Роль психологического благополучия и социальной поддержки в совладании с негативными стрессами у старших школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проведен анализ исследования психологического благополучия обучающихся и воспринимаемой ими социальной поддержки как ресурсов совладающего поведения в ситуациях стресса. Выборку составили 107 учащихся старших классов школы в возрасте 16–17 лет (52 юноши и 55 девушек). Методики: Шкала воспринимаемого стресса (ШВС-10), «Юношеская копинг-шкала» (ACS); Шкалы психологического благополучия К. Рифф; Опросник воспринимаемой социальной поддержки Г. Зоммера и Т. Фюдрика. Сделан анализ описательных статистик в группах, разделенных по признаку пола, корреляционный и регрессионный анализ. Показаны общие факторы воспринимаемого стресса, совладающего поведения, психологического благополучия и социальной поддержки, а также гендерные особенности и различия. Юноши чаще демонстрируют автономность, компетентность и более высокий уровень самопринятия. При этом все старшеклассники отмечают наличие социальной поддержки. Девушки более напряженно переживают стрессы, и им приходится прилагать больше усилий для совладания с ними по сравнению с их сверстниками юношами. Девушки чаще прибегают к эмоционально напряженным стратегиям совладания, тогда как юноши чаще используют проблемно-ориентированные и внешние социальные ресурсы. Представлена позитивная роль психологического благополучия и социальной поддержки для возможности продуктивного совладания со стрессами, а также обнаружены мишени психологического воздействия и коррекции при выборе старшеклассниками непродуктивных стратегий копинга. Инструментальная поддержка, проявляющаяся в советах, действенной или материальной помощи, как предоставление готового решения, не требующего усилий самого учащегося, может приводить к укреплению использования непродуктивных способов совладания.

