Учебник по иностранному языку в школе: условия его качественного создания
- Авторы: Шамов А.Н.1, Шимичев А.С.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
- Выпуск: Том 29, № 6 (2024)
- Страницы: 1608-1621
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297533
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1608-1621
- ID: 297533
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Учебник представляет центральное звено в управлении учебным процессом и является одним из эффективных способов оптимизации обучения неродному языку в школе. Актуальность исследования определяется востребованностью теории учебника по неродным языкам в связи с широким распространением изучения русского языка как иностранного, а также необходимостью обеспечения учебного процесса по овладению неродным языком надежным средством обучения.
Материалы и методы. Использовалась совокупность взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов, а именно: а) наукометрический анализ работ по проблемам проектирования школьных учебников, в частности, по иностранному языку; б) компаративный анализ действующих учебников по иностранным языкам, выявление их положительных и отрицательных сторон; в) анкетирование учителей иностранного языка Нижнего Новгорода и Нижегородской области по выявлению эффективности той или иной линейки учебников; г) обобщение положительных педагогических практик учителей по выбранной линейке учебников; д) разработка рекомендаций к проектированию учебника по иностранным языкам нового поколения в современных условиях.
Результаты исследования. Определены и уточнены функции учебника по иностранным языкам, в совокупности информационной, обучающей, мотивирующей и контролирующей, а также описана номенклатура специальных методических принципов проектирования учебников и учебных пособий. Даны методические рекомендации по проектированию учебников и учебных пособий по иностранному языку, основанные на анализе сильных и слабых сторон действующих УМК.
Выводы. Сделан вывод о том, что в условиях выбора учебника иностранного языка учителю необходимо руководствоваться такими критериями, как: целесообразно отобранный языковой и речевой материал; адекватная для данного класса предметная база в виде тем и речевых ситуаций, организованных по тематическому принципу; наличие в учебнике четкого аппарата управления процессом формирования речевых навыков и умений; внутренняя связь учебника по иностранному языку с другими компонентами учебно-методического комплекта
Об авторах
А. Н. Шамов
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
Email: shamov1952@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4880-0384
Шамов Александр Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики
Россия, 603115, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1А. С. Шимичев
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: Alexshim@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-6526-4080
Шимичев Алексей Сергеевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой европейских языков и методики их преподавания
Россия, 603115, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1Список литературы
- Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Координирующая роль учебника в условиях современной образова-тельной среды // Учебник как инструмент национально-культурного самоопределения обучающихся: сб. тр. Всерос. конф. с междунар. участием. М.: Языки народов мира, 2021. С. 25-29. https://elibrary.ru/smtpxh
- Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека ХХI века / под ред. И.М. Осмолов-ской, В.В. Серикова. М., 2022. 180 с. https://elibrary.ru/pxqjzq
- Афанасьева О.В., Баранова К.М. Современный учебник английского языка для старшей школы в аспекте отражения межкультурной коммуникации // Иностранные языки в школе. 2021. № 7. С. 12-18. https://elibrary.ru/ulhlda
- Герасимова С.А. Архитектоника индивидуально ориентированного учебника иностранного языка // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Язы-ковое образование. 2016. № 4 (24). С. 95-103. https://elibrary.ru/xhogut
- Идилова И.С., Вишневецкая Н.В. Проектирование учебника иностранного языка: опыт разработки про-граммы повышения квалификации // Иностранные языки в школе. 2023. № 6. С. 67-71. https://elibrary.ru/nbygei
- Степанов М.В., Шамов А.Н. Роль учебника как средства формирования и развития методической компе-тенции учителя иностранного языка // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 6 (80). С. 74-92. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2021-80-74-92, https://elibrary.ru/whpqxl
- Степанова М.В., Шамов А.Н. Критерии экспертной оценки учебника по иностранному языку // Отечест-венная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 6 (88). С. 86-102. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-88-86-102, https://elibrary.ru/uzhlhi
- Тарева Е.Г., Твердохлебова И.П. Современный учебник иностранного языка: вопросы концептуального и технологического моделирования // Иностранные языки в школе. 2021. № 7. С. 2-4. https://elibrary.ru/vtccgq
- Шамов А.Н. Культура пользования учебником по иностранному языку и особенности ее формирования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. С. 320-328. https://elibrary.ru/vtlgcz
- Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Рус. яз., 1977. 288 с.
- Пассов Е.И. Сорок лет спустя, или сто и одна методическая идея. М.: Глосса-Пресс, 2006. 240 с.
- Педагогические технологии в школьном иноязычном образовании / под ред. С.В. Чернышова. Обнинск: Титул, 2023. 372 с.
- Шамов А.Н. Проблемы функционирования понятийно-терминологического аппарата в современном педагогическом дискурсе // Иностранные языки в школе. 2017. № 12. С. 17-23. https://elibrary.ru/nnfyhi
- Шамов А.Н., Ким О.М. Особенности профессиональной деятельности преподавателя иностранных язы-ков в вузе // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. С. 2-5. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-5, https://elibrary.ru/mvpbvm
- Шамов А.Н. Приемы эффективного запоминания лексики на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2015. № 2. С. 15-23. https://elibrary.ru/trlarf
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
- Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Рус. яз., 1977. 216 с.
- Шимичев А.С. Межкультурный аспект в содержании обучения иноязычной грамматике студентов по направлению подготовки «Лингвистика» // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 32. С. 177-186. https://elibrary.ru/vntowp
- Чернышов С.В., Шамов А.Н. Теория и методика обучения иностранным языкам. М.: Кнорус, 2022. 442 с. https://elibrary.ru/cnzgou
- Тюльников А.А., Шамов А.Н. Цели обучения иностранным языкам в школе и объекты контроля: когда они будут совпадать в ходе организации единого государственного экзамена // Иностранные языки в школе. 2019. № 9. С. 12-20. https://elibrary.ru/hjatsr
- Барышников Н.В. Насущные проблемы методики обучения иностранным языка как искусства // Ино-странные языки в школе. 2022. № 3. С. 1-12. https://elibrary.ru/lupvst
- Шамов А.Н. Функциональная грамотность учителя иностранного языка и ее место в образовательных парадигмах и подходах // Нижегородское образование. 2021. № 1. С. 23-30. https://elibrary.ru/funnfz
- Елхимова Е.М., Шимичев А.С. Организация иноязычной проектной и научно-исследовательской деятель-ности в контексте нацпроекта «Образование» // Подготовка учителя иностранного языка в контексте на-ционального проекта «Образование»: сб. науч. тр. Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2020. С. 42-47. https://elibrary.ru/qdccxh
- Шимичев А.С., Тарасова О.М. Продуктивно-креативные технологий в профессиональной подготовке учителя иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2. С. 326-328. https://elibrary.ru/tiqnrn
- Наркозиев А., Цыплакова С.А. Структура и содержание учебников по профессиональным учебным дис-циплинам // Вестник Мининского университета. 2016. № 4. Ст. 5. https://elibrary.ru/xwkwur
- Барышников Н.В., Твердохлебова И.П. Научно-методический симпозиум «Неолингводидактика как веле-ние времени: цель, принципы, стратегии обучения и векторы развития». Лемпертовские чтения – ХХV // Иностранные языки в школе. 2023. № 6. С. 92-96. https://elibrary.ru/mulpzu
Дополнительные файлы
