Current issues of psychology in publications of the journal “Voprosy psikhologii” for 2019-2023
- Authors: Abelova M.P.1, Nikishov S.N.1
-
Affiliations:
- National Research Mordovia State University
- Issue: Vol 12, No 14 (2024)
- Section: Статьи
- Submitted: 07.01.2025
- Accepted: 07.01.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/276236
- ID: 276236
Cite item
Full Text
Abstract
The article considers the current issues of psychology identified through the analysis of publications of the scientific journal “Voprosy psikhologii” for the time period of 2019- 2023. As a result, it is found that the most frequently discussed topics include historical data of psychology, cognitive mechanisms, psychodiagnostic techniques, psychological changes caused by the introduction of the Internet into daily lives of people, phenomena of emotional intelligence and emotional regulation, education and development of adolescent and preschool children.
Full Text
В психологии на сегодняшний день исследования ведутся в различных направлениях, охватывающих множество конструктов психики и вытекающего из них поведения. Необходимо отдавать отчет, какие психологические феномены вызывают наибольший интерес и изучаются преимущественном образом, чтобы сформировать базу знаний о значимых в современных реалиях психологических явлениях. Это дает ученым возможность сформировать ориентиры, на которые следует опираться при выборе темы научного исследования, а также осознавать области психологии, недостаточно освещенные и требующие углубления при их изучении.
Целью исследования является определение актуальных проблем психологии на основе анализа научных статей журнала «Вопросы психологии» за 2019-2023 гг.
Дата создания журнала «Вопросы психологии» приходится на 1955 год, его учредителем является Академия педагогических наук РСФСР. Данный научный журнал стал наиболее популярным периодическим изданием по психологии, ввиду этого в 2000 году он победил в номинации «Самое популярное (читаемое) периодическое издание по психологии в России».
В «Вопросах психологии» затрагивается широкий круг теоретических и практических проблем, несущих особую актуальность и преимущественно касающихся психологии обучения и воспитания [1].
Был произведен анализ аннотаций и названия всех найденных публикаций, количество которых составило 463 статьи. В результате проделанной работы каждая научная статья была определена в одну из 39 категорий, затем подсчитывалось количество статей во всех категориях и вычислялось их процентное значение в соотношении с общим количеством публикаций за 2019-2023 гг.
На основе количественного анализа происходила детерминация актуальных проблем психологии. Так как наблюдалось большое разнообразие и разрозненность тем научных статей, значимыми для подсчета являлись исследования, процентный показатель которых превышал 4%.
Согласно данным, взятым из электронной библиотеки E-library, за 2019 год в журнале была опубликована 101 статья с большой вариативностью предметов исследования и отраслей психологии, в рамках которых писались научные работы [1]. 19% публикаций вошли в категорию «Разное», где преимущественно размещались поздравления, календари научных конференций, «научная жизнь» и т.д.
Больше всего упоминались проблемы, связанные с психологией эмоций (10% всех публикаций), а именно эмоциональным интеллектом в контексте его развития и формирования у детей (38% публикаций внутри данной категории) и саморегуляцией как условием успешного осуществления учебной деятельности (38%).
В когнитивной психологии основными проблемами по итогам анализа выступили становление мыслительной деятельности и творческого мышления (44,4%), а также особенности зрительного восприятия (33% внутри данной категории). От общего количества публикаций работы в области когнитивной психологии составили 9%.
Особое внимание уделялось психодиагностике и методологии изучения эмоционального интеллекта, одаренности и аутизма (33% внутри данной категории). Исследовалась проблема адаптации и апробации русскоязычных версий методик (22% внутри данной категории). Одаренность, между тем, являлась довольно яркой темой для дискуссий, исследовалась проблема поиска подхода к ее изучению, рассматривались интеллектуальные особенности одаренных детей. Количество статей, затрагивающих психодиагностику, составило 9%.
Исследования в области социальной психологии составили 7% от общего количества. Работы на тему буллинга (42%) и этнической толерантности (28%) оказались превалирующими в данной отрасли.
Исследования также активно велись и в области клинической психологии, рассматривались расстройства аутистического спектра, нарушения функций головного мозга, пренатальная депрессия (6% от всех публикаций).
В связи со стремительным внедрением компьютерных технологий в повседневную жизнь общества, многие авторы делали уклон на аспект преобразования жизнедеятельности посредством включения в нее Интернета, cоциальных сетей и видеоигр. Работы по киберпсихологии составили 5% от общего количества статей.
Довольно часто в научных статьях затрагивалось понятие психология образования, как в рамках образовательной среды происходит эмоционально-личностное развитие и что способствует повышению академической успеваемости (4% от общего количества статей).
В 2020 году были выпущены 100 статей. Публикации по типу «Научная жизнь», «Резюме на английском языке», «К юбилею …», а также «Календарь конференций» фигурировали 15 раз за тот год, что составило 15% всех публикаций.
Психодиагностика продолжала вызывать интерес у исследователей, разрабатывались новые опросники и осуществлялась адаптация иностранных методик под российский стандарт (10% от общего количества статей).
Тенденция публиковать работы, связанные с изучением особенностей эмоционального интеллекта (их количество составило 8% от процентного содержания всех публикаций), сохранилась так же, как и частота написания статей о влиянии цифрового пространства и Интернета на психику и социальное поведение детей, подростков и молодых людей (6% от общего количества статей). Впервые в журнале появились работы, описывающие воздействие Covid-19 на личностные черты.
