Genre Diversity of the Neprikosnovenny Zapas Journal
- Авторлар: Mukha A.V., Stukalova Y.M.
- Шығарылым: Том 11, № 6 (2023)
- Бөлім: Статьи
- ##submission.dateSubmitted##: 31.10.2024
- ##submission.dateAccepted##: 31.10.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/268034
- ID: 268034
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
The article is devoted to the study of the genre diversity of the large-volume Russian journal "Neprikosnovenny Zapas". The journal’s typical genres are considered: review, article, interview, etc. The features that form each genre are studied: subject, function, method, etc. It is concluded that the genre diversity of the large volume journal is influenced by its regular three- module structure.
Негізгі сөздер
Толық мәтін
Актуальность темы исследования обоснована тем, что, несмотря на возникновение новых медиа, «толстые» журналы не теряют своей актуальности. Они продолжают быть увлекательными и важными для своего читателя. Журналы стали неким ориентиром в жизни людей по всему миру, они формируют образ жизни, просвещают в определенной области. Публикации являются продуктом различных видов творческой деятельности автора художественной, журналистской, научной и документальной. Этот специфический фактор влияет на жанровое разнообразие «толстого» журнала.
В журналистике понятие «жанр» занимает особое место. А. А. Тертычный, Л. Е. Кройчик, Г. В. Лазутина и др., проводили исследования видов и способов применения различных жанров. Для того чтобы понять к какому жанру относится материал, нужно разобраться какими признаками и характеристиками обладают те или иные жанры.
Объектом исследования в данной работе выступает журнал «Неприкосновенный запас», а предметом – жанровое разнообразие журнала.
Цель исследования состоит в том, чтобы определить особенности жанрового разнообразия в журнале «Неприкосновенный запас». В соответствии с указанной целью, были поставлены и решены следующие задачи: изучить жанровое разнообразие журнала, а также выявить специфические характеристики присущие определенным жанрам в журнале «Неприкосновенный запас».
B ходе исследования были использованы такие методы, как наблюдение и анализ, сопоставление и изучение литературы. Наблюдение и анализ номеров журнала «Неприкосновенный запас» проводились за 5-тилетний период (2018–2022 гг.). Материалы сопоставлялись с научной литературой, и уже исходя из этого, выделялись характерные признаки, формирующие тот или иной жанр.
Эмпирическую базу исследования составили номера журнала «Неприкосновенный запас» из архива сайта «Новое литературное обозрение» за 5-тилетний период (2018 – 2022 гг.). Всего было проанализировано 30 выпусков и 610 материалов.
Новизна данной работы заключается в том, что впервые проводится анализ издания «Неприкосновенный запас»: рассмотрено жанровое разнообразие журнала за 5 лет, выявлены специфические характеристики присущие определенным жанрам. Для того чтобы определить жанровое разнообразие журнала нужно ознакомиться с его историей.
В 1998 году в издательстве «Новое литературное обозрение» возникает ещё один журнал «Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре» – журнал споров, информации и наблюдений о политике, культуре, экономике и обществе. Однако со временем в журнале всё больше внимания уделялось проблемам современного общества в целом. На страницах «НЗ» ученые, эксперты и публицисты всех поколений обсуждают актуальные для России темы, затрагивая Европу и весь мир [1]. «Неприкосновенный запас» – это «толстый» журнал. В истории журналистики в России «толстый» журнал был разновидностью литературного журнала, который считается важной традицией, возникшей в Российской империи и продолжающейся в современной России. Название происходит от формата: типичный номер «толстого» журнала 19 века составлял от 300 до 500 страниц, выходил несколько раз в год. Сейчас печатная версия журнала «Неприкосновенный запас» выходит шесть раз в год, а материалы каждого номера также представлены на сайте.
Задача журнала «Неприкосновенный запас» – обеспечить доступность интеллектуальных дебатов читателю, не снижая при этом уровня дискуссии: в каждом номере подробно рассматриваются актуальные темы из области политики или общества, экономики и культуры.
«Неприкосновенный запас» (НЗ) – международный журнал, поскольку иностранные авторы пишут статьи специально по заказу редакции, вместе с российскими коллегами участвуют в дебатах и тематических обзорах. «НЗ» – входит в общеевропейскую сеть eurozine. Избранные статьи каждого номера переводятся на основные европейские языки, становясь доступными десяткам тысяч читателей во всем мире [2].
