Учебник по иностранному языку в школе: условия его качественного создания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Учебник представляет центральное звено в управлении учебным процессом и является одним из эффективных способов оптимизации обучения неродному языку в школе. Актуальность исследования определяется востребованностью теории учебника по неродным языкам в связи с широким распространением изучения русского языка как иностранного, а также необходимостью обеспечения учебного процесса по овладению неродным языком надежным средством обучения.
Материалы и методы. Использовалась совокупность взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов, а именно: а) наукометрический анализ работ по проблемам проектирования школьных учебников, в частности, по иностранному языку; б) компаративный анализ действующих учебников по иностранным языкам, выявление их положительных и отрицательных сторон; в) анкетирование учителей иностранного языка Нижнего Новгорода и Нижегородской области по выявлению эффективности той или иной линейки учебников; г) обобщение положительных педагогических практик учителей по выбранной линейке учебников; д) разработка рекомендаций к проектированию учебника по иностранным языкам нового поколения в современных условиях.
Результаты исследования. Определены и уточнены функции учебника по иностранным языкам, в совокупности информационной, обучающей, мотивирующей и контролирующей, а также описана номенклатура специальных методических принципов проектирования учебников и учебных пособий. Даны методические рекомендации по проектированию учебников и учебных пособий по иностранному языку, основанные на анализе сильных и слабых сторон действующих УМК.
Выводы. Сделан вывод о том, что в условиях выбора учебника иностранного языка учителю необходимо руководствоваться такими критериями, как: целесообразно отобранный языковой и речевой материал; адекватная для данного класса предметная база в виде тем и речевых ситуаций, организованных по тематическому принципу; наличие в учебнике четкого аппарата управления процессом формирования речевых навыков и умений; внутренняя связь учебника по иностранному языку с другими компонентами учебно-методического комплекта

Об авторах

А. Н. Шамов

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»

Email: shamov1952@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4880-0384

Шамов Александр Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики

Россия, 603115, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

А. С. Шимичев

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: Alexshim@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-6526-4080

Шимичев Алексей Сергеевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой европейских языков и методики их преподавания

Россия, 603115, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

Список литературы

  1. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Координирующая роль учебника в условиях современной образова-тельной среды // Учебник как инструмент национально-культурного самоопределения обучающихся: сб. тр. Всерос. конф. с междунар. участием. М.: Языки народов мира, 2021. С. 25-29. https://elibrary.ru/smtpxh
  2. Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека ХХI века / под ред. И.М. Осмолов-ской, В.В. Серикова. М., 2022. 180 с. https://elibrary.ru/pxqjzq
  3. Афанасьева О.В., Баранова К.М. Современный учебник английского языка для старшей школы в аспекте отражения межкультурной коммуникации // Иностранные языки в школе. 2021. № 7. С. 12-18. https://elibrary.ru/ulhlda
  4. Герасимова С.А. Архитектоника индивидуально ориентированного учебника иностранного языка // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Язы-ковое образование. 2016. № 4 (24). С. 95-103. https://elibrary.ru/xhogut
  5. Идилова И.С., Вишневецкая Н.В. Проектирование учебника иностранного языка: опыт разработки про-граммы повышения квалификации // Иностранные языки в школе. 2023. № 6. С. 67-71. https://elibrary.ru/nbygei
  6. Степанов М.В., Шамов А.Н. Роль учебника как средства формирования и развития методической компе-тенции учителя иностранного языка // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 6 (80). С. 74-92. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2021-80-74-92, https://elibrary.ru/whpqxl
  7. Степанова М.В., Шамов А.Н. Критерии экспертной оценки учебника по иностранному языку // Отечест-венная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 6 (88). С. 86-102. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-88-86-102, https://elibrary.ru/uzhlhi
  8. Тарева Е.Г., Твердохлебова И.П. Современный учебник иностранного языка: вопросы концептуального и технологического моделирования // Иностранные языки в школе. 2021. № 7. С. 2-4. https://elibrary.ru/vtccgq
  9. Шамов А.Н. Культура пользования учебником по иностранному языку и особенности ее формирования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. С. 320-328. https://elibrary.ru/vtlgcz
  10. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Рус. яз., 1977. 288 с.
  11. Пассов Е.И. Сорок лет спустя, или сто и одна методическая идея. М.: Глосса-Пресс, 2006. 240 с.
  12. Педагогические технологии в школьном иноязычном образовании / под ред. С.В. Чернышова. Обнинск: Титул, 2023. 372 с.
  13. Шамов А.Н. Проблемы функционирования понятийно-терминологического аппарата в современном педагогическом дискурсе // Иностранные языки в школе. 2017. № 12. С. 17-23. https://elibrary.ru/nnfyhi
  14. Шамов А.Н., Ким О.М. Особенности профессиональной деятельности преподавателя иностранных язы-ков в вузе // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. С. 2-5. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-5, https://elibrary.ru/mvpbvm
  15. Шамов А.Н. Приемы эффективного запоминания лексики на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2015. № 2. С. 15-23. https://elibrary.ru/trlarf
  16. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
  17. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Рус. яз., 1977. 216 с.
  18. Шимичев А.С. Межкультурный аспект в содержании обучения иноязычной грамматике студентов по направлению подготовки «Лингвистика» // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 32. С. 177-186. https://elibrary.ru/vntowp
  19. Чернышов С.В., Шамов А.Н. Теория и методика обучения иностранным языкам. М.: Кнорус, 2022. 442 с. https://elibrary.ru/cnzgou
  20. Тюльников А.А., Шамов А.Н. Цели обучения иностранным языкам в школе и объекты контроля: когда они будут совпадать в ходе организации единого государственного экзамена // Иностранные языки в школе. 2019. № 9. С. 12-20. https://elibrary.ru/hjatsr
  21. Барышников Н.В. Насущные проблемы методики обучения иностранным языка как искусства // Ино-странные языки в школе. 2022. № 3. С. 1-12. https://elibrary.ru/lupvst
  22. Шамов А.Н. Функциональная грамотность учителя иностранного языка и ее место в образовательных парадигмах и подходах // Нижегородское образование. 2021. № 1. С. 23-30. https://elibrary.ru/funnfz
  23. Елхимова Е.М., Шимичев А.С. Организация иноязычной проектной и научно-исследовательской деятель-ности в контексте нацпроекта «Образование» // Подготовка учителя иностранного языка в контексте на-ционального проекта «Образование»: сб. науч. тр. Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2020. С. 42-47. https://elibrary.ru/qdccxh
  24. Шимичев А.С., Тарасова О.М. Продуктивно-креативные технологий в профессиональной подготовке учителя иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2. С. 326-328. https://elibrary.ru/tiqnrn
  25. Наркозиев А., Цыплакова С.А. Структура и содержание учебников по профессиональным учебным дис-циплинам // Вестник Мининского университета. 2016. № 4. Ст. 5. https://elibrary.ru/xwkwur
  26. Барышников Н.В., Твердохлебова И.П. Научно-методический симпозиум «Неолингводидактика как веле-ние времени: цель, принципы, стратегии обучения и векторы развития». Лемпертовские чтения – ХХV // Иностранные языки в школе. 2023. № 6. С. 92-96. https://elibrary.ru/mulpzu

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».