РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В Ухтинском государственном техническом университете ежегодно обучаются студенты из ближнего и дальнего зарубежья по программам бакалавриата и магистратуры по основным образовательным программам на русском языке. Входное тестирование, проведенное с целью первичной диагностики знаний в области математики и русского языка, показало, что большинство студентов допускают не математические ошибки, относящиеся к решению уравнений, неравенств и т. д., а лингвистические, связанные с непониманием словесного текста предметного содержания. Полученные результаты проверки, а также изученный опыт преподавания математики иностранным студентам в вузах Республики Коми и других регионов послужили причиной для разработки специальной собственной системы обучения. Методологической основой системы обучения является принцип постепенного расширения знаний, умений и навыков в языковой, предметно-языковой и предметной математической области на неродном русском языке, обеспечивая нормирование лингвистической нагрузки и достижение планируемых результатов обучения. Основными компонентами системы являются: цели и содержание обучения, адаптированные к обучению иностранных студентов; интерактивные методы обучения (взаимообмен темами, взаимообмен заданиями, взаимодиктанты и др.); коллективные организационные формы; специализированные учебные ресурсы (дидактические материалы с методически обоснованными лексико-грамматическими конструкциями, двуязычные математические словари, визуализация учебной информации и др.).

Об авторах

Александра Владимировна Мужикова

Ухтинский государственный технический университет

Email: amuzhikova@mail.ru
кандидат технических наук, доцент ул. Первомайская, 13, Ухта, Россия, 169300

Мария Николаевна Габова

Ухтинский государственный технический университет

Email: mgabova0683@ugtu.rnet
старший преподаватель ул. Первомайская, 13, Ухта, Россия, 169300

Список литературы

  1. Мужикова А. В., Габова М. Н. Математическая подготовка обучающихся в региональном техническом вузе // Новые идеи в геологии нефти и газа. Новая реальность 2021: сб. науч. тр. (по материалам Международной научно-практической конференции). Москва, 27–28 мая 2021 года / отв. ред. А. В. Ступакова. М.: Перо, 2021. С. 391–394. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48011011_79871346.pdf (дата обращения: 11.06.2022).
  2. Попов Н. И., Яковлева Е. В. Актуальные проблемы обучения математике иностранных студентов в вузе // Вестник Московского гос. областного ун-та. Серия: Педагогика. 2019. № 3. С. 144–153. doi: 10.18384/2310-7219-2019-3-144-153
  3. Яковлева Е. В. Обучение математике иностранных студентов в университете на основе когнитивно-визуального подхода // Вестник Вятского гос. ун-та. 2020. № 1. С. 84–93. doi: 10.25730/VSU.7606.20.010
  4. Прудникова О. М. Обучение математике иностранных студентов первого курса технического вуза // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 74–78. doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-74-78
  5. Далингер В. А. Теоретические основы когнитивно-визуального подхода к обучению математике. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. 143 с.
  6. Полевая Т. А., Полевая С. А. Использование визуализации материала при преподавании математики на довузовском этапе обучения иностранных граждан // Международное образование и сотрудничество: сб. науч. тр. по материалам VI Международной научно-практ. конф. Москва, 24 мая 2019 года. М.: Техполиграфцентр, 2019. С. 127–134.
  7. Салехова Л. Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе: дис. … д-ра пед. наук. Казань, 2008. 427 c.
  8. Краснощеков В. В., Семенова Н. В., Галунова К. В. Проблемы и перспективы разработки двуязычных учебных пособий для обеспечения математических дисциплин программ международного образования // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 2. С. 117–120.
  9. Моднов С. И., Ухова Л. В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский пед. вестник. 2013. Т. 1, № 2. С. 111–115. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_20386715_43124825.pdf (дата обращения: 11.12.2021).
  10. Виноградова А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2008. № 3(51). С. 37–48.
  11. Gómez L., Freeman D., Freeman Y. Dual language education: A promising 50–50 model? // Bilingual Research Journal. 2005. № 29 (1). Р. 145–164. doi: 10.1080/15235882.2005.10162828
  12. Arévalo M., Cantera M. A., García-Marina V., Alves-Castro M. Analysis of university STEM students’ mathematical, linguistic, Rhetorical–Organizational assignment errors // Education Sciences. 2021. № 11 (4). Р. 173. doi: 10.3390/educsci11040173
  13. Сурыгин А. И. Основы теории обучения на неродном языке. СПб.: Златоуст, 2000. 235 с.
  14. Филимонова Н. Ю., Романюк Е. С., Тулупникова Т. Ю., Щукина Н. В. Особенности работы со студентами-иностранцами из стран Африки, Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки (довузовский этап): учеб. пособие. Волгоград: ВолгГТУ, 2008. 80 с.
  15. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977. 304 с.
  16. Габова М. Н., Мужикова А. В. Контекстный подход в преподавании математики будущим инженерам // Вестник Сыктывкарского ун-та. Серия 1: Математика. Механика. Информатика. 2020. № 4 (37). С. 26–50. doi: 10.34130/1992-2752_2020_4_26
  17. Мкртчян М. А. Методики коллективных учебных занятий // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 1. С. 55–64.
  18. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учеб. работы: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с.
  19. Мужикова А. В. Интерактивное обучение математике в вузе // Вестник Сыктывкарского ун-та. Серия 1: Математика. Механика. Информатика. 2015. Вып. 1 (20). С. 74–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27468137 (дата обращения: 21.03.2022).
  20. Мужикова А. В. Исследование эффективности коллективных учебных занятий по высшей математике // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 7 (196). С. 174–181. doi: 10.23951/1609-624X-2018-7-174-181
  21. Прудникова О. М., Габова М. Н., Канева Е. А. К вопросу формирования у студентов критически-рефлексивного стиля мышления: сб. науч. тр.: материалы научно-техн. конференции (20–23 сентября 2011, г. Ухта): в 3 ч. Ухта: УГТУ, 2011. Ч. 3. С. 226–229. URL: https://www.ugtu.net/sites/default/files/ntk_2011_chast_3.pdf (дата обращения: 21.03.2022).
  22. Мужикова А. В., Габова М. Н. Развитие грамотной математической речи студентов в техническом вузе // Высшее образование в России. 2020. № 1. С. 66–75. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-66-75

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».