ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется роль цифровых технологий в современных условиях управления образовательным процессом через призму опыта стран Европы и Азии. Метод сравнительного анализа и синтеза, положенный в основу исследования, проведенного в настоящей статье, позволил выявить актуальные практики и роль использования цифровых технологий в управленческом процессе в сфере образования в ведущих зарубежных странах, которые могут быть использованы для создания единого образовательного пространства в России и странах СНГ. За основу исследования взяты труды Я. де Грофа, С. В. Янкевича, М. К. Шуваловой, Б. Понта, Д. Нуше, Х. Мурман, Л. И. Писаревой, Е. С. Кананыкиной, П. М. Кукарчука, Н. О. Бесшапошникова, А. Г. Леоновой, В. С. Коноплевой, А. О. Пелегрина и С. В. Бронфмана. Показано, что успешный опыт и практика ведущих стран Европы и Азии в области использования цифровых технологий в процессах управления образованием могут быть также имплементированы и в российском образовательном пространстве. Обосновывается, что цифровизация образования является одной из наиболее актуальных тенденций современности. Помимо того что уровень развития технологий в настоящее время позволяет осуществлять образовательный процесс эффективно и качественно, применение цифровых технологий стало жизненно необходимым фактором продолжения образовательной деятельности в эпоху COVID-19 и происходящих трансформаций международной обстановки.

Об авторах

Владимир Иванович Абрамов

Институт управления образованием Российской академии образования

Email: director@iuorao.ru
кандидат экономических наук ул. Жуковского, 16, Москва, Россия, 101000

Наталья Викторовна Маланичева

Финансовый университет при Правительстве РФ

Email: malo73@mail.ru
кандидат экономических наук, доцент пр. Ленинградский, 49/2, Москва, Россия, 125167

Ирина Александровна Стрельникова

Высшая школа экономики

Email: istrelnikova@hse.ru
кандидат юридических наук, доцент Покровский бульвар, 11, Москва, Россия, 109028

Список литературы

  1. Цифровизация образования в России и мире. URL: https://akvobr.ru/cifrovizaciya_obrazovaniya_v_rossii_i_mire.html (дата обращения: 04.04.2022).
  2. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования. URL: https://journals.rusoil.net/index.php/bul/article/view/9922 (дата обращения: 04.04.2022).
  3. Бесшапошников Н. О., Леонов А. Г., Прилипко А. А. Цифровизация образования – новые возможности управления образовательными треками. URL: https://www.vestcyber.ru/jour/article/view/214/95 (дата обращения: 04.04.2022).
  4. Клочкова Е. Н., Садовникова Н. А. Трансформация образования в условиях цифровизации. URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/660/0?locale=ru_RU (дата обращения: 04.04.2022).
  5. Чунина А. Е., Синицына Д. Г., Коноплева В. С. Цифровизация в системе управления образовательным учреждением. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-sisteme-upravleniya-obrazovatelnymuchrezhdeniem (дата обращения: 04.04.2022).
  6. Вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / под ред. Яна де Грофа, С. В. Янкевича. URL: https://id.hse.ru/data/2019/11/25/1518646168/%D0%A3%D0%BF%D1%80.%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82.%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82_%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82.pdf (дата обращения: 04.04.2022).
  7. Шувалова М. К. Культура управления образованием: философско-методологический анализ. URL: https://www.dissercat.com/content/kultura-upravleniya-obrazovaniem-filosofsko-metodologicheskii-analiz (дата обращения: 04.04.2022).
  8. Писарева Л. И. Управление образованием в Германии: традиции и инновации. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-obrazovaniem-v-germanii-traditsii-i-innovatsii (дата обращения: 04.04.2022).
  9. Система управления образованием в Германии. URL: https://e-notabene.ru/al/article_686.htm (дата обращения: 04.04.2022).
  10. School leadership in Spain OECD country background report. URL: https://www.oecd.org/spain/38529289.pdf (дата обращения: 04.04.2022).
  11. Kukharchuk P. M. Education management in the European Union. URL: https://yaznanie.ru/a/i23A2S2H (дата обращения: 04.04.2022).
  12. Pont B., Nusche D., Moorman H. Improving School Leadership. Vol. 1: Policy and practice. URL: https://www.oecd.org/education/school/44374889.pdf (дата обращения: 04.04.2022).
  13. Altinay F., Dagli G., Altinay Z. Digital Transformation in School Management and Culture. URL: https://www.researchgate.net/publication/311758373_Digital_Transformation_in_School_Management_and_Culture (дата обращения: 04.04.2022).
  14. Petersson F. Understanding digitalization and educational change in school by means of activity theory and the levels of learning concept. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10639-020-10239-8 (дата обращения: 04.04.2022).
  15. Pelegrín A. O., Bronfman S. V. The digital revolution in management education. URL: https://www.globalfocusmagazine.com/the-digital-revolution-in-management-education/ (дата обращения: 04.04.2022).
  16. School Leadership in Europe: issues, challenges and opportunities. URL: https://www.csee-etuce.org/images/attachments/SchoolLeadershipsurveyEN.pdf (дата обращения: 04.04.2022).
  17. OECD: German schools falling behind in digitalization. URL: https://www.dw.com/en/oecd-german-schoolsfalling-behind-in-digitalization/a-57209127 (дата обращения: 04.04.2022).
  18. Digital media and internet as teaching content in schools in Germany 2020. URL: https://www.statista.com/statistics/1184140/digital-media-internet-teaching-content-schools-germany/ (дата обращения: 04.04.2022).
  19. How do you rate your child’s experience with online education. URL: https://www.statista.com/statistics/1234891/parents-opinion-about-online-education-in-italy-by-school-level/ (дата обращения: 04.04.2022).
  20. Number of digital devices delivered to education providers by UK government 2020-2021. URL: https://www.statista.com/statistics/1263494/educational-digital-devices-delivered-by-uk-government/ (дата обращения: 04.04.2022).
  21. Research report: UK. The road to digital learning. URL: https://www.birmingham.ac.uk/Documents/HEFI/FUJEducation-Report-UK.pdf (дата обращения: 04.04.2022)
  22. Education Technology (EdTech) Survey 2020-21. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/996470/Education_Technology__EdTech__Survey_2020-21__1_.pdf (дата обращения: 04.04.2022).
  23. Digitalisation strategy for the higher education sector 2017-2021. URL: https://www.regjeringen.no/en/dokumenter/digitalisation-strategy-for-the-higher-education-sector-2017-2021/id2571085/?ch=4 (дата обращения: 04.04.2022).
  24. OECD case study of Norway’s digital science and innovation policy and governance landscape. URL: https://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=DSTI/STP(2019)13/FINAL&docLanguage=En (дата обращения: 04.04.2022).
  25. Online education in Poland – statistics & facts. URL: https://www.statista.com/topics/8445/online-education-inpoland/#topicHeader__wrapper (дата обращения: 04.04.2022).
  26. Системы образования России и Китая меняются под воздействием цифровых технологий. URL: https://www.hse.ru/news/308211791.html (дата обращения: 04.04.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».