Том 7, № 8 (2019)
- Год: 2019
- Выпуск опубликован: 05.08.2019
- Статей: 10
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/issue/view/18198
Весь выпуск
Трансформация смыслов: fiction и non-fiction в повести С. Довлатова «Филиал»
Аннотация
В статье представлен сравнительный анализ двух произведений русского писателя С. Довлатова: эссе «Литература продолжается» (1982 г.) и повести «Филиал» (1988 г.). Делается вывод об автобиографической природе данной повести С. Довлатова, реализованной посредством автоинтертекста в виде цитат и реплик, ранее использованных им в эссе.


Семантические функции фразеологических единиц в русских народных и авторских сказках
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению семантических функций фразеологических единиц (разновидностей логоэпистем) в пространстве русских сказок – народных и авторских – с учетом их участия в формировании речевого жанра. Предпринята попытка осмысления фразеологизмов с позиций когнитивно-прагматического подхода. Это помогает лучше понять сущность фразеологических единиц в единстве их лингвистического, когнитивного и прагматического аспектов.


Разновидности клише в российском медийном дискурсе
Аннотация
В статье рассматриваются языковые средства стандартизации, используемые в российских СМИ. Предпринимается попытка проследить причины возникновения условий употребления клише в газетном языке и дикторской речи, подробно рассматривается семантика приводимых лингвистических фактов. Фактический материал свидетельствует о том, что далеко не всегда употребление клише и штампов является обоснованным. При этом отмечается положительное свойство клише и штампов экономить пространство СМИ.




Семантическое своеобразие диалектных наименований сферы свадебного обряда (на материале русского языка)
Аннотация
В статье охарактеризованы парадигматические связи наименований, составляющих лексику свадебного обряда, в русских говорах Мордовии. Описаны синонимические, омонимические, полисемические отношения в рамках рассматриваемой группы. Выявлена общая специфика данных парадигматических связей лексики свадебного обряда на диалектном материале в сопоставлении с литературным языком.


О специфике виртуального журналистского дискурса в аспекте лингвоэкологии (на примере русскоязычных лонгридов)
Аннотация
В статье приводится определение лонгрида как особого жанра виртуальной журналистики и представлен анализ лонгридов в рамках модели «язык – дискурс». Особое внимание уделяется когезии и когерентности, отсутствие которых представляет лингвоэкологическую угрозу для виртуального журналистского дискурса, а также рассматривается роль интердискурсивности с точки зрения ее лингвоэкологичности в дискурсивном пространстве лонгридов.


Лексико-семантические связи русских диалектных прилагательных, отражающих внешний вид человека
Аннотация
В статье охарактеризованы парадигматические связи прилагательных, отражающих внешний вид человека, в русских говорах Мордовии. Описаны синонимические, антонимические, омонимические, полисемические отношения в рамках рассматриваемой лексико-семантической группы. Выявлена общая специфика данных парадигматических связей прилагательных со значением внешнего облика человека на диалектном материале в сопоставлении с литературным языком.


Образ Стокгольма в поэтическом осмыслении Е. Завершневой (на материале цикла «Stockholm»)
Аннотация
В статье рассматриваются пути и характер развития лирического цикла путешествия в поэзии. На примере поэтического текста Е. Завершневой «Stockholm» показано расширение содержательных и формальных признаков жанровой формы путешествия в современной русской литературе.


Жанровое своеобразие книги стихов Г. Сапгира «Сонеты на рубашках»
Аннотация
В статье рассматриваются проблемно-тематические особенности и жанровая специфика книги стихов Г. Сапгира «Сонеты на рубашках». В результате исследования делается вывод о том, что книга стихов является крупной жанровой формой, позволяющей представить мировидение поэта как систему, передать масштабность его взгляда на многие современные реалии.


Мотив тайны в творчестве Н. М. Карамзина и Н. С. Гумилева
Аннотация
В статье представлен сопоставительный анализ произведений Н. М. Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена») и Н. С. Гумилева («Дочери Каина», «Гибели обреченные», «Скрипка Страдивариуса», «Черный Дик») с точки зрения выявления общего предромантического мотива – мотива тайны. Утверждается, что ученичество Гумилева 1905–1911 гг., представляемое в свете символистской традиции, на самом деле уже включало в себя ориентацию будущих акмеистов на использование образов и сюжетов мировой культуры, в том числе и обращение к отечественной предромантической традиции.

