Genre Diversity of the Neprikosnovenny Zapas Journal

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article is devoted to the study of the genre diversity of the large-volume Russian journal "Neprikosnovenny Zapas". The journal’s typical genres are considered: review, article, interview, etc. The features that form each genre are studied: subject, function, method, etc. It is concluded that the genre diversity of the large volume journal is influenced by its regular three- module structure.

Толық мәтін

Актуальность темы исследования обоснована тем, что, несмотря на возникновение новых медиа, «толстые» журналы не теряют своей актуальности. Они продолжают быть увлекательными и важными для своего читателя. Журналы стали неким ориентиром в жизни людей по всему миру, они формируют образ жизни, просвещают в определенной области. Публикации являются продуктом различных видов творческой деятельности автора художественной, журналистской, научной и документальной. Этот специфический фактор влияет на жанровое разнообразие «толстого» журнала.

В журналистике понятие «жанр» занимает особое место. А. А. Тертычный, Л. Е. Кройчик, Г. В. Лазутина и др., проводили исследования видов и способов применения различных жанров. Для того чтобы понять к какому жанру относится материал, нужно разобраться какими признаками и характеристиками обладают те или иные жанры.

Объектом исследования в данной работе выступает журнал «Неприкосновенный запас», а предметом – жанровое разнообразие журнала.

Цель исследования состоит в том, чтобы определить особенности жанрового разнообразия в журнале «Неприкосновенный запас». В соответствии с указанной целью, были поставлены и решены следующие задачи: изучить жанровое разнообразие журнала, а также выявить специфические характеристики присущие определенным жанрам в журнале «Неприкосновенный запас».

B ходе исследования были использованы такие методы, как наблюдение и анализ, сопоставление и изучение литературы. Наблюдение и анализ номеров журнала «Неприкосновенный запас» проводились за 5-тилетний период (2018–2022 гг.). Материалы сопоставлялись с научной литературой, и уже исходя из этого, выделялись характерные признаки, формирующие тот или иной жанр.

Эмпирическую базу исследования составили номера журнала «Неприкосновенный запас» из архива сайта «Новое литературное обозрение» за 5-тилетний период (2018 – 2022 гг.). Всего было проанализировано 30 выпусков и 610 материалов.

Новизна данной работы заключается в том, что впервые проводится анализ издания «Неприкосновенный запас»: рассмотрено жанровое разнообразие журнала за 5 лет, выявлены специфические характеристики присущие определенным жанрам. Для того чтобы определить жанровое разнообразие журнала нужно ознакомиться с его историей.

В 1998 году в издательстве «Новое литературное обозрение» возникает ещё один журнал «Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре» – журнал споров, информации и наблюдений о политике, культуре, экономике и обществе. Однако со временем в журнале всё больше внимания уделялось проблемам современного общества в целом. На страницах «НЗ» ученые, эксперты и публицисты всех поколений обсуждают актуальные для России темы, затрагивая Европу и весь мир [1]. «Неприкосновенный запас» – это «толстый» журнал. В истории журналистики в России «толстый» журнал был разновидностью литературного журнала, который считается важной традицией, возникшей в Российской империи и продолжающейся в современной России. Название происходит от формата: типичный номер «толстого» журнала 19 века составлял от 300 до 500 страниц, выходил несколько раз в год. Сейчас печатная версия журнала «Неприкосновенный запас» выходит шесть раз в год, а материалы каждого номера также представлены на сайте.

Задача журнала «Неприкосновенный запас» – обеспечить доступность интеллектуальных дебатов читателю, не снижая при этом уровня дискуссии: в каждом номере подробно рассматриваются актуальные темы из области политики или общества, экономики и культуры.

«Неприкосновенный запас» (НЗ) – международный журнал, поскольку иностранные авторы пишут статьи специально по заказу редакции, вместе с российскими коллегами участвуют в дебатах и тематических обзорах. «НЗ» – входит в общеевропейскую сеть eurozine. Избранные статьи каждого номера переводятся на основные европейские языки, становясь доступными десяткам тысяч читателей во всем мире [2].

«Толстый» журнал имеет устойчивую трехмодульную структуру, объединяя в каждом номере художественное творчество, публицистику и литературную критику. Они способствовали развитию таких жанров, как эссе, рецензии, короткие рассказы, литературные анекдоты, юмор и новеллы. Также в таких журналах присутствуют и журналистские жанры: интервью, статьи, авторская колонка и многие другие.

