Types of adaptation readiness of students and university teachers

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article contains the results of an empirical study aimed at identifying the types of adaptation readiness of higher education subjects. Scientific knowledge about the types of adaptation readiness will improve the effectiveness of interactions in the educational environment of universities and improve the quality of higher education. The study involved 386 students (average age (21.6 ± 3.4) years, male 40 %) and 152 teachers (average age (51.2 ± 12.6) years, male 22.7 %) from universities in Saratov, Moscow, Samara, Volgograd, Penza, Stavropol, Yaroslavl and others. The method of diagnosing adaptive readiness by M.V. Grigoryeva was used, and cluster analysis was used as a statistical method. Based on the results of the analysis, 6 types of adaptive readiness of teachers and 4 types of adaptive readiness of students were interpreted and conclusions were formulated. 1. The types of adaptive readiness of teachers are distinguished more clearly compared to the group of students. Students have a greater variety of types of adaptive readiness and a more diffuse distinction between them. 2. Students have difficulties in developing adaptive readiness associated with a lack of understanding of the essence of changes, their states in new situations and a lack of understanding of the people around them.

About the authors

Marina Vladimirovna Grigoryeva

Saratov State University; Saratov Military order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard Troops

Email: grigoryevamv@mail.ru
Saratov, Russian Federation

References

  1. Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 3. С. 259–263.
  2. Григорьева М.В. Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества: НИР: грант № 15-06-10624. Российский гуманитарный научный фонд; 2015.
  3. Хмелькова О.В. Адаптационная готовность обучающихся общеобразовательной школы в динамичной образовательной среде: автореф. дис. … канд. психол. наук // ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского». 2021. 188 с.
  4. Шаров А.А., Хмелькова О.В., Суслова О.И. Изучение феномена адаптационной готовности в психолого-педагогическом аспекте: современное состояние и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. С. 17.
  5. Иванчин С.А. Динамика адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов // Пензенский психологический вестник. 2021. № 1 (16). С. 82–89.
  6. Константинов В.В., Иванчин С.А. Теоретические основания изучения адаптационной готовности личности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 6. С. 64.
  7. Максимова Н.А. К вопросу о формировании адаптационной готовности у иностранных студентов // Пензенский психологический вестник. 2023. № 2 (21). С. 48–60,
  8. Кодоева А.Ч. Моделирование процесса учебно-профессиональной адаптации курсантов к обучению в вузе // Kant. 2019. № 1 (30). С. 47–51.
  9. Володина Д.В., Юрьева Ю.С. О проблемах адаптации студентов первого курса (на примере технического вуза) // Современный ученый. 2020. № 4. С. 50–57.
  10. Старовойтова Л.И., Аришина Э.С. Методика формирования психологической готовности студентов социального университета к профессиональной деятельности // ЦИТИСЭ. 2019. № 2 (19). С. 47.
  11. Кудряшова С.К., Серикова Л.А., Неясова И.А. Формирование готовности студентов педагогического вуза к реализации социально-педагогической функции // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 259–262.
  12. Басюк В.С., Жуковский С.В. Адаптационная готовность офицера как фактор его профессиональной устойчивости в экстремальных ситуациях // Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С. 72–87.
  13. Коновалова М.Д., Селиванова Ю.В., Хмелькова О.В., Шаров А.А., Щетинина Е.Б. Соотношение показателей личностного самоопределения и адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 201. С. 211–221.
  14. Самойлов Н.Г. Формирование адаптивного потенциала и резерва у спортсменов высокой квалификации // Психолого-педагогический поиск. 2024. № 1 (69). С. 105–111.
  15. Шлыкова Е.В. Субъективные факторы готовности к риску в контексте адаптации к бифуркационной среде // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10. № 4 (40). С. 81–95.
  16. Шаров А.А., Локаткова О.Н. Взаимосвязь личностных стратегий формирования адаптационной готовности и ее структурных компонентов у субъектов высшего образования // Педагогика современности. 2024. № 1-2 (28). С. 76–79.
  17. Басюк В.С., Жуковский С.В. Адаптационная готовность офицера как фактор его профессиональной устойчивости в экстремальных ситуациях // Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С. 72–87.
  18. Шаров А.А., Хмелькова О.В. Интегративные структурные компоненты адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 290–301.
  19. Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С., Созонник А.В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 2. С. 53–68.
  20. Григорьева М.В. Психодиагностическая методика «Адаптационная готовность личности» // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 10. С. 73–75.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».