ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проблема формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности на примере курса «Инновационная деятельность в предметной области ‘‘Русский язык’’». На основе совокупности описанных и проанализированных авторских трактовок понятия «инновации в образовании» сформирована исследовательская позиция рассмотрения инноваций в качестве важного элемента поддержания образования в состоянии динамичного развития, адекватного требованиям современного общества, как явление коллективной или индивидуальной профессиональной творческой деятельности педагога. Методологической основой исследования выступил анализ научной и программно-методической литературы, комплекс методов системного и личностно ориентированного подходов.Описан опыт формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности на примере курса «Инновационная деятельность в предметной области ‘‘Русский язык’’», в рамках которого осуществляется системная теоретико-методическая и практико-ориентированная подготовка обучающихся, представлены ведущие виды учебной деятельности (специально организованная работа с научными источниками, с практическим материалом, практические зада ния разработческого характера, проектная деятельность).По результатам проведенного исследования делается вывод, что формирование готовности у будущего педагога к инновационной деятельности способствует проявлению концептуальной позиции в предметной области, выявлению в ней ресурса развития и инноваций (в том числе потенциальной) и их критической оценке, созданию условий для поиска инновационных решений в образовательном пространстве; данная компетентность выступает важной составляющей в профессиограмме современного педагога.

Об авторах

Анатолий Дмитриевич Копытов

Томский государственный педагогический университет

Email: tb100@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор, советник при ректорате, член-корреспондент рао, главный научный сотрудник Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Тамара Борисовна Черепанова

Томский государственный педагогический университет

Email: tb100@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку историко-филологического факультета Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Список литературы

  1. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М.: Педагогическое сообщество, 1991. 91 с.
  2. Джумаева С. А., Хайруллаева М. Х. Педагогические инновации в современной системе образования // Научные исследования. 2019. № 3 (29). С. 39–39.
  3. Ахметвалеева Э. М., Муллагаялова Г. С. Инновации в сфере образования // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 1 (5). С. 91–93.
  4. Социологический словарь. URL: https://gufo.me/dict/social/ИННОВАЦИЯ (дата обращения: 22.11.2021).
  5. Гостев А. Г., Лихолетов В. В. Сущность и структура педагогических инноваций // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12. С. 26–34.
  6. Кларин В. М. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. 90 с.
  7. Виртуханова Ю. С., Лысенкова И. Ю. Инновации в образовании // Скиф: Вопросы студенческой науки. 2020. Вып. 5 (45). С. 111–117.
  8. Корнетов Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х – вторая треть 1990-х гг.). Статья 1 // Историко-педагогический журнал. 2019. № 1. С. 72–100.
  9. Корнетов Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х – вторая треть 1990-х гг.). Статья 2 // Историко-педагогический журнал. 2019. № 2. С. 58–86.
  10. Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. № 4. С. 11–21.
  11. Рабочая программа дисциплины «Инновационные процессы в образовании». Владимир: ВлГУ, 2015. 17 с.
  12. Рабочая программа дисциплины «Инновационные процессы в образовании». Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2021. 26 с.
  13. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Инновационные подходы к преподаванию предметной области „Искусство“ в условиях реализации ФГОС общего образования». Ульяновск, 2019. 41 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».