Historical contextuality of structural and content specifics of media texts of newspaper "trud" during Khrushchev's Thaw
- Авторлар: Sarma O.V.
- Шығарылым: Том 10, № 5 (2022)
- Бөлім: Статьи
- ##submission.dateSubmitted##: 06.12.2024
- ##submission.dateAccepted##: 06.12.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/272231
- ID: 272231
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
The article examines the hypothesis of the historical transformation of the Soviet press during the Khrushchev's Thaw on the example of the socio-political newspaper "Trud". The author focuses on the genre and thematic diversity of published media texts, which determines the specific features of journalistic creativity of the mid-XX century.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
Одним из признаков «оттепельной» журналистики является гуманизм. Гуманизм – это система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь каждого индивида. В СМИП (средства массовой информации и пропаганды) гуманизм проявляется через транслирование ценности человека, индивидуальности, мыслей и чувств личности [5]. На основании этого факта такие исследователи, как Е. М. Буряк [1], Р. В. Даутова [2], А. В. Марущак [3], Е. А. Перова [4] выделяют следующие характерные черты оттепельной журналистики: гуманизм, обращение к личности героя и его истории; «энтузиазм и радость» в настроении текстов; ощущение участия в чем-то важном, глобальном; наличие авторского мнения; наличие дискуссии и полемики об общественно значимых проблемах; новые способы подачи материалов; тема космоса; тема прорыва в науке; тема подъема сельского хозяйства; тема Запада и Америки, начало Холодной войны.
Для подтверждения вышеописанной гипотезы, предполагающей исторические изменения в гуманитарной сфере периода хрущёвской «оттепели», мы предлагаем рассмотреть еженедельную советскую общественно-политическую газету «Труд», основанную 19 февраля 1921 года. Главным редактором газеты в период хрущёвской «оттепели» являлся Б. С. Бурков (1954–1960) – журналист, издатель, председатель Агентства печати «Новости» (1961–1970).
Одной из самых глобальных тем советской журналистики являлась политика. В газетах ей посвящалось более половины всех материалов. Так, разбор политических вопросов прослеживается даже в материалах экономического и культурного характера. Навязывание коммунистического образа жизни, а именно, пропаганда, обусловленная законодательством, присутствует во всех медиатекстах. Однако, заметим, в период хрущёвской «оттепели» в газетах можно обнаружить давно забытое многообразие жанровой структуры и те «открытые» нестыковки с образом «коммунистического рая».
Обратим внимание на автономную заметку в газете «Труд» под названием «За океаном принимают сигналы спутника. Удар по престижу Соединённых Штатов Америки» (автор: Н. Курдюмов, № 238 (11188) от 8 октября 1957 года). С первых слов корреспондент привлекает внимание читателей наличием превосходства русских над американцами. Николай Курдюмов словно комментирует победный гол в присутствии неравнодушной аудитории болельщиков: «В то время как первая в мире искусственная «луна» продолжает с огромной скоростью вращаться вокруг нашей планеты, рассказывая посредством радиосигналов человечеству о своем путешествии, в американском словаре появляются новые слова русского происхождения «спутник».
И далее: «Сообщение о запуске советского спутника Земли застало Америку врасплох. Многие официальные деятели бьют сейчас настоящую тревогу. Сенатор Генри Джексон заявил в Вашингтоне, что «запуск спутника Советским Союзом является сокрушительным ударом по научному, промышленному и техническому престижу Соединённых Штатов во всем мире <…>». Заметка по своей структуре составлена профессионально, лаконично, она привлекает читателей. Публикация аргументирована, даже патриотична.
Подобные медиатексты с «намёками» на удар по научному престижу Соединённых Штатов Америки встречаются довольно часто. Например, подобная идея присутствует в оперативной корреспонденции: «Россия опередила Запад» (автор: Г. Кузнецов, № 238 (11188) от 8 октября 1957 года). Говоря о вопросах космонавтики США и СССР, автор констатирует следующее: «Английские газеты, посвященные выдающемуся событию всемирной истории, уделяют максимум внимания. И все они сходятся на одном: Советские учёные и инженеры открыли новую страницу истории человечества, доказав свое полное превосходство в области ракетной техники над учёными других стран и прежде всего Соединённых Штатов Америки». Автор в самом начале описывает основную мысль, тезис, который он будет доказывать. Для своей публикации журналист использует не только выписки из других газет, но и математические данные, а также их совокупность: «Самой выдающейся чертой является сообщенный вес спутника – более 180 фунтов, что почти в 10 раз превышает вес спутника США. Так как лишние фунты веса спутника требуют дополнительно 1.000 фунтов к весу ракеты для запуска ее в пространство, русские должны были использовать поистине колоссальную ракету», – писала газета “Обсёрвер”».
