Киноклуб родителей подростков: практики обсуждения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современные родители подростков испытывают объективные трудности в общении с детьми переходного возраста. Они нуждаются в методических инструментах, которые смогут помочь в преодолении проблем подростково-родительской коммуникации благодаря развитию культуры переживания в детско-родительских взаимоотношениях. Практика обсуждения кинофрагментов в родительском киноклубе может рассматриваться в качестве ресурса, который помогает родителям в безопасной обстановке обсуждать свои острые проблемы, а также прояснять возможные решения проблемных ситуаций в отношениях с детьми подросткового возраста. Разработана методика проведения встреч, программа киноклуба и проведена его апробация в 2020–2022 гг. Подробно представлены следующие методы обсуждения: полилог, безоценочное интервью, амплификация смыслов, «шапка вопросов». Приведены примеры использования этих инструментов. Результаты работы киноклуба зафиксированы в итоговых анкетах участников. Представлен обобщенный анализ полученной от участников обратной связи. По итогам работы сделан вывод: групповая форма предъявления участниками своих наблюдений, эмоций и размышлений внутри организуемой ведущим практики обсуждения молодежного сериала создает эффективную основу для развития культуры переживания родителей. Условием достижения этого результата в клубной работе является создание группой общего проблемно-смыслового поля киносериала, которое возможно благодаря применению приемов и методов работы с участниками обсуждений.

Об авторах

Анастасия Николаевна Россинская

Московский городской педагогический университет

Email: a_rossinsky@mail.ru
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик института системных проектов Москва, Россия

Татьяна Анатольевна Климова

Московский городской педагогический университет

Email: t-klim@list.ru
доцент, доцент дирекции образовательных программ Москва, Россия

Список литературы

  1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Эксмо, 2017. 637 с.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  3. Дубовская Е. М. Транзитивность общества как фактор социализации личности // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 36. С. 7. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1018-dubovskaya36.html (дата обращения: 13.11.2022).
  4. Зорин А. Л. Появление героя: из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX века. М.: НЛО, 2016. 568 с.
  5. Марцинковская Т. Д., Орестова В. Р. Эстетическая парадигма в транзитивном мире // Артикульт. 2017. № 27 (3). С. 134–143. doi: 10.28995/2227-6165-2017-3-134-143
  6. Василюк Ф. Е. Пережить горе // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. С. 230‒247.
  7. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
  8. Климова Т. А., Лутковская Е. В. Детская литература и культура переживания // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 3 (53). С. 55–64.
  9. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 560 с.
  10. Воскресенская Н. Г. Влияние на выбор кинофильмов уровня эмоционального напряжения зрителей // Социальная психология и общество. 2016. № 7 (3). С. 121–134.
  11. Кубрак Т. А., Гребенщикова Т. А., Павлова Н. Д. Психологический портрет современного кинозрителя: структура и связи кинопредпочтений // Экспериментальная психология. 2017. № 10 (4). С. 5–19.
  12. Орестова В. Р. Кино и психология повседневности // Психологические исследования, 2017. № 10 (56). С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n56/1498-orestova56.html (дата обращения: 13.11.2022).
  13. Россинская А. Н., Климова Т. А. Развитие культуры переживания родителей подростков в условиях кино-клуба // Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление: сб. трудов XIV Международной научно-практ. конф., Москва, 6–8 апреля 2021 года. М.: НИУ ВШЭ, 2021. С. 118–121.
  14. Зубова Ю. К. Мотивация подростков к участию в социально-психологическом тренинге // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 10. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/780-zubova27.html (дата обращения: 13.11.2022).
  15. Климова Т. А. Эмоциональная культура школьника и образовательные практики искусства // Эмоциональное образование: проблемы и споры: сб. науч. ст. по материалам круглого стола «Эмоциональное образование как новый ресурс развития, значения и места предметов искусства в современной школе», Москва, 27 февраля 2020 года. М.: Ин-т художественного образования и культурологии РАО, 2020. С. 72–86.
  16. Бочавер А. А., Хломов К. Д., Корнеев А. А., Жилинская А. В. Как подростки слышат советы родителей о будущем? // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 2. С. 157–174. doi: 10.17759/sps.2019100212
  17. Голзицкая А. А., Кисельникова Н. В., Куминская Е. А., Лаврова Е. В., Карпинский К. В., Греськова П. А. Динамика предмета социологических и психологических исследований семьи и родительства в изменяющемся социокультурном контексте // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 3. С. 5–21. doi: 10.17759/sps.2020110301
  18. Ермолаева М. В., Смирнова О. В. Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 1. С. 51–62. doi: 10.17759/pse.2020250105
  19. Кружилина Т. В., Неретина Т. Г., Орехова Т. Ф. Объективные причины отчуждения между поколениями: педагогический аспект // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 27–35.
  20. Новикова М. А., Реан А. А. Особенности материнского отношения в связи с формированием ценностных ориентаций современных подростков // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 2. С. 148–165. doi: 10.17759/sps.2021120209
  21. Овчарова Р. В. Психологическая структура родительской толерантности // Психологическая наука и образование. 2018. № 23 (4). С. 121–129. doi: 10.17759/pse.2018230412
  22. Орестова В. Р., Ткаченко Д. П. Кинопредпочтения и представления о супергероях как отражение потребностей современного молодого человека в условиях транзитивности // Психологические исследования. 2018. № 11 (61). С. 11. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n61/1629-orestova61.html (дата обращения: 13.11.2022).
  23. Урусова А. М. Проблема поддержки родителями подростков в семье // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 478–481.
  24. Холодкова О. Г., Кабанченко Е. А. Особенности психологической компетентности родителей подростков // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 358–362.
  25. Шкловский В. Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. 382 с.
  26. Айламазьян А. М. О смыслопорождающей роли искусства в жизни человека // Мир психологии. 2018. № 1 (93). С. 241–254.
  27. Айламазьян А. М. Психопрактика как предмет исследования: к проблеме схизиса в психологии // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 121–127.
  28. Sundet V. S. ‘Youthification’ of drama through real-time storytelling: A production study of blank and the legacy of SKAM // Critical Studies in Television. 2021. № 16 (2). Р. 145–162. doi: 10.1177/17496020211005311
  29. Россинская А. Н. Создание эффекта соучастия в молодежном сериале // Психология, литература, кино в диалоге с театром: материалы междунар. науч. конф. М.: ПИ РАО, 2019. С. 164–168.
  30. Россинская А. Н. Диалог зрителей и создателей современных молодежных сериалов в цифровой среде // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации: материалы Третьей междунар. научно-практ. конф. Москва, 29 марта 2022 года. М.: Языки Народов Мира, 2022. С. 211–217.
  31. Климова Т. А., Степанов С. Ю., Степанова Ю. В. Рефлексивно-полилогические направления в развитии образования: театральная педагогика и педагогика сотворчества // Журнал педагогических исследований. 2019. Т. 4, № 2. С. 43–52.
  32. Никитина А. Б. Безоценочное обсуждение спектакля // Вести образования. URL: https://vogazeta.ru/articles/2017/12/12/blog/1282-bezotsenochnoe_obsuzhdenie_spektaklya (дата обращения: 13.11.2022).
  33. Архангельская В. В. «Ведомое рисование» как метод инициальной терапии // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1 (76). С. 193–201.
  34. Юнг К. Психология и алхимия. М.: АСТ, 2008. С. 608.
  35. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя. М.: Первое сентября, 2002. 220 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».