Анализируя номера журнала «Неприкосновенный запас» из архива сайта «Новое литературное обозрение» за 5-тилетний период (2018–2022 гг.) можно сказать, что по своему жанровому характеру журнал разнообразен. В нем печатают: различные виды статьей, рецензии, интервью, реферативные заметки, очерки, авторские колонки и так далее.

На основе исследованного материала можно выделить наиболее часто встречающиеся жанры: статья, рецензия, авторская колонка, интервью, комментарий, обзор, очерк. Жанровое разнообразие материалов и их количество отражено в таблице 1.

 

Таблица 1. Жанровое разнообразие журнала «Неприкосновенный запас»

Название жанра

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Статья

84

76

81

69

66

Рецензия

23

15

18

30

35

Авторская колонка

8

11

10

10

6

Интервью

7

9

4

6

3

Обзор

3

3

3

3

3

Очерк

2

3

2

2

3

Комментарий

3

1

2

1

2

 

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что чаще всего в журнале печатают статьи, как русских исследователей, так и переводы зарубежных публицистов, и рецензии. Рецензирование как косвенно (оценками), так и напрямую (качествами) позиционирует издание и, следовательно, делает его полноценным участником литературной жизни. В номерах журнала довольно часто можно встретить авторские колонки и интервью. Обзор, очерк и комментарий в журнале встречаются реже.

Профессор ВГУ Л. Е. Кройчик пишет о том, что все ученые-журналисты «отмечают у жанров наличие неких устойчивых признаков, которые можно рассматривать как «рабочий инструмент автора», исследующего реальную действительность, <…> как набор типоформирующих признаков» [5]: предмет (содержание); функция (целевая установка по отражению действительности для конкретного познающего сознания); метод. Следовательно, для того чтобы определить к какому жанру относится тот или иной материал из архива номеров журнала «Неприкосновенный запас» нужно проанализировать их и сопоставить с научной литературой.

Первым из часто встречающихся жанров журнала является статья. Для анализа был взят материал «Кризис бескризисного общества» Александра Кустарева (№ 2 (136) журнала «Неприкосновенный запас» за 2021 год).

Статья – это жанр журналистики, содержащий глубокие рассуждения автора на какую- либо социально-значимую тему с привлечением большого количества фактов и оценкой явлений, как истории, так и современной жизни общества. Она может посвящаться конкретной проблеме, а также социально-политической, экономической, культурной, морально-этической ситуации в обществе. В данном случае материал посвящен проблеме кризиса в «бескризисном» советском обществе. Чтобы определить существо этого кризиса автор приводит фрагмент из книги «Русская чистка и получение признаний» [3]. А также разбирает, как выглядит процесс самоорганизации сообщества в социологии власти в работе Макса Вебера «Экономика и общество» [4]. Затем публицист проводит сравнение и анализ этих работ в отношении с проблемой статьи и подводит итоги.

В данном материале обобщение носит более широкий характер, представляя собой всесторонний анализ явлений, процессов, проблем кризиса в советском обществе. Автор оперирует группами фактов, а не сосредоточивает внимание на каком-то одном факте действительности.

Если рассматривать принадлежность материала к определенному жанру с точки зрения жанрообразующих признаков, то данное произведение можно считать статьей, потому что: выявляет взаимосвязи различных явлений (кризис, тоталитаризм, репрессии, процесс самоорганизации сообщества, харизма и так далее); автор использует аналитико-синтетические операции, а именно: сравнение, обобщение, классификация; выявляет и излагает взаимосвязь прошлого и будущего; в материале присутствует ситуативность повествования.

Также следует рассмотреть и такие характеристики как предмет и функции данного жанра.

Предметной областью статьи является проблема. Данный материал, как уже говорилось ранее, посвящен проблеме кризиса в «бескризисном» советском обществе.

Основная функция статьи – объяснить читателям общественную и личную значимость актуальных процессов, феномена иди явлений и через это инициировать размышления читательской аудитории.

Следовательно, материал «Кризис бескризисного общества» Александра Кустарева является статьей.

Вследствие этого, можно сделать вывод о том, что характерными жанроформирующими признаками такого жанра как статья являются:

  • Выявление взаимосвязи различных явлений;
  • Использование аналитико-сентетических методов: сравнение, оценка, обобщение, классификация;
  • Использование коммуникативных операций;
  • Характерно диалогичность и ситуативность;
  • Выявление и изложение связей с прошлым и будущим;
  • Предметная область – проблема.

