Актуальные проблемы психологии в публикациях журнала «Вопросы психологии» за 2019-2023 гг.
- Авторы: Абелова М.П.1, Никишов С.Н.1
-
Учреждения:
- Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
- Выпуск: Том 12, № 14 (2024)
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 07.01.2025
- Статья одобрена: 07.01.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/276236
- ID: 276236
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы психологии, выявленные посредством анализа публикаций научного журнала «Вопросы психологии» за 2019-2023 гг. В результате исследования определено, что наиболее часто обсуждаются исторические данные психологии, когнитивные механизмы, психодиагностические методики, психологические изменения, вызванные внедрением интернета в повседневную жизнь людей, феномены эмоционального интеллекта и эмоциональной регуляции, а также образование и развитие детей подросткового и дошкольного возраста.
Полный текст
В психологии на сегодняшний день исследования ведутся в различных направлениях, охватывающих множество конструктов психики и вытекающего из них поведения. Необходимо отдавать отчет, какие психологические феномены вызывают наибольший интерес и изучаются преимущественном образом, чтобы сформировать базу знаний о значимых в современных реалиях психологических явлениях. Это дает ученым возможность сформировать ориентиры, на которые следует опираться при выборе темы научного исследования, а также осознавать области психологии, недостаточно освещенные и требующие углубления при их изучении.
Целью исследования является определение актуальных проблем психологии на основе анализа научных статей журнала «Вопросы психологии» за 2019-2023 гг.
Дата создания журнала «Вопросы психологии» приходится на 1955 год, его учредителем является Академия педагогических наук РСФСР. Данный научный журнал стал наиболее популярным периодическим изданием по психологии, ввиду этого в 2000 году он победил в номинации «Самое популярное (читаемое) периодическое издание по психологии в России».
В «Вопросах психологии» затрагивается широкий круг теоретических и практических проблем, несущих особую актуальность и преимущественно касающихся психологии обучения и воспитания [1].
Был произведен анализ аннотаций и названия всех найденных публикаций, количество которых составило 463 статьи. В результате проделанной работы каждая научная статья была определена в одну из 39 категорий, затем подсчитывалось количество статей во всех категориях и вычислялось их процентное значение в соотношении с общим количеством публикаций за 2019-2023 гг.
На основе количественного анализа происходила детерминация актуальных проблем психологии. Так как наблюдалось большое разнообразие и разрозненность тем научных статей, значимыми для подсчета являлись исследования, процентный показатель которых превышал 4%.
Согласно данным, взятым из электронной библиотеки E-library, за 2019 год в журнале была опубликована 101 статья с большой вариативностью предметов исследования и отраслей психологии, в рамках которых писались научные работы [1]. 19% публикаций вошли в категорию «Разное», где преимущественно размещались поздравления, календари научных конференций, «научная жизнь» и т.д.
Больше всего упоминались проблемы, связанные с психологией эмоций (10% всех публикаций), а именно эмоциональным интеллектом в контексте его развития и формирования у детей (38% публикаций внутри данной категории) и саморегуляцией как условием успешного осуществления учебной деятельности (38%).
В когнитивной психологии основными проблемами по итогам анализа выступили становление мыслительной деятельности и творческого мышления (44,4%), а также особенности зрительного восприятия (33% внутри данной категории). От общего количества публикаций работы в области когнитивной психологии составили 9%.
Особое внимание уделялось психодиагностике и методологии изучения эмоционального интеллекта, одаренности и аутизма (33% внутри данной категории). Исследовалась проблема адаптации и апробации русскоязычных версий методик (22% внутри данной категории). Одаренность, между тем, являлась довольно яркой темой для дискуссий, исследовалась проблема поиска подхода к ее изучению, рассматривались интеллектуальные особенности одаренных детей. Количество статей, затрагивающих психодиагностику, составило 9%.
Исследования в области социальной психологии составили 7% от общего количества. Работы на тему буллинга (42%) и этнической толерантности (28%) оказались превалирующими в данной отрасли.
Исследования также активно велись и в области клинической психологии, рассматривались расстройства аутистического спектра, нарушения функций головного мозга, пренатальная депрессия (6% от всех публикаций).
В связи со стремительным внедрением компьютерных технологий в повседневную жизнь общества, многие авторы делали уклон на аспект преобразования жизнедеятельности посредством включения в нее Интернета, cоциальных сетей и видеоигр. Работы по киберпсихологии составили 5% от общего количества статей.
Довольно часто в научных статьях затрагивалось понятие психология образования, как в рамках образовательной среды происходит эмоционально-личностное развитие и что способствует повышению академической успеваемости (4% от общего количества статей).
В 2020 году были выпущены 100 статей. Публикации по типу «Научная жизнь», «Резюме на английском языке», «К юбилею …», а также «Календарь конференций» фигурировали 15 раз за тот год, что составило 15% всех публикаций.
Психодиагностика продолжала вызывать интерес у исследователей, разрабатывались новые опросники и осуществлялась адаптация иностранных методик под российский стандарт (10% от общего количества статей).
Тенденция публиковать работы, связанные с изучением особенностей эмоционального интеллекта (их количество составило 8% от процентного содержания всех публикаций), сохранилась так же, как и частота написания статей о влиянии цифрового пространства и Интернета на психику и социальное поведение детей, подростков и молодых людей (6% от общего количества статей). Впервые в журнале появились работы, описывающие воздействие Covid-19 на личностные черты.
