Использование web-технологий для профессиональной ориентации школьников к получению технического образования

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье описаны существующие и перспективные подходы к применению web-технологий для профессиональной ориентации школьников к получению технического образования. Перспективными формами в профессиональном самоопределении школьников выступают материалы в виде видеороликов, информация на сайте образовательной организации, удаленное электронное общение: видеоконференции (Skype, Viber и пр.), форумы, чаты, социальные сети и др.

Полный текст

Динамичное развитие web-технологий, их широкие интерактивные информационные и развлекательные возможности делают их привлекательными для молодежи для удовлетворения как учебных, так и иных интересов. Для молодых людей все более убедительной становится информация, представленная в сети Интернет (не всегда, однако, достоверная, либо достоверная, но представленная бездоказательно) по отношению к информации, излагаемой педагогами, членами семьи в процессе непосредственного общения. Это один из вызовов текущей эпохи, который психолого-педагогическая наука и практика должна обратить в свою пользу. В противном случае неумение «оседлать» информационный поток, идущий из сети Интернет, объективная недостаточная сформированность критического мышления у школьников, непредоставление актуальных рекомендаций по выбору перспективной сферы будущей деятельности на основе интересов молодых людей, как показывает мировой опыт, может не только ослабить развитие страны в области науки, техники и технологий, но и сказаться на ее безопасности.

С другой стороны, наблюдаются дефицит квалифицированных технических кадров, что предопределяет потребность в интенсификации их подготовки. Все это актуализирует проблему использования web-технологий как для образовательных целей в целом, так и для профессиональной ориентации школьников к получению технического образования в частности.

Под профессиональной ориентацией в настоящее время понимается система научно- обоснованных мероприятий, в первую очередь, психолого-педагогических и медицинских, направленных на подготовку учащихся к выбору профессии в соответствии с их желаниями, склонностями, способностями, учебными достижениями, а также с потребностями рынка труда [7]. С рассматриваемой категорией «профессиональная ориентация» связаны такие понятия, как «профессиональная направленность», «профессиональное самоопределение».

Наибольшее распространение получил воспитательный подход к профессиональной ориентации, в соответствии с которым профессиональная направленность определяется не только природными склонностями человека, но и выступает как цель специального воспитания и образования. Таким образом, профессиональную направленность рассматривают с двух сторон: как принятие решения учащимися о выборе сферы профессиональной деятельности и как формирование профессиональных намерений с учетом потребностей рынка труда путем воздействия на мотивационную сферу учащегося.

С учетом возрастания значения информационных технологий профориентационную работу, включающую в себя профессиональное просвещение, профессиональное консультирование и психологическую поддержку, целесообразно вести с использованием web-технологий.

Профессиональное просвещение включает ознакомление учащихся: с современными профессиями, их социально-экономическими и психофизиологическими особенностями; требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку; с возможностями карьерного роста и самосовершенствования; с потребностями рынка труда в квалифицированных кадрах. Профессиональное просвещение призвано формировать у учащихся мотивированные профессиональные намерения, основанные на осознании социально-экономических потребностей и собственных психофизиологических возможностей. В целях профессионального просвещения широко используют такие технологии, как web-ресурсы с широкопрофильной информацией в форме структурированного текста с графическими материалами, интерактивными элементами: «Профориентация», «Edunews.ru. Все для поступающих. Как выбрать профессию?», «Кадровое агентство «Карьера». Как выбрать профессию?»  «Профориентация: кем стать?», «Смарт Курс», «Профессии СПО», «Специальности ВПО», «Справочник профессий» кадрового агентства «Профит-М» и т.д. (гиперссылки на указанные ресурсы можно найти, например, в [1; 7]). Организации, занимающиеся профориентацией, учитывают предпочтения современной молодежи и агрегируют профориентационную информацию в форме видеороликов, размещая их на наиболее массовых видео-сервисах, например, youtube.com, rutube.ru и пр., и распространяя их через популярные социальные сети («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook» и др.).

Профессиональное консультирование состоит в оказании помощи в профессиональном самоопределении и предоставлении рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности учащимся, в наибольшей мере соответствующих его психофизиологическим особенностям и основанных на результатах диагностики школьников. В сети Internet можно найти множество web-ресурсов, предоставляющих услуги профессионального консультирования, как правило, на платной основе. Они работают персонально с каждым учащимся, выявляя его особенности, учебные достижения и выдавая соответствующие рекомендации по выбору профессии. К ним относятся «Центр развития и тестирования при МГУ «Гуманитарные технологии», «Effecton Studio», «Тесты МАПП», «Пси-фактор. Психотестодром» и т.п. [7].

Важная роль отводится сайтам образовательных учреждений, как того, где обучается школьник, так и того, где он планирует продолжить обучение. Так на сайте школы, как правило, размещаются не только агитационные материалы в рамках профориентационной работы для учащихся, но и методические указания для педагогов по ее проведению. На сайте высшего учебного заведения также представлены: информация о связях вуза с предприятиями региона [12], возможностях будущего трудоустройства; ссылка на систему дистанционного обучения вуза, где может осуществляться подготовка к поступлению в него.

Профессиональное просвещение и консультирование может осуществляться и работниками образовательных учреждений посредством удаленного электронного общения: видеоконференции (Skype, Viber и пр.), форумы, чаты, социальные сети. Последние набирают все большую популярность у молодежи, увлекая их эргономично и красиво представленной информацией, дополненной изображениями и видеоматериалами. Для целей профориентационной работы можно создавать группы тематические (по каждой сфере профессиональной деятельности) и общие (подборка наиболее наглядных материалов по разным профессиям). Аналогичные группы (так называемые «каналы») можно создавать и на видеохостингах youtube.com, rutube.ru и др.

