических методик к цифровым решениям // Культура и цивилизация. 2023. Т. 13. № 11. С. 111-119. https://doi.org/10.34670/AR.2023.15.41.017, https://elibrary.ru/bbpatr
- Дегтярева Д.В., Радциг Е.Ю. Электроглоттография – объективный метод оценки голосовой функции у детей // Вестник оториноларингологии. 2013. № 6. С. 28-30. https://elibrary.ru/rtegcl
- Саргсян Н.Г. О квантитативном методе анализа хореографических и музыкальных элементах (на приме-ре музыкально-кинетографических партитур С.С. Джуджева и С.С. Лисициан) // Ученые записки Россий-ской академии музыки им. Гнесиных. 2016. № 1 (16). С. 13-21. https://elibrary.ru/vuysjr
Дополнительные файлы