«Толстый» журнал имеет устойчивую трехмодульную структуру, объединяя в каждом номере художественное творчество, публицистику и литературную критику. Они способствовали развитию таких жанров, как эссе, рецензии, короткие рассказы, литературные анекдоты, юмор и новеллы. Также в таких журналах присутствуют и журналистские жанры: интервью, статьи, авторская колонка и многие другие.
Анализируя номера журнала «Неприкосновенный запас» из архива сайта «Новое литературное обозрение» за 5-тилетний период (2018–2022 гг.) можно сказать, что по своему жанровому характеру журнал разнообразен. В нем печатают: различные виды статьей, рецензии, интервью, реферативные заметки, очерки, авторские колонки и так далее.
На основе исследованного материала можно выделить наиболее часто встречающиеся жанры: статья, рецензия, авторская колонка, интервью, комментарий, обзор, очерк. Жанровое разнообразие материалов и их количество отражено в таблице 1.
Таблица 1. Жанровое разнообразие журнала «Неприкосновенный запас»
Название жанра | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. |
Статья | 84 | 76 | 81 | 69 | 66 |
Рецензия | 23 | 15 | 18 | 30 | 35 |
Авторская колонка | 8 | 11 | 10 | 10 | 6 |
Интервью | 7 | 9 | 4 | 6 | 3 |
Обзор | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Очерк | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Комментарий | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что чаще всего в журнале печатают статьи, как русских исследователей, так и переводы зарубежных публицистов, и рецензии. Рецензирование как косвенно (оценками), так и напрямую (качествами) позиционирует издание и, следовательно, делает его полноценным участником литературной жизни. В номерах журнала довольно часто можно встретить авторские колонки и интервью. Обзор, очерк и комментарий в журнале встречаются реже.
Профессор ВГУ Л. Е. Кройчик пишет о том, что все ученые-журналисты «отмечают у жанров наличие неких устойчивых признаков, которые можно рассматривать как «рабочий инструмент автора», исследующего реальную действительность, <…> как набор типоформирующих признаков» [5]: предмет (содержание); функция (целевая установка по отражению действительности для конкретного познающего сознания); метод. Следовательно, для того чтобы определить к какому жанру относится тот или иной материал из архива номеров журнала «Неприкосновенный запас» нужно проанализировать их и сопоставить с научной литературой.
Первым из часто встречающихся жанров журнала является статья. Для анализа был взят материал «Кризис бескризисного общества» Александра Кустарева (№ 2 (136) журнала «Неприкосновенный запас» за 2021 год).
Статья – это жанр журналистики, содержащий глубокие рассуждения автора на какую- либо социально-значимую тему с привлечением большого количества фактов и оценкой явлений, как истории, так и современной жизни общества. Она может посвящаться конкретной проблеме, а также социально-политической, экономической, культурной, морально-этической ситуации в обществе. В данном случае материал посвящен проблеме кризиса в «бескризисном» советском обществе. Чтобы определить существо этого кризиса автор приводит фрагмент из книги «Русская чистка и получение признаний» [3]. А также разбирает, как выглядит процесс самоорганизации сообщества в социологии власти в работе Макса Вебера «Экономика и общество» [4]. Затем публицист проводит сравнение и анализ этих работ в отношении с проблемой статьи и подводит итоги.
В данном материале обобщение носит более широкий характер, представляя собой всесторонний анализ явлений, процессов, проблем кризиса в советском обществе. Автор оперирует группами фактов, а не сосредоточивает внимание на каком-то одном факте действительности.
Если рассматривать принадлежность материала к определенному жанру с точки зрения жанрообразующих признаков, то данное произведение можно считать статьей, потому что: выявляет взаимосвязи различных явлений (кризис, тоталитаризм, репрессии, процесс самоорганизации сообщества, харизма и так далее); автор использует аналитико-синтетические операции, а именно: сравнение, обобщение, классификация; выявляет и излагает взаимосвязь прошлого и будущего; в материале присутствует ситуативность повествования.
Также следует рассмотреть и такие характеристики как предмет и функции данного жанра.
Предметной областью статьи является проблема. Данный материал, как уже говорилось ранее, посвящен проблеме кризиса в «бескризисном» советском обществе.
Основная функция статьи – объяснить читателям общественную и личную значимость актуальных процессов, феномена иди явлений и через это инициировать размышления читательской аудитории.
Следовательно, материал «Кризис бескризисного общества» Александра Кустарева является статьей.