Одним из часто встречающихся жанров в журнале «Неприкосновенный запас» является рецензия. В рецензионном блоке каждого номера публикуются материалы на новые русско - и иноязычные книги, а также дайджест ключевых российских интеллектуальных журналов. Для анализа был взят материал Валерии Левчук «Это не то» (№ 5 (145) за 2022 год) одноименного сборника эссе Оксаны Тимофеевы.

Рецензия – доказательное рассуждение. Для того чтобы доказать к какому именно жанру относится материал, нельзя не сказать о таких характеристиках как предметная область, функция, метод.

Предметом отображения рецензии является изученный и отраженный в произведениях науки или искусства материал. В данном произведении предметом выступает сборник эссе Оксаны Тимофеевы «Это не то».

Ведущими методами являются анализ и индукция. Индукция, или анализ, – это когда проблема рассматривается путем разложения на части, от общего к частному. Публицист не просто пересказывает сюжет и высказывает тезисы. Она обращается к работам известных исследователей в данной области, и это аргументы.

Рецензия – многофункциональный жанр: по отношению к читателю выполняется направляющая, рекомендательная функция, а по отношению к автору – оценочная.

Таким образом, материал Валерии Левчук «Это не то» одноименного сборника эссе Оксаны Тимофеевы (№ 5 (145) за 2022 год) можно назвать рецензией.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что характеристиками, формирующими жанр рецензии, являются: характеристика и оценка рассматриваемой работы; предметная область жанра – «материал, изученный и отраженный в произведениях искусства»; полиадресатный жанр (функции выполнятся по отношению, как к аудитории, так и к автору); используются методы анализа и индукции. Тезис должен быть объективно аргументирован.

Ещё одним из часто встречающихся жанров в журнале является обзор СМИ. Для анализа был взят материал Александра Писарева «Обзор российских интеллектуальных журналов» (№ 6 (134) за 2020 год).

Слово «обзор» понимается в журналистике как описание, подведение итогов, рассмотрение, исследование. Говоря об обзоре медиа, чаще всего подразумевают изучение особенностей публикаций СМИ или способ познакомить аудиторию с материалами.

Цель данного жанра состоит в том, чтобы дать читателю представление о совокупности фактов, событий и ситуаций, которые происходят в СМИ за определенный период времени. В данном материале автор знакомит аудиторию с номерами за 2020 год российских интеллектуальных журналов: ««Художественный журнал», «Логос», «Stasis», «Ab Imperio». И рассказывает о том, какие темы затронуты в этих журналах: «Художественный журнал» проводит ревизию обстоятельств забвения художественного реализма, а также возможностей и оправданности его реабилитации. «Логос» посвятил двухтомник малоизвестным философским учителям молодого Делёза и влиянию самого французского философа на современный интеллектуальный ландшафт. «Stasis» продолжил эту тематику и, отталкиваясь от делёзовского концепта геофилософии, погрузился в бурно развивающееся поле философской проблематизации Земли и земного. «Ab Imperio» в одном номере остался на поверхности Земли и разбирался с империями, созданными «в приступе рассеянности», а в другом – обратился к исследованию динамичной природы сообществ, структурирующих себя в качестве наций» [6]. Здесь создается панорама событий или явлений, на основе которой исследуется совокупность социальных фактов действительности. Это не простой пересказ того, что было прочитано, услышано или увидено.

Обзор СМИ отличается и использованием комментариев из рецензируемых публикаций. Александр Писарев в обзоре на «Художественный журнал» взял два комментария: первый принадлежит Бенджамину Бухлои предлагает развернутый анализ стратегии Секулы, а второй Максиму Шер, который намечает линии расхождения в фундирующей ее политической теории. Аргументы обозревателя о полезности или же ненужности публикаций в целом выражены именно в комментариях.

Не менее важным для определения жанра является предметная область. Предметом отображения обзора является вторичная реальность, то есть информационные явления (книги, фильмы, телепередачи и т.п.). Данный жанр знакомит аудиторию с «продукцией» СМИ и выносит им оценку. В данном материале предметом отображения являются интеллектуальные журналы: «Художественный журнал», «Логос», «Stasis», «Ab Imperio».

