Developing students' skills to protect them from media manipulation
- Authors: Garanina Z.G.1, Staroverov A.A.1
-
Affiliations:
- National Research Mordovia State University
- Issue: Vol 12, No 14 (2024)
- Section: Статьи
- Submitted: 07.01.2025
- Accepted: 07.01.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/276225
- ID: 276225
Cite item
Full Text
Abstract
The article is devoted to the problem of developing students' skills of defense against manipulation in mass media. The theoretical analysis of the works of domestic and foreign psychologists on the problem of influence on consciousness of manipulative techniques in advertising and mass media is carried out. The training on the development of students' skills to resist manipulative technologies that are used in the media is presented.
Keywords
Full Text
Проблема социально-психологических манипуляций в средствах массовой информации приобретает в настоящее время большую актуальность в связи с широкой распространенностью данного явления во всех сферах социального взаимодействия. Как отмечал в своей работе С. А. Зелинский, манипуляция является специфическим видом коммуникации, в котором основной характеристикой манипулятора является его стремление извлечь личную выгоду за счет других лиц. Эта выгода может быть связана с достижением конкретных целей или получением определенного преимущества [3].
Проблемы, связанные с манипуляцией сознанием человека, ещё недостаточно изучены и требуют пристального внимания психологов. В этой связи возникает необходимость исследования и анализа сложных механизмов манипулятивного воздействия на человека средств массовой информации, изучения особенностей подверженности личности данным манипуляциям. Особенно подвержено манипуляциям в СМИ молодое поколение, у которого еще не сформированы умения критически мыслить, распознавать манипуляции и противостоять им.
В психологической литературе изучаются различные виды манипуляций. Наиболее известная классификация основана на принципе конструктивности действия манипуляции на человека. По данному критерию Г. В. Грачев и И. К. Мельник делят манипуляции на злокачественные (деструктивные) и благородные (конструктивные) [2].
Современные масс-медиа активно используют различные техники манипуляции, такие как сенсационализм, дезинформация и пропаганда [6]. Т. М. Харламова относит к манипуляциям в СМИ следующие методы: фальсификация информации, представление ложной информации как факта; выборочное представление только определенных аспектов событий, игнорируя другие, что приводит к искажению общей картины; использование эмоциональных приемов, заголовков или изображений, которые вызывают сильные эмоции у аудитории для манипуляции их мнением, а также манипуляцию статистикой, основанной на представлении статистических данных в искаженном виде для поддержки определенной точки зрения [7]. Также может применяться такой метод, как использование ложных авторитетов, к которым относится цитирование вымышленных или недостоверных источников для подтверждения своих утверждений. Этот метод может быть использован как в политических целях, так и в коммерческих интересах.
Кроме перечисленных методов манипуляции в СМИ, существует еще несколько подходов, которые могут быть использованы для воздействия на аудиторию – это сенсационный подход, увеличение значимости или шокирующего характера событий для привлечения внимания зрителей или читателей; подтасовка цитат, изменение или вырывание цитат из контекста для изменения их значения; манипуляция образами: использование определенных образов или символов для создания определенного впечатления или ассоциаций у аудитории [5].
Манипуляции в СМИ напрямую связаны с пропагандой, которая стремится манипулировать убеждениями, установками и поведением других людей с помощью символов (слов, жестов, музыки, одежды, причесок, значков, дизайна монет и т. д.). В процессе пропаганды средства массовой информации намеренно подбирают аргументы, факты и выражения для достижения своих целей и преподносят их таким образом, чтобы, по их мнению, максимально повысить их эффективность [4].
Поскольку манипуляции представляют большую угрозу для психологического здоровья и информационной безопасности личности, важной проблемой является разработка способов противостояния манипуляциям и развитие у молодых людей навыков психологической защиты от негативного влияния данных манипуляций.
Противостояние манипулированию требует формирования развитых психологических умений, среди которых можно выделить два важных аспекта: умение распознавать манипуляции и способность их нейтрализовать. Существует несколько методов для нейтрализации манипулятивных приемов. Один из них – периодический отказ от обращения к СМИ, чтобы улучшить способность критического восприятия информации. Это включает осмысление получаемой информации, такое как интерпретация ее с противоположной точки зрения, доведение до крайности предлагаемых тезисов, мысленное отделение рационального содержания сообщения от его оценок, и формирование критических способностей, что позволяет увидеть, насколько часто в сообщении присутствуют признаки манипулятивности, тем самым повышая критичность восприятия и устойчивость к данному воздействию.
