Understanding manipulation as an element of psychological culture of students
- 作者: Lobanov R.A., Romanov K.M.
- 期: 卷 6, 编号 16 (2018)
- 栏目: Статьи
- ##submission.dateSubmitted##: 06.03.2025
- ##submission.dateAccepted##: 06.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/282585
- ID: 282585
如何引用文章
全文:
详细
The article considers manipulation as a phenomenon of interpersonal communication. A short theoretical analysis of the literature on the research problem is provided. The peculiarities of students' development of the ability to understand manipulative influences are revealed.
全文:
В самом общем значении манипуляция определяется как преднамеренное взаимодействие с объектами с заданной целью. Манипуляция как феномен психологии общения и межличностной коммуникации понимается как акт влияния на людей или управления ими с заведомо пренебрежительным подтекстом, а также как разновидность скрытого управления. В этом контексте понятие «манипуляция» приобретает отрицательную окраску и обнаруживает в себе деструктивные антисоциальные свойства. Именно поэтому принято описывать психологическое воздействие, вызывающее недовольство, которое так или иначе побудило человека совершить то, чего сам бы он никогда не совершил, как воздействие манипулятивное [4; 7].
Как любой предмет психологического исследования, манипуляция имеет ряд отличительный признаков, которые позволяет безошибочно отделить ее от схожих понятий.
- Это вид психологического воздействия, при котором мишенью действий манипулятора выступают психические структуры личности человека.
- Ключевой особенностью является то, что это воздействие всегда и при любом условии является скрытым и не должно быть замечено объектом манипуляции. Только оставшаяся незаметной манипуляция считается успешно произведенной, а также, если манипулируемый верит, что происходящее с ним имеет совершенно естественный характер.
- Хотя ряд исследователей усматривает основную опасность манипуляции в том ущербе, который причиняется объекту, следует в первую очередь заметить, что неоднократно подвергнутый успешному манипулятивному воздействию человек начинает воспринимать такой род взаимодействия как нечто само собой разумеющееся. Это кристаллизуется в его психике, становится привычкой, ведущей к смене прежних форм его жизнедеятельности.
- При манипуляции реципиент воспринимается как совокупность качеств, которые могут пригодиться при достижении цели, а не как целостная индивидуальная личность.
- Специфическая самоподача манипулятора: демонстрируется всегда только лишь то, что способствует достижению цели.
Манипуляция – это отношение субъекта воздействия к другому человеку как к вещи, с тенденцией игнорирования его интересов. При этом осуществляется скрытое воздействие с привлечением опосредованного давления на его личностные структуры, которое выражается в ряде особых манипуляционных приемов. Их задача сводится к влиянию на психическое состояние адресата таким образом, чтобы в итоге добиться оптимизации его поведения и мышления в корыстных целях манипулятора, который, в свою очередь, воспринимает реципиента только как средство достижения необходимого результата. Таким образом, манипуляция является не обычной ложью или обманом в чистом виде, а своеобразной смесью лжи и правды со специальной формой ее подачи. Поэтому распознать такое воздействие для среднестатистического человека порой представляет собой сложную задачу [2; 5].
Макиавеллический или манипулятивный тип личности (название связано с характеристиками личности, описанными в книге флорентийского дипломата и писателя XVI в. Никколо Макиавелли «Государь») – это смягченный вариант авторитарного типа. Макиавеллизм также определяется как циничная, эксплуататорская установка по отношению к другим людям, которые воспринимаются слабыми, зависимыми объектами, приспособленными исключительно для использования ради достижения целей макиавеллиста.
Макиавеллист – это субъект, манипулирующий другими на основе определенных жизненных принципов, которые служат ему оправданием подобного поведения. По его мнению, манипулирование другими людьми соответствует самой природе человека, и потому он не находит в этом ничего зазорного. В использовании других людей он видит лишь наиболее эффективный и рациональный способ взаимодействия с окружающим миром. Макиавеллист всегда идет на манипуляцию осознанно, четко представляя собственную в ней выгоду.
Подобное отношение макиавеллистом не просто усваивается и применяется, но и транслируется в общество, порождая в нем особую «идеологию манипуляции». Люди, подвергшиеся манипуляционному воздействию или достаточно долго наблюдающие его со стороны, приобретают устойчивые личностные деформации, при которых перестают воспринимать манипуляцию как что-то из ряда вон выходящее и начинают сами предвзято относиться к иным формам психологического влияния, замечая в них несуществующую корыстную подоплеку [1; 3].
