Publications of Anton Chekhov in Periodical Press

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the work of A. P. Chekhov from the point of view of his contribution to journalism. Special attention is paid to his business trip to the island and his book Sakhalin Island. The features of the author's journalistic texts are revealed.

Full Text

Среди имен тех людей, кого называют значимыми фигурами и вечными спутниками литературной и журналистской деятельности, особо выделяется Антон Павлович Чехов. Его имя и у читателей, и у современных работников СМИ вызывает уважение и доверие, стремление к писательскому мастерству, особое чувство близости читателя и автора, которое писатель добился за счет кропотливой и многолетней работы.

Творчество Антона Павловича Чехова представляет собой уникальное явление отечественной литературы и публицистики. С помощью приемов юмористики в своих произведениях он раскрывал вечные проблемы общества и каждого героя в отдельности. Их трагизм и жизненные перипетии автор передает с педагогичностью и неким наставничеством, вкладывая особые чувства.

Автор всегда стремился к писательской славе. Его стремления проявлялись в желании печататься в газетах. Он с ранних лет посылал в редакции свои рассказы, так как писать стал рано еще в гимназии. Однако его труды в то время не были столь оценены.

Поступление в 1879 году в Московский университет было очень важным шагом для дальнейшей жизни писателя, а медицинский факультет должен был стать началом его врачебной карьеры. Однако блестящее будущее не подошло к нему так скоро и из-за бедного материального положения пришлось искать подработку. Так и началось его сотрудничество с газетами и журналами, и в целом литературный путь. Он начинает писать короткие рассказы с элементами юмора, используя псевдонимы. Постепенно его сочинения начинают пользоваться популярностью. Далее он соберет все эти ранние произведения в сборники «Пестрые рассказы» и «Невинные речи». В студенческие годы Чехов сотрудничал в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Москва» и других. Также в газете «Новости дня», с 1885 г. – в «Петербургской газете».

1880-е годы – непростое время в области журналистики, но именно тогда А. П. Чехов начинает свой сложный путь в публицистике из-за материальных проблем и остается там по призванию. В это время во многих периодических изданиях появляются произведения писателя. Он работал со многими значимыми журналами того времени, среди которых особенно выделяются «Русская мысль» и «Северных вестник», которые отличались от другой периодики сотрудничеством со многими известными литераторами.

Этот период в истории ознаменовывается развитием и распространением юмористической журналистики. Основной целью редакторов журнала было развлечь аудиторию. «Письмо к ученому соседу» – первое произведение автора, появившееся в печати. В то время Чехов учился на втором курсе медицинского факультета. Он в течение 7 лет работал во многих ведущих журналах: «Стрекоза», «Осколки», «Мирской толк», «Свет и тени», «Молва», «Будильник», «Спутник», «Зритель», «Волна».

Антон Павлович размещает колоссальное количество материалов в год, около 200–300 работ в газетах и журналах. Исследователи также отмечают широкий жанровый размах автора, казалось бы, нет еще человека, который перепробовал бы столько форматов для своих текстов, что их сложно перечислить. У него встречаются: анекдоты, рассказы, пародии, репортерские заметки из зала суда, театральные надписи, надписи к рисункам и др. Такое разнообразие было больше вынужденным, чем желаемым. А все из-за бедственного положения автора, где приходилось брать заказы для того, чтобы себя обеспечить, а не для того, чтобы опробовать новый жанр и потренировать писательское мастерство. Но такая принужденность закалила писателя и дала ему невосполнимый опыт, так как работа дает больший стимул для написания желаемого, повышая уровень изобретательности в написании избитых и много раз написанных тем.

Несмотря на бурную публицистическую деятельность и читательскую заинтересованность, автор видел для себя более крупную цель, чем юмористическая журналистика. Его возросшие навыки и приобретенный в процессе работы в периодике опыт должен принести ему больше славы и больше раскрыть его много ресурсный потенциал. Когда он выпустил свой первый сборник рассказов «Пестрые рассказы» (1886 год) с юношескими произведениями, то наглядно это увидел и почувствовал потребность идти дальше и «скорее выбраться оттуда, куда завяз…» [1].

На пути к «великой» цели и в литературную общность ему поспособствовала газета «Новое время», где руководителем был, впоследствии ставший другом и книгоиздателем, Алексей Сергеевич Суворин. Первой работой стала «Панихида» (1886 г.), а после продолжилось сотрудничество на долгие плодотворные годы. Но рассказы были не единственной работой автора, он также пробовал себя в публицистических статьях: тексты, обличающие московское дворянство – «Московские лицемеры»; биографические материалы о выдающихся личностях, а именно об отечественном географе и путешественнике, сделавшего немало полезного для развития науки, Николае Михайловиче Пржевальском; и интересная работа о Московском зоопарке, где показаны беспорядки и произвол – «Фокусники». Это были примеры классических публицистических материалов, которые также были подвластны мастерству Чехова. Именно так Антон Павлович нашел свое место на газетной полосе в качестве автора не только мелких юморесок, но и серьезных произведений, что свидетельствовало об изменении уровня его мастерства в лучшую сторону.