Об авторах

Марина Викторовна Данилова

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: dan_m@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Sigfusdottir I. D., Kristjansson A. L., Thorlindsson T., Allegrante J. P. Stress and adolescent well-being: The need for an interdisciplinary framework // Health Promotion International. 2017. № 32 (6). P. 1081–1090. URL: https://doi.org/10.1093/heapro/daw038 (дата обращения: 11.11.2023).
  2. Головей Л. А., Галашева О. С. Повседневный стресс и удовлетворенность жизнью девушек подросткового возраста // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Cерия: Психология. 2022. Т. 12, вып. 4. С. 431–448. URL: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.403 (дата обращения: 25.11.2023).
  3. Уханова А. И., Розанов В. А. Смена места жительства в структуре социально-экономических детерминант психического здоровья старших школьников // Медицинская психология в России. 2017. T. 9, № 3 (44). C. 10. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2017_3_44/nomer06.php (дата обращения: 05.08.2023).
  4. Жарова Д. В., Терех Е. Ю. Психологические особенности подросткового буллинга // Научно-педагогическое обозрение – Pedagogical Review. 2018. Вып. 1 (19). С. 79–84. doi: 10.23951/2307-6127-2018-1-79-84
  5. Núñez-Regueiro F., Núñez-Regueiro S. Identifying Salient Stressors of Adolescence: A Systematic Review and Content Analysis // Journal of youth and adolescence. 2021. № 50 (12). P. 2533–2556. doi: 10.1007/s10964-021-01492-2
  6. Черемискина И. И., Люкшина Д. С. Личностные ресурсы преодоления стресса у людей разных возрастов в период пандемии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 4 (37). С. 375–378. doi: 10.26140/anip-2021-1004-0086
  7. Бочавер А. А., Докука С. В., Сивак Е. В., Смирнов И. Б. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 3. C. 1–18. doi: 10.17759/psyclin.2019080301
  8. Lim M. C., Parsons S., Goglio A., Fox E. Anxiety, stress, and binge eating tendencies in adolescence: a prospective approach // Journal of Eating Disorders. 2021. № 9 (1). Р. 94. doi: 10.1186/s40337-021-00444-2
  9. Дедов Н. П., Комиссарова О. А. Социально-психологические особенности одиночества у современных подростков // Вестник университета. 2020. № 1. С. 177–181. doi: 10.26425/1816-4277-2020-1-177–181
  10. Захарова И. Н., Ершова И. Б., Творогова Т. М., Глушко Ю. Г. Стресс у детей и подростков – проблема сегодняшнего дня // Медицинский совет. 2021. № 1. С. 237–246. doi: 10.21518/2079-701X-2021-1-237-246
  11. Farnsworth M. L., O’Neal C. W. Military Stressors, Parent-Adolescent Relationship Quality, and Adolescent Adjustment // Journal of Child and Family Studies. 2021. № 30 (2). P. 2718–2731. doi: 10.1007/s10826-021-02106-y
  12. Аршинская Е. Л., Корытова Г. С., Корытова А. И. Психологические предикторы и факторы риска учебных перегрузок у обучающихся основной общеобразовательной школы // Научно-педагогическое обозрение – Pedagogical Review. 2019. Вып. 3 (25). С. 82–93. doi: 10.23951/2307-6127-2019-3-82-93
  13. Буравлева Н. А., Каракулова О. В., Атаманова И. В., Богомаз С. А. Психологические ресурсы личностной готовности к деятельности студентов в ситуации изменений // Научно-педагогическое обозрение – Pedagogical Review. 2022. Вып. 2 (62). С. 146–155. doi: 10.23951/2307-6127-2022-2-146-155
  14. Seok D., Doom J. R. Adolescents’ social support networks and long-term psychosocial outcomes // Journal of Social and Personal Relationships. 2022. № 39 (12). P. 3775–3798. doi: 10.1177/02654075221109021
  15. Saleh D., Camart N., Romo L. Predictors of Stress in College Students // Frontiers in psychology. 2017. № 8. P. 19. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00019
  16. Чеховская М. В., Рожней Д. А. Особенности самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского гос. ун-та экономики и сервиса. 2018. Т. 10, № 2. С. 159–166. doi: 10.24866/VVSU/2073-3984/2018-2/159-166
  17. Ryff C. D., Boylan J. M., Kirsch J. A. Eudaimonic and Hedonic Well-Being: An Integrative Perspective with Linkages to Sociodemographic Factors and Health’ // Measuring Well-Being: Interdisciplinary Perspectives from the Social Sciences and the Humanities (New York, 2021; online edn, Oxford Academic, 22 Apr. 2021). 2021. P. 92–135. doi: 10.1093/oso/9780197512531.003.0005
  18. Казанцева О. А., Гурьянова Т. А. Роль социальной поддержки и произвольной регуляции в психологическом благополучии подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Российский социально-гуманитарный журнал. 2023. № 3. URL: https://www.evestnik-mgou.ru/jour/article/view/1321/1198 (дата обращения: 18.12.2023).
  19. Haugstvedt H. ‘With a little social support … ’: assessing the moderating effect of social support on risk factors and mental well-being among youth // European Journal of Social Work. 2022. P. 1–13. doi: 10.1080/13691457.2022.2152188
  20. Петросянц В. Р. Гендерные особенности проблемных переживаний старшеклассников // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 469–472.
  21. Naviya A. K., Shahin S. A. Stress, Depression and Gender Differences among Adolescents // International Journal of Asia Pacific School Psychology. 2021. № 2 (1). P. 68–76. URL: Naviya, A.K., Shahin, S.A. Stress, Depression and Gender Differences among Adolescents. – Search (bing.com) (дата обращения: 09.06.2024).
  22. Абабков В. А., Барышникова К., Воронцова-Венгер О. В., Горбунов И. А., Капранова С. В., Пологаева Е. А., Стуклов К. А. Валидизация русскоязычной версии опросника «Шкала воспринимаемого стресса-10» // Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2. С. 6–15. doi: 10.21638/11701/spbu16.2016.202
  23. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. 64 с.
  24. Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психол. журнал. 2011. Т. 32, № 2. С. 82–93.
  25. Холмогорова А. Б., Петрова Г. А. Методы диагностики социальной поддержки при расстройствах аффективного спектра // Медицинская технология. МНИИ психиатрии Росздрава. М., 2007. 24 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».