Исходя из вышеперечисленного, можно сказать о том, что материал Александра Писарева «Обзор российских интеллектуальных журналов» (№ 6 (134) за 2020 год) является обзором СМИ.

Следовательно, к признакам, формирующим жанр обзора СМИ можно отнести: панорамность событий или явлений; предмет – вторичная реальность; использование комментария, для аргументации.

На страницах журнала также можно встретить такой жанр, как интервью. Для анализа и сопоставления был взят материал Кирилла Кобрина «Даосизм, летающие монахи и пекинская опера» (№ 1 (123) за 2019 год).

Интервью – это беседа, проводимая по определенному плану, предполагающая прямой контакт между интервьюером и респондентом, а ответы записываются либо самим интервьюером, либо механически. Цель: предоставить аудитории точку зрения опрашиваемого человека или людей.

Наиболее важными факторами формирования жанра являются: предмет, функция и метод. Предметная область интервью – мнения. В данном материале мнение интервьюируемого Владимира Светлова.

Отличительной особенностью интервью является его двойная адресованность: журналист (интервьюер), обращаясь к своему непосредственному адресату (интервьюируемому), выстраивает особую журналистскую драматургию беседы, основанную на восприятии будущего читателя (массового адресата). Из этого следует, что к функциям интервью относят: информативную, идеологическую, воздействующую. Информативная функция интервью заключается в том, что интервью должно включать факты, представляющие интерес для читателей, вопросы общественного интереса и, соответственно, информативные ответы респондента. Идеологическая функция направлена на продвижение ориентации ценностей, принятых в определенную культурную и историческую эпоху. В основе воздействующей функции лежит вовлечение целевой аудитории в процесс развития отношения к конкретному явлению, рассматриваемому в интервью. Участники интервью разговаривают о влиянии китайского искусства и образа Китая на творчество Владимира Светлова и на художественное мышление его поколения.

«В жанре интервью метод сбора информации полностью совпадает со структурой жанра» [6, с. 63]. В этом материале автор использует такой вид метода интервью, как беседа.

Беседа – тип опроса, который основан на продуманном и тщательно подготовленном разговоре исследователя с компетентным лицом.

Из этого следует, что материал Кирилла Кобрина «Даосизм, летающие монахи и пекинская опера» (№ 1 (123) за 2019 год) является интервью.

Таким образом, к признакам, формирующим жанр интервью, относят: предмет – мнения; функции: информативную, идеологическую, воздействующую; «В жанре интервью метод сбора информации полностью совпадает со структурой жанра» [6, с. 64].

Проанализировав жанровое разнообразие номеров журнала «Неприкосновенный запас» за 5-тилетний период, можно сделать следующие выводы: в журнале объединились художественное творчество, публицистика и литературная критика. Такая структура влияет на жанровое разнообразие журнала. К наиболее часто встречающимся жанрам можно отнести: статью, рецензию, авторскую колонку, интервью, комментарий, обзор, очерк; основными характеристиками, формирующими жанры, являются: предмет, методы, функции, задачи.

×

Авторлар туралы

A. Mukha

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Ресей

Yu. Stukalova

Email: ogarevonline@yandex.ru
Ресей

Әдебиет тізімі

  1. Акопов А. И. Аналитические жанры публицистики. Письмо. Корреспонденция. Статья. Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. – М.: Изд-во Института массовых коммуникаций, 1996. – С. 41–71.
  2. Архив журнала «Неприкосновенный запас» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/ (дата обращения: 13.02.2023).
  3. Быков Л. Л. Критика в «толстом» журнале [Электронный ресурс] // Урал. – 2018. – № 10 (245). – Режим доступа: https://magazines.gorky.media/ural/2018/10/kritika-v-tolstom-zhurnale.html (дата обращения: 10.02.2023).
  4. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве: учеб. пособие [Электронный ресурс]. – СПб.: СПбГУ, 2003. – Режим доступа: http://psihdocs.ru/interveyu-v-jurnalistike-kak-eto-delaetsya-s-a-n-k-t-p-e-t-e-r.html?page=3 (дата обращения: 10.02.2023).
  5. Кройчик Л. Е. Журналистские жанры // Основы журналистской деятельности: учебник для бакалавров / под ред. С. Г. Корконосенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – С. 192–204.
  6. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 213 с.
  7. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие [Электронный ресурс]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm (дата обращения: 11.02.2023).

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».