Пути повышения эффективности самостоятельной деятельности курсантов военных институтов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Раскрывается сущность, содержание и структура самостоятельной работы в современном образовательном процессе военных вузов. Самостоятельная работа курсантов рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на изучение материала согласно учебным планам в специально отведенное время. Она повышает такие личностные качества курсанта, как инициативность, самоорганизация, креативность, а также является процессом углубления и закрепления учебного материала. Посредством грамотно организованной самостоятельной работы происходит повышение уровня знаний, организованности, самоконтроля и личной дисциплинированности. Роль самостоятельной работы курсантов в военном вузе очевидна, так как только посредством самообразования можно достичь глубины усвоения теоретических знаний, профессиональных умений и навыков. Самостоятельная работа организуется во внеаудиторное время и выполняет познавательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, контролирующую и корректирующую функции, а также функцию самоуправления и самоконтроля. Исследование проводилось в трех взводах курсантов первого и второго курсов Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации. Его целью было выявление состояния рассматриваемой проблемы и поиск эффективных форм и способов ее организации. В процессе проведения исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Анализировались теоретические источники, сопоставлялись различные теории самостоятельной деятельности. Эмпирические данные были получены с использованием метода анкетирования и собеседования. На заключительном этапе эксперимента привлекался метод экспертных оценок. В процессе самостоятельной работы курсанты готовятся к лекциям, семинарам, выступлениям на конференции, проектным работам. В это же время они могут осуществлять подготовку к зачетам и экзаменам. Самостоятельная работа выступает как одно из важнейших направлений учебной деятельности в военном вузе и является обязательной для каждого курсанта. Регулярная и грамотно организованная самостоятельная работа способствует повышению уровня успеваемости, инициативности, целеустремленности, самоконтроля. Более эффективно учебный материал усваивается курсантами тогда, когда их самостоятельная работа не только обеспечена методической поддержкой преподавателя, но и грамотно контролируется командирами подразделения, что отметили 725 опрошенных. Проведенное исследование позволило выявить особенности организации самостоятельной работы в военном вузе, трудности в ее проведении, выработать практические рекомендации и предложения по повышению эффективности самостоятельной работы курсантов. Было установлено, что повышение эффективности и совершенствования организации самостоятельной работы в военном вузе определяется усилением военно-профессиональной подготовки курсантов, равномерным распределением нарядов между подразделениями вуза, продуманной организацией самостоятельной подготовки курсантов, наличием методических пособий, учебных материалов, информационной базы, контролем со стороны профессорско-преподавательского состава и командиров подразделений.

Об авторах

Андрей Олегович Игнатьев

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Email: andre-8708@mail.ru
адъюнкт адъюнктуры факультета по подготовке кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования Санкт-Петербург, Россия

Валерий Анатольевич Доманский

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Email: valerii_domanski@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Елагина В. С. Педагогические условия организации исследовательской деятельности курсантов военного вуза // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 3 (23). С. 84–90.
  2. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Педагогическое общество России, 2005. 144 с.
  3. Елагина В. С. Принципы организации самостоятельной работы курсантов военного вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 5. С. 49–50.
  4. Золотарев В. А. Модель формирования готовности к профессиональному самообразованию у курсантов военных вузов войск национальной гвардии // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. Т. 9, № 1. С. 64–71.
  5. Калеева З. Н., Краевая Н. А. Роль самостоятельной работы в деятельности курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 3. С. 62–67.
  6. Щербакова Е. В. Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам // Актуальные вопросы современной психологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 139–141.
  7. Розин А. А. Базовые принципы организации самостоятельной̆ учебной̆ активности курсантов в военном вузе // Педагогические науки / «Коллоквиум-журнал». 2019. № 2 (26). С. 47–50.
  8. Толстик И. В. Самостоятельная подготовка курсантов с учетом их будущей профессиональной деятельности // Инновационные технологии в инженерной графике. Проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч.-практич. конф. БрГТУ, Брест, 21 марта 2014 г. С. 44–47.
  9. Елагина В. С. Организация самостоятельной работы курсантов военного вуза // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 3 (27). С. 52–58.
  10. Вакула А. А., Плотникова Е. Г. Модель формирования готовности к самообразованию курсантов в военном вузе // Фундаментальные исследования. 2013. № 10. С. 1329–1335.
  11. Долженко Ю. Ю., Позднякова А. С. Онлайн-анкетирование как современный и эффективный способ исследования // ТДР. 2015. № 1. С. 109–110.
  12. Галямина А. В. Значимость правильной организации самостоятельной подготовки курсантов в целях повышения эффективности обучения // Педагогические науки / Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2015. № IV (9). С. 78–80.
  13. Макаров С. И., Бунтова Е. В. Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода обучения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 39–45.
  14. Пахомова Н. В. Методика организации самостоятельной работы курсантов в процессе формирования профессиональных компетенций // Молодой ученый. 2020. № 12 (302). С. 289–292.
  15. Маленова А. Ю., Алимбаева Б. Ш. Особенности социально-психологической адаптации курсантов к условиям обучения в военном вузе // Вестник Омского ун-та. Серия «Психология». 2016. № 2. С. 12–22.
  16. Томилов А. А., Первезенцев Р. Е. Проблемы организации самостоятельной работы слушателей и курсантов и пути их решения в высшей военной образовательной организации // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 4. С. 95–98.
  17. Яранов С. А. Организация самостоятельной работы курсантов в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации // Гуманитарные науки. 2020. № 11, ноябрь. С. 132–137.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».