Такая профориентационная работа, на наш взгляд, должна быть связана с творческим компонентом образовательного процесса [8] и учитывать учебные достижения школьников. Их можно получить, например, из баз данных web-ресурса Дневник.ру, дополнить результатами психолого-педагогической и медико-физиологической диагностик, сформировать «контрольный срез» компетентностной модели учащегося [9; 13], осуществить автоматизированный (с участием работников образовательных учреждений) анализ данной информации и предоставить персональные рекомендации обучающимся об их особенностях, достижениях, сферах профессиональной деятельности, где они могли бы добиться наилучших результатов.

В качестве перспективного метода профориентационной работы с использованием web- технологий выступают веб-квесты [3; 11] профессиональной направленности, обеспечивающие как знакомство с объектами будущей профессиональной деятельности, так и понимание видов такой деятельности, которой в дальнейшем придется заниматься выпускнику вуза.

Существенным образом повлиять на профессиональный выбор учащихся может олимпиадное движение [10], представляющее собой активную творческую созидательную, направленную на достижение целей обучения деятельность всех субъектов образовательного процесса. В качестве системообразующего фактора деятельности в олимпиадном движении выступает креативная образовательная среда [5], состоящая из следующих основных элементов: олимпиадные микрогруппы, профессионально ориентированные олимпиадные задания [2; 12] и олимпиады. Работа в ней опосредована web-технологиями: средствами электронной коммуникации, олимпиадными web-ресурсами. Олимпиадное движение способствует определению учащимися профессиональных предпочтений, творческому развитию [6], формированию и интеграции как предметных, так и общекультурных компетенций (коммуникативной, лингвистической и пр.) [9]. Реализация потенциала олимпиадного движения в рамках профориентации в значительной мере определяется креативно-педагогической компетентностью преподавателя [4].

Поскольку профессиональная направленность базируется как на мотивационной готовности учащихся, так и их компетентности в вопросах избранной профессии, в моделировании траектории овладения ею, профориентационная работа должна корректироваться в процессе обучения. Коррекция происходит на основе анализа оценки учебных достижений обучающихся, включающих знания, умения, навыки, непосредственно детерминирующих конкретный вид профессиональной деятельности, а также личностных качеств, определяющих отношение к себе, окружающему миру, будущей профессии, другими словами, – оценки компетенций учащихся. Методика такой оценки рассмотрена нами в наших работах [9; 13], и называется нами «оценка потенциала компетенции». Для оценки описанных компонентов компетенций учащихся школы используются контрольные работы, проектные методики, тестирования для выявления склонностей, уровней сформированности знаний, умений, способностей учащихся и т.п.

Основанная на web-технологиях автоматизация процесса внесения отметок об уровне сформированности компетенций учащихся и процесса оценки компетенций в целом, на наш взгляд, существенным образом облегчит процесс профориентации и повысит его эффективность. Заметим, что главным критерием эффективности профориентационной работы считается мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на учебу в вузы и количества студентов, продолживших обучение профессии, отвечающей актуальным потребностям города, района, региона, общества, на более высоком уровне. И далее, чем больше число выпускников разных уровней обучения в государственном образовательном учреждении в дальнейшем работают по полученной ими профессии, тем выше действенность профориентационной работы этого учебного заведения.

Современное развитие web-технологий, увлеченность ими со стороны учащихся требуют внимания со стороны психолого-педагогической науки и практики для перевода традиционно организуемого процесса профессиональной ориентации в условия использования web-технологий. Опыт профориентационной работы в Тамбовском государственном техническом университете показывает перспективность использования web-технологий для формирования осознанного самоопределения к получению технического образования.

×

Об авторах

С. И. Тормасин

Автор, ответственный за переписку.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия

В. А. Батуров

Email: ogarevonline@yandex.ru
Россия

Список литературы

  1. Каверзина Т. Н. Профориентация в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/550455/.
  2. Попов А. И. Механика. Решение творческих профессиональных задач: учебное пособие. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. – 108 с.
  3. Попов А. И., Однолько В. Г., Букин А. А. Использование веб-квестов в процессе организации профессиональной творческой подготовки студентов по приоритетным направлениям // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2013. – № 4 (48). – С. 64-70.
  4. Попов А. И. Преподаватель вуза как организатор творческого саморазвития студента // Alma-mater: Вестник высшей школы. – 2013. – № 9. – С. 48-51.
  5. Попов А. И. Формирование креативной среды для развития специалиста // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 93-94.
  6. Попов А. И. Формирование творческой компетентности специалиста в условиях олимпиадного движения // Открытое образование. – 2005. – № 6. – С. 23-30.
  7. Профессиональная ориентация (Профориентация) // Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php.
  8. Пучков Н. П., Попов А. И. Инновационные подходы к формированию творческих компетенций в системе обеспечения качества профессионального образования // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2008. – Т. 1. – № 1. – С. 165-173.
  9. Пучков Н. П., Тормасин С. И. Методические аспекты формирования, интегрирования и оценки компетенций: методические рекомендации. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2012. – 36 с.
  10. Пучков Н. П., Попов А. И. Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе: учебно-методическое пособие. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. – 180 с.
  11. Ракитина Е.А., Попов А.И. Проблемы и перспективы использования интерактивных форм обучения в технических вузах // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2014. – № 1 (50). – С. 65-69.
  12. Ткачев А. Г., Шубин И. Н., Попов А. И. Промышленные технологии и инновации. Оборудование для наноиндустрии и технология его изготовления: учебное пособие. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2010. – 132 с.
  13. Тормасин С. И., Пучков Н. П. Оценка компетенций как механизм управления качеством их формирования в вузе // Вестник ТГТУ. – 2012. – Т.18. – №1. – С. 236-249.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».