Как и в 2019 году, психология образования оставалась актуальной – довольно часто авторы фокусировали внимание на когнитивных и эмоциональных предикторах академической успеваемости детей (5% от общего количества статей).
В 2021 году были опубликованы 100 статей. Дискурс о вирусе Сovid-19 стал более распространенным и вырос в два раза по сравнению с предыдущим годом. Ученые обсуждали эмоциональные реакции на общественные изменения, преобразования в структуре личности и психоэмоциональном состоянии, вызванные пандемией. Большая часть всех работ (20 %) относилась к категории «историческая психология», здесь описывались научные биографии ученых (82% внутри данной категории), а также обсуждались уже высказанные другими психологами представления о разнообразных психологических концепциях (о бихевиоризме, марксизме, бессознательном, экстериоризации и интериоризации).
Около 10% всех статей были написаны про особенности интернет-контента и его потребления (категория «киберпсихология»), 10% публикаций были связаны с психодиагностикой – апробацией и адаптацией иностранных методик, а также изучением методов оценки и определения какого-либо феномена. 5% научных работ исследовали факторы академической успеваемости школьников.
За 2022 год было опубликовано на 15 статей меньше по сравнению с 2021 годом (85 ед.), частота публикаций в категории «разное» сократилась почти в два раза, снизилась актуальность обсуждения вируса СOVID-19. 13% научных работ были определены в рубрику «Историческая психология», в ней были выделены следующие значимые категории:
- научная биография (45% внутри данной категории);
- описание идей ученых (27% внутри данной категории);
- эволюция представлений о каком-либо феномене (18% внутри данной категории).
11,7% от всех публикаций касались апробирования и адаптаций различных методик, т.е. психодиагностики. Статьи по психологии развития начали выпускаться в 3 раза больше, чем в предыдущий год (10,6% публикаций): ученые писали работы про особенности и становление детской игры (33% внутри данной категории), развитие познавательных процессов (творческое мышление, развитие речи) (33% внутри данной категории), эмоциональное развитие (33% внутри данной категории).
Киберпсихология продолжала изучаться, в 2022 году ученые обращали внимание на деструктивные цифровые практики (DarkNet и кибербуллинг), а также тревожность детей в связи с цифровизацией образования и изменение когнитивных функций в условиях компьютеризации общественного устройства (75% от публикаций в области киберпсихологии, 7 % от всех публикаций).
В семейной психологии в связи с прогрессивно возрастающим числом разводов увеличивалось количество исследований, касающихся удовлетворенности жизнью в браках и продолжительности отношений (4,7 % от всех публикаций, 100 % публикаций за 2022 год по теме «семейная психология»).
Тема школьного буллинга и подростковой делинквентности вновь приобрела актуальность в рамках социальной психологии (100% публикаций в области социальной психологии, 4,7% от всех публикаций).
В 2023 были опубликованы 62 статьи. В этот временной период все так же популярным оставалось рассмотрение феноменов когнитивной психологии (особенностей мышления,
понимания лингвистических способностей) – оно составило 16% всех публикаций. 11% статей несли исторический уклон, большинство из них касалось описания научных представлений разных психологов. 8% всех исследований были посвящены психодиагностике.
В таблице 1 представлено количество всех публикаций в журнале «Вопросы психологии» за 2019-2023 гг. и их доля по рубрикам.
Таблица 1
Количественный анализ всех публикаций по категориям за 2019-2023 гг.
Рубрика | Количество статей | % |
Разное | 56 | 12 |
Историческая психология | 51 | 11 |
Когнитивная психология | 46 | 10 |
Психодиагностика | 37 | 8 |
Психология эмоций | 32 | 7 |
Киберпсихология | 32 | 7 |
Психология развития | 27 | 6 |
Психология образования | 18 | 4 |
Социальная психология | 17 | 4 |
Психология личности | 16 | 3,5 |
Методология/философия науки | 15 | 3,2 |
Остальные рубрики | 115 | 24,3 |
Таким образом, в период с 2019-2023 гг. в журнале «Вопросы психологии» в большей степени изучались проблемы истории психологии, мыслительной деятельности в рамках когнитивной психологии, апробации и адаптации методик в психодиагностике, проблемы эмоционального интеллекта и эмоциональной регуляции, киберпсихологичекие проблемы, касающиеся изменений в когнитивных и личностных конструктах как школьников, так и взрослых людей, проблемы психологии развития детей – образования, формирования их мышления и эмоциональной сферы, а также проблемы психологии образования.
Предполагается, что в будущем исследования будут продолжать развиваться в русле когнитивной психологии, а конкретно в области особенностей клипового мышления и влияния искусственного интеллекта и нейросетей на креативность и оригинальность мышления. Возможно, интерес также будут вызывать геополитика, культура семейных и романтических отношений.
About the authors
Maria P. Abelova
National Research Mordovia State University
Email: abelovam@mail.ru
Студентка бакалавриата третьего года обучения направления подготовки «Психология»
Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005Sergey N. Nikishov
National Research Mordovia State University
Author for correspondence.
Email: serg-n79@yandex.ru
Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии
Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005References
- Вопросы психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/title_about.asp?id=7712 (дата обращения: 28.06.2024).
Supplementary files