Вследствие этого, можно сделать вывод о том, что характерными жанроформирующими признаками такого жанра как статья являются:
- Выявление взаимосвязи различных явлений;
- Использование аналитико-сентетических методов: сравнение, оценка, обобщение, классификация;
- Использование коммуникативных операций;
- Характерно диалогичность и ситуативность;
- Выявление и изложение связей с прошлым и будущим;
- Предметная область – проблема.
Одним из часто встречающихся жанров в журнале «Неприкосновенный запас» является рецензия. В рецензионном блоке каждого номера публикуются материалы на новые русско - и иноязычные книги, а также дайджест ключевых российских интеллектуальных журналов. Для анализа был взят материал Валерии Левчук «Это не то» (№ 5 (145) за 2022 год) одноименного сборника эссе Оксаны Тимофеевы.
Рецензия – доказательное рассуждение. Для того чтобы доказать к какому именно жанру относится материал, нельзя не сказать о таких характеристиках как предметная область, функция, метод.
Предметом отображения рецензии является изученный и отраженный в произведениях науки или искусства материал. В данном произведении предметом выступает сборник эссе Оксаны Тимофеевы «Это не то».
Ведущими методами являются анализ и индукция. Индукция, или анализ, – это когда проблема рассматривается путем разложения на части, от общего к частному. Публицист не просто пересказывает сюжет и высказывает тезисы. Она обращается к работам известных исследователей в данной области, и это аргументы.
Рецензия – многофункциональный жанр: по отношению к читателю выполняется направляющая, рекомендательная функция, а по отношению к автору – оценочная.
Таким образом, материал Валерии Левчук «Это не то» одноименного сборника эссе Оксаны Тимофеевы (№ 5 (145) за 2022 год) можно назвать рецензией.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что характеристиками, формирующими жанр рецензии, являются: характеристика и оценка рассматриваемой работы; предметная область жанра – «материал, изученный и отраженный в произведениях искусства»; полиадресатный жанр (функции выполнятся по отношению, как к аудитории, так и к автору); используются методы анализа и индукции. Тезис должен быть объективно аргументирован.
Ещё одним из часто встречающихся жанров в журнале является обзор СМИ. Для анализа был взят материал Александра Писарева «Обзор российских интеллектуальных журналов» (№ 6 (134) за 2020 год).
Слово «обзор» понимается в журналистике как описание, подведение итогов, рассмотрение, исследование. Говоря об обзоре медиа, чаще всего подразумевают изучение особенностей публикаций СМИ или способ познакомить аудиторию с материалами.
Цель данного жанра состоит в том, чтобы дать читателю представление о совокупности фактов, событий и ситуаций, которые происходят в СМИ за определенный период времени. В данном материале автор знакомит аудиторию с номерами за 2020 год российских интеллектуальных журналов: ««Художественный журнал», «Логос», «Stasis», «Ab Imperio». И рассказывает о том, какие темы затронуты в этих журналах: «Художественный журнал» проводит ревизию обстоятельств забвения художественного реализма, а также возможностей и оправданности его реабилитации. «Логос» посвятил двухтомник малоизвестным философским учителям молодого Делёза и влиянию самого французского философа на современный интеллектуальный ландшафт. «Stasis» продолжил эту тематику и, отталкиваясь от делёзовского концепта геофилософии, погрузился в бурно развивающееся поле философской проблематизации Земли и земного. «Ab Imperio» в одном номере остался на поверхности Земли и разбирался с империями, созданными «в приступе рассеянности», а в другом – обратился к исследованию динамичной природы сообществ, структурирующих себя в качестве наций» [6]. Здесь создается панорама событий или явлений, на основе которой исследуется совокупность социальных фактов действительности. Это не простой пересказ того, что было прочитано, услышано или увидено.
Обзор СМИ отличается и использованием комментариев из рецензируемых публикаций. Александр Писарев в обзоре на «Художественный журнал» взял два комментария: первый принадлежит Бенджамину Бухлои предлагает развернутый анализ стратегии Секулы, а второй Максиму Шер, который намечает линии расхождения в фундирующей ее политической теории. Аргументы обозревателя о полезности или же ненужности публикаций в целом выражены именно в комментариях.
Не менее важным для определения жанра является предметная область. Предметом отображения обзора является вторичная реальность, то есть информационные явления (книги, фильмы, телепередачи и т.п.). Данный жанр знакомит аудиторию с «продукцией» СМИ и выносит им оценку. В данном материале предметом отображения являются интеллектуальные журналы: «Художественный журнал», «Логос», «Stasis», «Ab Imperio».
