Motive of secret in literary works of N. M. Karamzin and N. S. Gumilev

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents a comparative analysis of the literary works of N. M. Karamzin ("Island of Borngolm", "Sierra-Morena") and N. S. Gumilev ("Cain's Daughters", "Fateful Death", "Stradivarius's Violin", "Black Dick") in terms of identification of their common preromantic motive – the motive of secret. It is proved that Gumilev's literary apprenticeship (1905–1911), being in the mainstream of the Symbolist tradition, actually shows a tendency to use the global cultural images and plots, including the appeal to the Russian preromantic tradition, which are typical for the Russian Acmeist poets.

Full Text

Сравнительно-сопоставительный аспект изучения творчества таких значительных писателей русской литературы, как Н. С. Карамзин и Н. С. Гумилев, ‒ только намечается [1]. Его дальнейшее исследование позволит понять масштаб замысла основателя акмеизма по сохранению всего лучшего, что было создано до него мировой литературой, с целью воплощения его в своем творчестве, а также рассмотреть воплощение этого замысла. Произведения Н. С. Гумилева, «Дочери Каина», «Гибели обреченные», «Скрипка Страдивариуса», «Черный Дик», создавались в так называемый «ученический» период творчества писателя: 1905–1911 гг., то есть в период до провозглашения акмеизма, и в них очень много романтических и предромантических мотивов. Но если первые достаточно изучены отечественным литературоведением, то вторые пока не обращали на себя внимание исследователей. Сопоставление этих произведений с повестями Н. М. Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена») позволит остановиться именно на выявлении английской готической традиции, преломленной сквозь призму творчества российского писателя конца XVIII – начала XIX вв., ставшего родоначальником не только российского сентиментализма, но и предромантизма.

Как известно, предромантизм – комплекс явлений в английской литературе второй половины XVIII века, включающий кладбищенскую поэзию, готический роман и оссианизм. Предромантизм предпочитает таинственность и загадочность страстей чувствительности сентименталистов. Уход от современной цивилизации на лоно природы путем перемещения в чужие страны или далекое прошлое, в средневековье. Исключительные приключения героев развертываются на фоне развалин средневекового замка, диких утесов и т.п. Характерной чертой предромантизма является интерес к фольклору. Важная отличительная черта: в предромантических произведениях читатель не знает разгадки тайны заранее, что создает особую эмоциональную напряженность при чтении, приковывает интерес к каждому повороту событий. Но предромантики используют тайну не только для привлечения читательского внимания, но и для утверждения важной для них философской идеи: мир непознаваем, судьба человека непредсказуема, в нее всегда могут вмешаться некие внешние силы, добрые или злые, рациональные или – чаще – иррациональные.

Соответственно, мотив тайны реализуется в таинственности и загадочности страстей. «Остров Борнгольм» начинается тайной. Таинственна сцена встречи с гревзендским незнакомцем, поющим песню, полную неясных намеков, женщина в темнице. Между тем в произведении присутствует сюжетный эллипсис, заполнить который предоставлено воображению читателя. Предысторию героев он может восстановить лишь отчасти, сопоставляя отрывочные сведения и догадываясь об остальном. Такое построение рассказа зарождается в романе тайн и ужасов и ведет прямо к байронической поэме: «Сей унылый шум и вид необозримых вод начинали склонять меня к той дремоте, к тому сладостному бездействию души, в котором все идеи и все чувства останавливаются и цепенеют, подобно вдруг замерзающим ключевым струям, и которое есть самый разительнейший и самый пиитический образ смерти; но вдруг ветви потряслись над моею головою... Я взглянул и увидел — молодого человека, худого, бледного, томного, — более привидение, нежели человека» [4, с. 38].

Именно так начинается повествование Н. Карамзина и это же пограничное состояние мы находим у героев Н. Гумилева, например, в произведении «Скрипка Страдивариуса». В качестве жизненного материла автором берется жизнь Италии. В рассказе используется вполне типичный образ дьявола, искушающего Паоло Белличини. Все происходящее на грани сна и яви. Мелодия, что сводит с ума Паоло, никогда не будет услышана читателями, но ее таинственность от этого только возрастает. Неожиданные повороты рассказа, которые держат читателя в напряжении и трагический конец все это, конечно, в духе предромантизма: «Лежа в постели, он еще долго ворочался, не будучи в силах заснуть. Словно грозящий багряный орел, носилась над ним мысль о нескончаемом соло. Наконец, милосердный сон закрыл его очи, смягчил острую боль в висках и с ласковой неудержимостью повлек по бесконечному коридору, который все расширялся и светлел, уходя куда-то далеко» [3, с. 220].