Популярность настигла писателя во второй половине 1880-х годов, когда автора хотели видеть редакторы на страницах многих изданий периодики того времени, и очень популярные газеты, и менее читаемые. Ему даже пришлось отказывать многим журналам, в числе которых «Русская мысль», «Всемирная иллюстрация» и др. Его произведения в тот отрезок времени публиковались в журнале «Северный вестник» (1888 г.), а именно, «Степь», «Огни», «Скучная история». Это издание в то время представляло собой объединение и безопасное место для большинства сотрудников закрытых во время цензурных нападок газет, оставшись без работы (Короленко, Менделеев, Миклухо-Маклай и другие).

В 1890 году Антон Павлович побывал на острове Сахалин, чтобы понаблюдать за тем, как содержались и работали тысячи каторжан и ссыльных. Идея написать что-то подобное не пришла внезапно, а долго обдумывалась. К ней привел целый ряд событий, государственных и личных. Чехов никогда не был вдали от политики, а, наоборот, всегда интересовался и судебными процессами, о чем свидетельствует его творчество.

В конце XIX века колонии на Сахалине были мало изучены, так как остров вошел в состав страны лишь в 1875 году. Та информация, которая оттуда поступала редко, имела что-то общее с реальностью. О чем писатель часто писал в книге «Остров Сахалин», подчеркивая недостоверность фактической отчетности. Поступающая информация часто идеализировала реальное положение дел, скрывая правду, чтобы создать у людей положительное представление о сахалинских колониях.

Подготовка к этому труду была основательной. Чехов прочитал 65 статей, книг, газетных корреспонденций и материалов по истории тюрем и ссылок, географии, этнографии и другим наукам. Все это должно было помочь писателю не только осуществить свою задумку, но и превзойти задуманный результат. Теоретическую и научную часть своего труда автор начал еще до самой поездки, основываясь на прочитанном.

Толчком к созданию этой книги стали не только гражданский долг и желание раскрыть глаза общественности, но и личная рефлексия автора над собственным творчеством и тяжелые переживания от потери старшего брата Николая в 1889 году. В письме к А. С. Суворину Чехов описывал свое состояние так: «Была масса форсированной работы, но не было ни одной минуты серьезного труда… Мне страстно хочется спрятаться куда-нибудь лет на пять и занять себя кропотливым, серьезным трудом. Мне надо учиться, учить все с самого начала, ибо я, как литератор, круглый невежда; мне надо писать добросовестно, с чувством, с толком, писать не по пяти листов в месяц, а один лист в пять месяцев» [2]. Поездка на Сахалин должна была стать не только выполнением гражданского долга перед общественностью, но и личным поиском себя и переосмыслением творческих задач. Она раскрыла те особенности Чехова-журналиста, которые могли найти свое место только в публицистике. Его настойчивость перед поставленной целью и стремление к ее достижению, смелость в выбранных темах, собранность и внутренний стержень, кропотливость в подборке фактов делает его тем, кого мы все знаем.

Путевые письма представляют собой дорожные корреспонденции, которые легли в основу очерков. Их язык, стиль и содержание являются образцом этого жанра. А наглядный пример личного столкновения автора с несправедливостью, хамством вышестоящих людей и запущенностью Сахалинского региона не позволило ему остаться равнодушным к подобному и оставить этот вопрос без внимания и огласки общественности.

В тексте автор выражает свое отношение к происходящему: неравнодушие писателя к людским судьбам и царящей в стране несправедливости. Он стремился своим текстом показать реальную жестокость жизни, привлечь к этому вопросу внимание и попытаться изменить судьбы людей, так как сердечно хотел для них счастливой жизни. Эти глубокие искренние чувства, идущие от самого сердца, помогли ему написать настолько настоящую и душераздирающую картину каторги.

Как и подразумевалось, сахалинское путешествие сильно повлияло на жизнь и творчество автора. После окончания труда об удивительном острове его творческий потенциал претерпел некоторые изменения, касаемо тем материалов. В 90-х годах он уделяет внимание не только своим знаковым рассказам, которые являются основой его творчества, но и пишет ряд статей в газету, фельетоны и некрологи.

Закат своей творческой карьеры он провел в сотрудничестве с ведущими периодическими изданиями, которые были счастливы видеть талантливого автора на своих страницах, но остался верен «Русской мысли», где выходили его материалы (см. рис. 1). Он имел большое влияние и уважение со стороны читателей, что помогало ему наряду с другими известными в то время людьми стараться менять положение в стране в лучшую сторону и влиять на решение важных и первостепенных проблем эпохи, пытаясь всячески помочь. Поэтому то, что в петиции о стеснениях печати в России (1895 год) его имя было поставлено рядом с известными писателями и общественными деятелями, была заслуга его многолетнего упорного труда. Его позиция по гражданским вопросам ярко отразилась в литературном творчестве. А то, что он отказался от звания академика из-за солидарности с М. Горьким, которого не избрали в почтенные члены Академии наук, говорит о его добросовестности и высоком уровне нравственности и морали, а также обостренном чувстве справедливости.