Как и в 2019 году, психология образования оставалась актуальной – довольно часто авторы фокусировали внимание на когнитивных и эмоциональных предикторах академической успеваемости детей (5% от общего количества статей).
В 2021 году были опубликованы 100 статей. Дискурс о вирусе Сovid-19 стал более распространенным и вырос в два раза по сравнению с предыдущим годом. Ученые обсуждали эмоциональные реакции на общественные изменения, преобразования в структуре личности и психоэмоциональном состоянии, вызванные пандемией. Большая часть всех работ (20 %) относилась к категории «историческая психология», здесь описывались научные биографии ученых (82% внутри данной категории), а также обсуждались уже высказанные другими психологами представления о разнообразных психологических концепциях (о бихевиоризме, марксизме, бессознательном, экстериоризации и интериоризации).
Около 10% всех статей были написаны про особенности интернет-контента и его потребления (категория «киберпсихология»), 10% публикаций были связаны с психодиагностикой – апробацией и адаптацией иностранных методик, а также изучением методов оценки и определения какого-либо феномена. 5% научных работ исследовали факторы академической успеваемости школьников.
За 2022 год было опубликовано на 15 статей меньше по сравнению с 2021 годом (85 ед.), частота публикаций в категории «разное» сократилась почти в два раза, снизилась актуальность обсуждения вируса СOVID-19. 13% научных работ были определены в рубрику «Историческая психология», в ней были выделены следующие значимые категории:
- научная биография (45% внутри данной категории);
- описание идей ученых (27% внутри данной категории);
- эволюция представлений о каком-либо феномене (18% внутри данной категории).
11,7% от всех публикаций касались апробирования и адаптаций различных методик, т.е. психодиагностики. Статьи по психологии развития начали выпускаться в 3 раза больше, чем в предыдущий год (10,6% публикаций): ученые писали работы про особенности и становление детской игры (33% внутри данной категории), развитие познавательных процессов (творческое мышление, развитие речи) (33% внутри данной категории), эмоциональное развитие (33% внутри данной категории).
Киберпсихология продолжала изучаться, в 2022 году ученые обращали внимание на деструктивные цифровые практики (DarkNet и кибербуллинг), а также тревожность детей в связи с цифровизацией образования и изменение когнитивных функций в условиях компьютеризации общественного устройства (75% от публикаций в области киберпсихологии, 7 % от всех публикаций).
В семейной психологии в связи с прогрессивно возрастающим числом разводов увеличивалось количество исследований, касающихся удовлетворенности жизнью в браках и продолжительности отношений (4,7 % от всех публикаций, 100 % публикаций за 2022 год по теме «семейная психология»).
Тема школьного буллинга и подростковой делинквентности вновь приобрела актуальность в рамках социальной психологии (100% публикаций в области социальной психологии, 4,7% от всех публикаций).
В 2023 были опубликованы 62 статьи. В этот временной период все так же популярным оставалось рассмотрение феноменов когнитивной психологии (особенностей мышления,
понимания лингвистических способностей) – оно составило 16% всех публикаций. 11% статей несли исторический уклон, большинство из них касалось описания научных представлений разных психологов. 8% всех исследований были посвящены психодиагностике.
В таблице 1 представлено количество всех публикаций в журнале «Вопросы психологии» за 2019-2023 гг. и их доля по рубрикам.
Таблица 1
Количественный анализ всех публикаций по категориям за 2019-2023 гг.
Рубрика | Количество статей | % |
Разное | 56 | 12 |
Историческая психология | 51 | 11 |
Когнитивная психология | 46 | 10 |
Психодиагностика | 37 | 8 |
Психология эмоций | 32 | 7 |
Киберпсихология | 32 | 7 |
Психология развития | 27 | 6 |
Психология образования | 18 | 4 |
Социальная психология | 17 | 4 |
Психология личности | 16 | 3,5 |
Методология/философия науки | 15 | 3,2 |
Остальные рубрики | 115 | 24,3 |
Таким образом, в период с 2019-2023 гг. в журнале «Вопросы психологии» в большей степени изучались проблемы истории психологии, мыслительной деятельности в рамках когнитивной психологии, апробации и адаптации методик в психодиагностике, проблемы эмоционального интеллекта и эмоциональной регуляции, киберпсихологичекие проблемы, касающиеся изменений в когнитивных и личностных конструктах как школьников, так и взрослых людей, проблемы психологии развития детей – образования, формирования их мышления и эмоциональной сферы, а также проблемы психологии образования.
Предполагается, что в будущем исследования будут продолжать развиваться в русле когнитивной психологии, а конкретно в области особенностей клипового мышления и влияния искусственного интеллекта и нейросетей на креативность и оригинальность мышления. Возможно, интерес также будут вызывать геополитика, культура семейных и романтических отношений.
Об авторах
Мария Петровна Абелова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Email: abelovam@mail.ru
Студентка бакалавриата третьего года обучения направления подготовки «Психология»
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Сергей Николаевич Никишов
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: serg-n79@yandex.ru
Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68Список литературы
- Вопросы психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/title_about.asp?id=7712 (дата обращения: 28.06.2024).
Дополнительные файлы