«Гибели обреченные» Н. С. Гумилева также пронизано тайной. Завораживает собой первобытный мир и первый человек Тремограст. Все происходящее является тайной не только для читателей, но и для самого человека: «Он не знал, кто дал ему это прекрасное сильное тело, кто забросил его в темную пещеру, из которой он вышел к пределам зеленоватого моря и лоснящихся брызгами черных утесов» [3, с. 240]. Таинственны и загадочны и страхи Тремограста («Одного только боялся он – луны» [с. 243]) и любовь к Лейле («Он содрогнулся от внезапной ревности, вдруг нахлынувшего желания такого же счастья» [3, с.246]). Не меньшую загадку составляет для читателей и песня Элаи («Не мы, но, может быть, другие поймут таинственный закон» [3, с. 248]). Как видим, предромантические мотивы присутствуют в произведении Гумилева и на уровне системы персонажей, в которой каждый герой живет со своей тайной, и на уровне композиции, где нелинейное построение сюжета также содействует затуманиванию смысла произведения для читателя.

Демоническая тематика свойственна и новелле Н. С. Гумилева «Дочери Каина». Впрочем, многими исследователями она рассматривается в контексте библейского мотива. При этом, как уже было сказано, загадочность и таинственность страстей свойственна предромантизму и, иногда, эта загадочность заключена в недопустимости их. Так, важнейшей фактической находкой была обнаруженная Н. Д. Кочетковой в рукописном сборнике начала XIX в. неизвестная редакция песни «гревзендского незнакомца», в рифмованных стихах, где прямо раскрывался характер конфликта – «осуждаемая законами» любовь брата и сестры: Любовница, сестрица, Супруга, милый друг! [2].

Гумилев, как и Карамзин, затрагивает тему инцеста, показывая порочность Каина, возжелавшего свою дочь Лию: «Чистые девушки сторонились его, а порочные сами искали его объятий. Он же был равно чужд и тем, и другим, и больше ни разу в жизни не затрепетало его где-то далеко в горах Ливана, в таинственном гроте окаменевшее сердце. И умер он, не захотев причаститься, зная, что ни в каких мирах не найдет он забвенья семи печальных дев» [3, с. 211]. Но эта тема очень ярко подчеркивает модернистский ракурс осуществляемых Гумилевым экспериментов: в этих стилистических исканиях писателю важна была не тема, а работа над формой – то, что станет впоследствии частью манифеста акмеизма.

Как и в выше приведенных произведениях, в рассказе «Черный Дик» Н. С. Гумилев обращается к страсти, туманящей разум. Странная девочка, одиноко живущая на острове, становится объектом желания Дика. Обстановка, в которой происходит событие, разворачивается в духе предромантизма: «Было ясно, что остров действительно служил любимым местом нечистой силы» [3, с. 202]. И, наконец, неожиданный финал, который ясно дает понять какое бывает наказание за порочную страсть: «…И тогда лишь, по обрывкам одежды, могли мы узнать в мертвом чудовище веселого товарища – Черного Дика» [3, с. 205]. Рок, судьба – все это непременные атрибуты предромантизма, передающие непрочность, зыбкость существования человека.

Сравнивая Н. М. Карамзина и Н. С. Гумилева в рамках предромантизма, можно обнаружить практически все черты данного направления. Оба автора в большинстве случаев уходят от современной цивилизации на лоно природы или же в далекое прошлое. Сохраняется и важная отличительная черта: разгадка тайны держится в секрете, и мы не знаем всех ответов заранее, что, несомненно, создает эмоциональную напряженность при чтении. И, наконец, реализуется во всей своей полноте философская идея непознаваемости мира и непредсказуемости человеческой судьбы.

×

About the authors

A. O. Yakomaskina

Author for correspondence.
Email: ogarev.online@gmail.com

References

  1. Акимова Т. И. Образ путешественника в русской прозе: "Письма русского путешественника" Н. М. Карамзина, "Фрегат "Паллада" И. А. Гончарова, "Африканский дневник" Н. С. Гумилева // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. ‒ С. 361–370.
  2. Вацуро В. Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // XVIII век. Сб. 8: Державин и Карамзин в лит. движении XVIII — начала XIX века. – Л.: Наука, 1969. – С. 190–209.
  3. Гумилев Н. С. Сочинения в трех томах. Т.2. Драмы. Рассказы. – М.: Худож. лит.,1991. – 478 с.
  4. Карамзин Н. М. Избранные произведения в прозе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/karamzin_proza.pdf. (дата обращения 15.05.2019).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».