 

Рис. 1. А. П. Чехов с группой сотрудников журнала «Русская мысль»

 

С именем Антона Павловича можно связать процесс проникновения художественного рассказа в газетную и журнальную периодику, да и в целом с ним связана некоторая трансформация журналистики XIX века. Именно рассказ, а не более крупные и полномасштабные жанры, стал ведущим форматов литературы, а небывалый успех газетного рассказа-миниатюры сыграл свою роль в том, что он закрепил свою позицию в жанрах и в целом в литературном процессе.

Антон Павлович Чехов в основном известен всем как писатель, и лишь немногие знают о его плодотворной и в целом знаковой для развития публицистики работе, как журналиста. Его публикации, работа в качестве редактора и опыт взаимоотношений с коллегами-журналистами и литераторами во многом помогло в его творческом поиске. Он повлиял в целом на содержание газет, внеся в их новые составляющие, распространил и преобразовал жанр газетного рассказа.

Его творчество являлось не только фаворитом у читателей и примером для подражания у публицистов, с ним также связаны произошедшие изменения в устройстве публицистики. Оно как бы явилось спусковым крючком для изменения газетной полосы. Весь его творческий путь прошел на страницах бумажных изданий XIX века. Его литературная и публицистическая работы были очень связаны и взаимно влияли друг на друга, создавая все более новые формы и лучшие произведения. Он часто появлялся на страницах печатных изданий, а также многое сделал для формирования и распространения изменений газетной формы и содержания, ее тип и структуру.

Одно из лучших его произведений в газетной периодике, которое вызвало большой отклик среди разных слоев общества, стала его книга «Остров Сахалин». Книга очерков «Остров Сахалин» – возможность для читателей понять, сколько всего еще неизведанного и непонятного для человека, и насколько человек может быть свободным в мировом познании. Всего на острове Чехов был три месяца и два дня, потом в течение 6 лет работать над материалами, и только в 1895 году книга вышла в свет. Он создал около 10 000 архивных карточек, которые хранились в государственных архивах. Автор всесторонне исследовал каторжный остров: состояние колоний, виды наказаний и принудительного труда, условия жилищ, гигиенические условия жизни. Он создал первую официальную отчетность на острове, но также создал художественные образы с реальными прототипами, чтобы передать чудовищность условий и тяжесть жизни в этом обществе.

Критики называют особенностью повествовательной манеры Антона Павловича – «полутональность». Он избегает четкого выражения собственной позиции, оставляя это самим читателям. Объективность и в литературных, и в публицистических произведениях всегда была принципиальной позицией и эстетической установкой автора.

Свое стремление к серьезной деятельности, которая у него появилась после многолетней работы с сатирическими миниатюрами, он реализовал с помощью путешествия на Сахалин в 1890 году.

1880-е – 1900-е годы – расцвет творчества Чехова, он работал в «Северном вестнике», «Русской мысли», «Русских ведомостях» -ведущих изданиях периодической печати.

Литературно-публицистическая деятельность Чехова – образец журналиста, патриота и гражданина с активной позицией. Он отдавал свой литературный талант на службу народу. Его произведения составляют золотой фонд русской публицистики. Его имя является знаковым для всех работников пера, а материалы примером для подражания и тем, к чему стоит стремиться в своей профессиональной деятельности. «Работая во многих изданиях, каждое из которых отличалось своей идеологией и политической направленностью, Чехов всегда стоял на своих убеждениях» [3, с. 138].

Со временем он перестал быть Антошей Чехонте, а стал серьезной знаковой фигурой в мире литературы и публицистики. Однако он не отказался от своих прошлых художественных достижений, остался верен себе и своим приемам. Девиз «Краткость – сестра таланта» сохранил свою силу и стал основной характеристикой творчества писателя. Это был его основной ориентир по творческому пути. На наш взгляд, эту фразу нельзя адресовать больше никому из всех существующих литераторов и публицистов, что делает Антона Павловича Чехова мастером своего дела и ориентиром для многих людей, начавших и продолжающих свой творческий путь.

×

About the authors

O. A. Igoshina

Author for correspondence.
Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

A. G. Kostina

Email: ogarevonline@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. Есин Б. И. Чехов – журналист [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/ZHRQk (дата обращения: 16.03.2023).
  2. Чехов А. П. Письма 1888-1889. Т. 21 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/bd/?b=192334 (дата обращения: 16.03.2023).
  3. Шелахов Д. С., Киютина И. И. Вклад А. П. Чехова в историю русской журналистики // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки. Материалы IX Национальной научно-практической конференции (20 апреля 2022 г., г. Брянск). – Брянск: Изд-во Брянск. гос. ун-т им. акад. И. Г. Петровского, 2022. – С. 135–139.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. A. P. Chekhov with a group of employees of the Russian Thought magazine

Download (165KB)

Мы используем файлы cookies, сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика для улучшения работы сайта и удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были об этом проинформированы и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».