В современном обществе, в связи с крайне низким уровнем научного психологического образования, у людей отсутствует или ограничено понимание научной психологической терминологии, которое, ко всему прочему, искаженно преподносится массовой культурой. Наличествующие у человека житейские психологические знания и несовершенное психологическое мышление позволяют ему получить весьма приблизительное и ограниченное представление о манипуляционном воздействии на него в повседневной жизни.
Психологическая культура – это система психических процессов и свойств, благодаря которой человек осуществляет понимание себя и других людей как субъектов и как личностей. Она также позволяет ему эффективно воздействовать на других людей и на самого себя, иметь адекватное отношение к людям и к самому себе. Высокий уровень развития психологической культуры значительно повышает возможности человека, качество его жизни, оберегает от ненужных потерь, неудач, конфликтов, психологических травм (в том числе, связанных с манипуляцией).
Современное общество переживает глубокий кризис, который заключается в том, что со своей главной задачей – формированием полноценной личности человека – оно не справляется. Это проявляется в низком уровне общего развития выпускников школ, резком падении интереса к знаниям, массовой бездуховности молодежи, увеличении числа трудновоспитуемых подростков. Поэтому всестороннее изучение предпосылок, закономерностей, а также проблемы формирования психологически здоровой личности является одной их самых актуальных проблем психологии на данный момент.
Дальнейшее развитие человеческого общества будет непосредственно связано с его все возрастающей психологизацией и с проникновением научных психологических знаний во все аспекты общественной жизни. Прямой закономерностью этого будет разработка и внедрение в жизнь различных психотехнологий для воздействия на человека, которые могут быть использованы в различных сферах жизни, с различными целями, не исключая и антигуманные. В условиях такого мощного психологического давления человек рискует превратиться в послушный объект всевозможных манипуляций, противостоять которым способна только личность, имеющая высокий уровень развития психологической культуры. Поэтому развитие психологической культуры людей всех возрастов представляет собой наиболее актуальную социальную и педагогическую задачу современности [6].
Задача данного исследования – выявить уровень развития у студентов способности к пониманию манипуляции. Выборка респондентов составила 79 студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Из них 35 человек являются студентами историко-социологического института, обучающимися по специальности «Психология»; 44 человека являются студентами иных факультетов и институтов того же университета. Респонденты проходили «Опросник манипуляционных ситуаций», составленный на основе трудов С. Г. Кара-Мурзы и представляющий собой 21 описанную ситуацию, максимально приближенную к реальным жизненным условиям. Часть из них содержит в себе манипуляцию (10 ситуаций), а часть – нет (11 ситуаций). Исследование заключалось в сравнении понимания манипуляции как элемента психологической культуры студентами психологами и студентами других специальностей.
Для повышения достоверности результатов использовались методы количественной и качественной обработки: критерий φ* – угловое преобразование Фишера, U-критерий Манна-Уитни, критерий χ2 – Пирсона.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
- Студенты имеют средний уровень развития способности к пониманию психологических манипуляций, причем это не зависит от их специальности.
- Студенты-психологи ошибались при выполнении методики «Опросник манипуляционных ситуаций» также часто, как и студенты других специальностей.
- Студенты-психологи в целом сделали столько же ошибок в каждой из ситуаций опросника, сколько студенты других специальностей.
- Наиболее трудными для анализа и понимания манипуляции в ситуациях опросника для всех респондентов оказались № 12, № 13 и № 15, в которых не содержалось манипуляций.
- Существует достоверная статистическая разница в выборе причин, помогавших выявлять манипуляционные ситуации в опроснике, между студентами-психологами и студентами других специальностей.
- Студенты-психологи реже, чем студенты других специальностей, опираются на свой личный жизненный опыт в процессе анализа повседневных ситуаций на наличие или отсутствие в них манипуляции.
- Студенты-психологи в большей степени, нежели студенты других специальностей, полагаются на научную литературу и обучение в университете при анализе повседневных ситуаций.
- Студенты-психологи в меньшей степени, чем студенты других специальностей, полагаются при анализе повседневных ситуаций на популярную информацию, полученную из СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет).
参考
- Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 226 с.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2013. – 576 с.
- Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проект, 2009. – 380 с.
- Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. – М.: Эксмо, 2005. – 832 с.
- Никишов С. Н., Осипова И. С. Основы психологии общения: учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. – 120 с.
- Романов К. М. Психологическая культура личности. Учебное пособие. – М.: Когнито-Центр, 2015. – 314 с.
- Шейнов. В. П. Психологическое влияние. – Минск: Харвест, 2007. – 640 с.
补充文件