Исходя из вышеперечисленного, можно сказать о том, что материал Александра Писарева «Обзор российских интеллектуальных журналов» (№ 6 (134) за 2020 год) является обзором СМИ.
Следовательно, к признакам, формирующим жанр обзора СМИ можно отнести: панорамность событий или явлений; предмет – вторичная реальность; использование комментария, для аргументации.
На страницах журнала также можно встретить такой жанр, как интервью. Для анализа и сопоставления был взят материал Кирилла Кобрина «Даосизм, летающие монахи и пекинская опера» (№ 1 (123) за 2019 год).
Интервью – это беседа, проводимая по определенному плану, предполагающая прямой контакт между интервьюером и респондентом, а ответы записываются либо самим интервьюером, либо механически. Цель: предоставить аудитории точку зрения опрашиваемого человека или людей.
Наиболее важными факторами формирования жанра являются: предмет, функция и метод. Предметная область интервью – мнения. В данном материале мнение интервьюируемого Владимира Светлова.
Отличительной особенностью интервью является его двойная адресованность: журналист (интервьюер), обращаясь к своему непосредственному адресату (интервьюируемому), выстраивает особую журналистскую драматургию беседы, основанную на восприятии будущего читателя (массового адресата). Из этого следует, что к функциям интервью относят: информативную, идеологическую, воздействующую. Информативная функция интервью заключается в том, что интервью должно включать факты, представляющие интерес для читателей, вопросы общественного интереса и, соответственно, информативные ответы респондента. Идеологическая функция направлена на продвижение ориентации ценностей, принятых в определенную культурную и историческую эпоху. В основе воздействующей функции лежит вовлечение целевой аудитории в процесс развития отношения к конкретному явлению, рассматриваемому в интервью. Участники интервью разговаривают о влиянии китайского искусства и образа Китая на творчество Владимира Светлова и на художественное мышление его поколения.
«В жанре интервью метод сбора информации полностью совпадает со структурой жанра» [6, с. 63]. В этом материале автор использует такой вид метода интервью, как беседа.
Беседа – тип опроса, который основан на продуманном и тщательно подготовленном разговоре исследователя с компетентным лицом.
Из этого следует, что материал Кирилла Кобрина «Даосизм, летающие монахи и пекинская опера» (№ 1 (123) за 2019 год) является интервью.
Таким образом, к признакам, формирующим жанр интервью, относят: предмет – мнения; функции: информативную, идеологическую, воздействующую; «В жанре интервью метод сбора информации полностью совпадает со структурой жанра» [6, с. 64].
Проанализировав жанровое разнообразие номеров журнала «Неприкосновенный запас» за 5-тилетний период, можно сделать следующие выводы: в журнале объединились художественное творчество, публицистика и литературная критика. Такая структура влияет на жанровое разнообразие журнала. К наиболее часто встречающимся жанрам можно отнести: статью, рецензию, авторскую колонку, интервью, комментарий, обзор, очерк; основными характеристиками, формирующими жанры, являются: предмет, методы, функции, задачи.
Авторлар туралы
A. Mukha
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Ресей
Yu. Stukalova
Email: ogarevonline@yandex.ru
Ресей
Әдебиет тізімі
- Акопов А. И. Аналитические жанры публицистики. Письмо. Корреспонденция. Статья. Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. – М.: Изд-во Института массовых коммуникаций, 1996. – С. 41–71.
- Архив журнала «Неприкосновенный запас» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/ (дата обращения: 13.02.2023).
- Быков Л. Л. Критика в «толстом» журнале [Электронный ресурс] // Урал. – 2018. – № 10 (245). – Режим доступа: https://magazines.gorky.media/ural/2018/10/kritika-v-tolstom-zhurnale.html (дата обращения: 10.02.2023).
- Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве: учеб. пособие [Электронный ресурс]. – СПб.: СПбГУ, 2003. – Режим доступа: http://psihdocs.ru/interveyu-v-jurnalistike-kak-eto-delaetsya-s-a-n-k-t-p-e-t-e-r.html?page=3 (дата обращения: 10.02.2023).
- Кройчик Л. Е. Журналистские жанры // Основы журналистской деятельности: учебник для бакалавров / под ред. С. Г. Корконосенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – С. 192–204.
- Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 213 с.
- Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие [Электронный ресурс]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm (дата обращения: 11.02.2023).
Қосымша файлдар