Особое внимание советская газета «Труд» уделяла и экономическим вопросам, в большинстве публикаций рассказывали о решениях постановлений пленумов ЦК КПСС по ускорению экономического развития, итоги очередных удачных пятилеток, новости, раскрывающие, масштабы урожая. Вследствие чего наиболее распространёнными жанрами являлись: отчёт, заметка, корреспонденция. Подобным примером может стать медиатекст «Об ускорении развития химической промышленности и особенно производства синтетических материалов изделий из них для удовлетворения потребностей населения и нужд народного хозяйства. Постановление Пленума ЦК КПСС по докладу Н. С. Хрущёва, принятое» (№ 107 (11362) от 9 мая 1958 года).
Несмотря на идею абсолютного коммунистического превосходства, в газете акцентируется внимание на просчетах представителей капиталистических стран, например, как в автономной заметке: «Безработица в странах капитал» (№ 107 (11362) от 9 мая 1958 года).
«Английское министерство труда опубликовало сегодня данные, свидетельствующие о дальнейшем росте безработицы. Общее число безработных в Великобритании и Северной Ирландии достигло на 14 апреля 495.276 человек <…>». Весь медиатекст, рассказывающий о «бедственном» положении западных стран, выделен жирным шрифтом, что особенно привлекает внимание аудитории. Как можно догадаться – это не случайно. В противовес предыдущему материалу выступает корреспонденция о положительном экономическом скачке в СССР; для привлечения внимания используется огромная панорамная фотография нового завода: «Победные годы» (автор: П. Пронин; на снимке: металлургический завод им. Клемента Готвальда в Острове – гордость промышленности Чехословакии; № 107 (11362) от 9 мая 1958 года).
Восхваление экономического курса Советского Союза в газете «Труд» занимает около 98 % всех публикаций экономического характера. Однако в издании встречаются тексты, которые критикуют действия советских руководителей. Так, мы обнаружили критический медиатекст (оперативную корреспонденцию) небольшого сегмента советской экономики: «Вы пришли на прокатный пункт» (рубрика: «Как вас обслуживают?» (автор: А. Фадеев, № 93 (12265) от 19 апреля 1961 года).
Это отличный образец экономического текста, в нем намекается на реальную ситуацию в стране, демонстрируется факт дефицита системы проката: «…В одном только минувшем году услугами прокатных пунктов пользовалось около сорока тысяч жителей латвийской столицы. Цифра немалая. <…> Здесь нередко можно увидеть такую картину: пожилой человек, взвалив на плечи какой-либо тяжелый предмет, с трудом выходит на улицу, идет к остановке трамвая. <…> Неужели столь трудно обеспечить пункты проката собственным автотранспортом?».
Культура в сравнении с политической и экономической тематикой также пользовалась особой популярностью у советских читателей. В ее рамках в газете «Труд» встречаются тексты различных жанров: заметка, репортаж, интервью, рецензия и так далее. Например, «Весна в ботаническом саду» (автор: Т. Холина, № 107 (11362) от 9 мая 1958 года). Данный репортаж прост для восприятия, он изобилует интересными фактами о растениях и работе самого ботанического сада.
Чтобы наглядно проанализировать газету «Труд» в выбранном нами направлении, было подсчитано количество жанров в трех основных группах (информационно-новостные, информационно-аналитические, художественно-публицистические). Для этого было рассмотрено три номера газеты «Труд» (см. диаграмму №1).
Диаграмма 1. Жанрово-тематическое разнообразие газеты «Труд» (1956–1964 гг.).
Исходя из диаграммы № 1, можно сделать вывод, что самыми часто используемыми жанрами являлась заметка (автономная) и отчёт (стенографический). Затем мы вычислили показатели жанрового разнообразия и пропаганды.
Диаграмма 2. Показатели жанрового разнообразия и пропагандистской специфики газеты «Труд» с 1954-1964 гг.
Главный показатель – пропаганда работает в данном издательстве на 100%. Жанровое разнообразие наблюдается только на 50%. Свобода слова составляет 5%.
Проанализировав газету «Труд» (освещенные в ней события, обзор вопросов экономики, события культурной и политической жизни), мы выяснили, какими жанрами пользовались журналисты, а также какие темы и проблемы они пытались донести до аудитории. К сожалению, из-за жестоких рамок партийного руководства данное СМИП единообразно и односторонне освещали любые тематические инфоповоды. Однако благодаря рабкорам и смелым журналистам свобода слова начала медленно повышать свою динамику в данный исторический период.
Әдебиет тізімі
- Буряк Е. М. Пресса конца 1950-х – начала 1960-х гг. // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2016. – Т. 1. – № 3 (53). – С. 97–99.
- Даутова Р. В. Границы свободы слова в годы хрущевской «Оттепели» [Электронный ресурс] // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2010. – № 4. – C. 43–54.
- Марущак А. В. Отечественная публицистика периода «оттепели» (1953-1964 гг.): дисс. … канд. филол. наук. – Барнаул, 2009. – 175 с.
- Перова Е. А. Особенности газетного дискурса периода хрущёвской «Оттепели» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 10-2 (76). – C. 140–143.
- Солганик Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. – 2001. – № 3. – С. 74–83.
Қосымша файлдар
