Linguistic and cultural potential of the philosophical text in the practice of teaching Russian as a foreign language

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the study of written texts in teaching Russian as a foreign language: students actualize cognitive mechanisms that allow them to compare culturally specific information about the studied language with general cultural knowledge. As the main linguodidactic unit, the text is considered in terms of its capabilities to form linguistic and cultural competence. Mastering this competence involves various types of work with the text, deepening knowledge about the specifics of genre forms, the originality of the stylistic resource, about the linguistic mechanisms of the formation of an individual author’s picture of the world and the linguistic picture of the world behind it. The study is based on the overlap between the idea of the five phases (Wuxing) in Chinese culture and the metaphors of fire and water in Natalia Ilyina’s text «The Expulsion of the Normans». The strategy of language learning in the context of culture allows us to offer Chinese students the passages from this text containing metaphors of fire and water. The questions for studying the text excerpt in the lessons of Russian as a foreign language are developed and described. Pre-textual tasks and questions after readying the text are offered to discuss the values of Russian culture: the metaphors of fire and water in Natalia Ilyina’s text are compared with the ideas about the phases (elements) of fire and water in traditional Chinese culture. Working with the text of Natalya Ilyina in the Russian as a foreign language class will allow speakers of other cultures to get acquainted with the Russian spiritual tradition in its mythopoetic incarnation and expand their knowledge of textual material (the language and style of a philosophical work).

About the authors

Larisa Ivanovna Yermolenkina

Tomsk State Pedagogical University

Email: arblar2004@rambler.ru
Tomsk, Russian Federation

Tatyana Sergeyevna Kolomeytseva

Tomsk State Pedagogical University

Email: kolomeytseva.ts@yandex.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Кейко А. С. Национально-культурный компонент в обучении РКИ как фактор эффективности межкультурной коммуникации // XII Конгресс международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы / под ред. Л. А. Вербицкой, Лю Лиминя, Е. Е. Юркова. Шанхай, 2011. С. 457–459. Т. 3.
  2. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк, 1999. 49 с.
  3. Болотнова Н. С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методика лингвистического анализа художественного текста: метод. пособие. Томск: UFO-Press, 2002. 64 с.
  4. Галло Я., Алефиренко Н. Ф. Лингвистика текста: традиции и перспективы // Филологический класс. 2020. Т. 25, № 3. С. 23–38.
  5. Воркачев С. Г. Постулаты лингвокультурологии // Антология концептов / под ред. B. И. Карасика, И. А. Стернина. Волгоград: Парадигма, 2005. Т. 1. 352 с.
  6. Иванова С. В. Лингвокультурологический аспект исследования языковых единиц: дис. … д-ра филол. наук. Уфа, 2003. 367 с.
  7. Пахнов Т. М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // Русский язык в школе. 2000. № 4. С. 51–57.
  8. Казакова О. А. Жанроориентированная методика обучения письменной речи на русском языке как иностранном (на примере жанра «рекомендательное письмо») // Вестник Томского гос. ун-та. Языкознание и литературоведение. 2022. № 480. С. 217–222.
  9. Киндря Н. А. Лингвокультурологический аспект обучения русскому языку как иностранному // Современное педагогическое образование. 2017. № 6. С. 79–84.
  10. Воробьев В. В. Лингвокультурология. Теория и методы. М.: УДН, 2012. С. 37.
  11. Левушкина О. Н. Слово и текст как лингвокультурные единицы на уроках русского языка // Известия Южного федерального ун-та. Филологические науки. 2022. Т. 26, № 4. С. 170–175.
  12. Ло Сяося. Использование родной культуры в обучении русскому языку китайских студентов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 2 (16). С. 125–130.
  13. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. 896 с.
  14. Вольф Е. М. Оценка в речевых актах // Направления и тенденции развития теории речевых актов. Уфа: БГУ, 2001. С. 120–135.
  15. Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в сознании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 173–204.
  16. Резанова З. И. Метафора в лингвистическом тексте: типы функционирования // Вестник Томского государственного университета. Сер.: Филология. 2007. № 1. С. 18–29.
  17. Владимирова Т. Е. Призванные в общение: Русский дискурс в межкультурной коммуникации. М.: КомКнига, 2007. 304 с.
  18. Прохоров Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. 5-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 224 с.
  19. Калимуллина Л. А. Об эмоциональном восприятии художественного текста // Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного: материалы V Междунар. научно-практ. конф., посвященной 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова. Москва, филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 24–26 ноября 2011 г. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 122–124.
  20. Ильина Н. Изгнание норманнов. Очередная задача русской исторической науки. Париж, 1955. С. 179–180.
  21. Ковалева А. В. Этапы работы с лексикой при обучении РКИ // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. С. 23–233.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».