Для изучения особенностей влияния СМИ на сознание молодежи и формирование умений и навыков противостояния данными манипуляциям, нами проводилось эмпирическое исследование среди студентов направления подготовки «Психология» МГУ им. Н. П. Огарёва. Целью данного исследования явилась изучение особенностей подверженности студентов манипуляциям в СМИ, а также разработка и проведение тренинговой программы по развитию у студентов навыков противостояния манипуляциям в СМИ.
Исследование особенностей подверженности студентов манипуляциям в СМИ показало, что в большей степени поддаются негативному влиянию манипулятивных сообщений студенты, характеризующиеся высоким уровнем конформизма, доверчивости и низким уровнем интеллекта [1].
Для развития у студентов навыков противостояния манипуляциям нами была разработана специальная тренинговая программа. Тренинг проводился среди студентов 3 курса направления подготовки «Психология» в количестве 20 человек. Всего было проведено 4 занятия продолжительностью по 90 минут каждое.
Цель данного тренинга – развитие у студентов знаний, умений и навыков, направленных на эффективное распознавание и противодействие манипуляциям в СМИ.
Тренинг «Развитие навыков противостояния манипуляциям в СМИ» был направлен на развитие у студентов необходимых психологических инструментов для эффективной защиты от манипуляций в СМИ. Среди данных инструментов можно выделить методы поддержания самообладания и эффективной передачи собственной точки зрения при восприятии сложных информационных сообщений, метод критического анализа поступающей информации, умения находить контраргументы. Проводимый нами тренинг позволял экспериментировать с различными стилями общения, учиться новым коммуникативным навыкам и чувствовать себя комфортно и защищенно в данном процессе.
Тренинг содержал различные упражнения, способствующие развитию у студентов таких умений и навыков как анализ информации, распознавание манипуляций, развитие критического мышления и навыков противостояния манипуляциям.
Ряд упражнений тренинга был посвящен анализу информации. Участники учились анализировать сообщения, поступающие из различных источников массовой информации, оценивать ее достоверность и объективность.
Для развития навыков распознавания манипуляций участники изучали основные приемы манипуляции в СМИ, такие как использование эмоционального воздействия, выборочное представление фактов, искажение информации и другие.
Тренинг способствовал развитию у участников критического мышления, способности анализировать информацию, задавая вопросы и проверяя факты.
В процессе развития навыков противостояния манипуляциям участники учились применять различные стратегии противостояния манипуляциям, такие как задавание дополнительных вопросов, проверка информации из других источников, анализ контекста и т.д.
На основании полученных ответов участников тренинга можно сделать выводы о том, что у большинства студентов сформировались более четкие представления о манипуляциях в СМИ, а также умения их распознавать и находить адекватные методы защиты от манипулятивных влияний.
Данный тренинг помог участникам стать более осведомленными и критически мыслящими потребителями информации, способными распознавать манипуляциям в СМИ и противостоять им.
About the authors
Zhanna G. Garanina
National Research Mordovia State University
Email: garanina23@mail.ru
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005Alexander A. Staroverov
National Research Mordovia State University
Author for correspondence.
Email: pufik1702@mail.ru
Аспирант первого года обучения по научной специальности 5.3.1 Общая психология, психология личности, история психологии, преподаватель кафедры психологии
Russian Federation, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005References
- Гаранина Ж. Г., Староверов А. А. Психологические особенности подверженности студентов манипуляциям в СМИ [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2022. – № 15. – Режим доступа: https://journal.mrsu.ru/arts/psixologicheskie-osobennosti- podverzhennosti-studentov-manipulyaciyam-v-smi (дата обращения: 01.11.24).
- Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М.: Мысль, 2013. – 236 с.
- Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. – СПб.: СКИФИЯ, 2008. – 346 с.
- Ильченко С. Как нас обманывают СМИ. Манипуляция информацией. – СПб.: Питер, 2019. – 123 с.
- Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. – М.: Алгоритм, 2000. – 464 с.
- Песоцкий Е. А. Реклама и психология потребителя. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 342 с.
- Харламова Т. М. Психология влияния. – М.: Флинта; МПСИ, 2011. – 111 с.
Supplementary files
