Профессиональное развитие педагогов иностранных языков в эпоху искусственного интеллекта: требования, компетенции, этапы формирования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность проблемы и цель исследования. Активное развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их интеграция в образование создает разрыв между потенциальными возможностями ИИ и реальным уровнем готовности педагогов к их эффективному и критически осмысленному применению в профессиональной деятельности. Целью статьи является комплексный анализ и разработка этапов формирования ИИ-компетенции педагога иностранных языков в контексте цифровой трансформации образования.

Материалы и методы. В основу исследования положен междисциплинарный подход и анализ научных отечественных и международных источников. Эмпирической базой для исследования стали результаты анкетирования (60 человек) и рефлексивного опроса (50 человек) педагогов иностранных языков, проходивших курс повышения квалификации на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова в период с мая по июнь 2025 года. Анкетирование было направлено на диагностику уровня осведомленности, готовности и практического использования ИИ-технологий, а также на выявление профессиональных потребностей. Для сбора качественных данных применялся метод рефлексивного опроса, позволивший получить субъективную оценку педагогов.

Результаты исследования. В результате исследования представлена и обоснована структура ИИ-компетенции педагогов иностранных языков, раскрыты этапы её формирования, а также уточнено понятие и структура нейролингводидактической компетенции. Дается сравнительный анализ международных и российских подходов к формированию структуры ИИ-компетенции, представлена апробированная на практике модель повышения квалификации преподавателей. Полученные данные свидетельствуют, что курс способствовал развитию как теоретических знаний, так и практических навыков, необходимых для обучения иностранным языкам с поддержкой ИИ.

Выводы. Практическая значимость исследования заключается в разработке готовой к внедрению модели повышения квалификации. Тем не менее, были выявлены ключевые аспекты, требующие дальнейшего внимания и доработки - это объем информации, технические сложности работы с дистанционной платформой и необходимость расширения языковой поддержки ИИ-инструментов. Перспективы исследования связаны с адаптацией предложенной модели для различных педагогических контекстов и ее дальнейшей оптимизацией с учетом выявленных затруднений.

Об авторах

С. В. Титова

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Email: stitova3@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7930-3893
SPIN-код: 1831-5730
Scopus Author ID: 56600196700119991
ResearcherId: P-9653-2015

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории преподавания иностранных языков, заместитель декана по дополнительному образованию факультета иностранных языков и регионоведения

Россия, 119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, 1

К. Т. Темурян

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Автор, ответственный за переписку.
Email: temuryan.study@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6851-0486
SPIN-код: 6080-1632
ResearcherId: ABB-2996-2021

аспирант, преподаватель кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения

Россия, 119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, 1

Список литературы

  1. 1. Евстигнеев М.Н., Сысоев П.В., Евстигнеева И.А. Компетенция педагога иностранного языка в облас-ти искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 90-96. https://elibrary.ru/auprsp
  2. 2. Сысоев П.В. Компетенция современного педагога в области искусственного интеллекта: структура и содержание // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 6. С. 58-79. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-6-58-79, https://elibrary.ru/zjmqfd
  3. 3. Титова С.В., Харламенко И.В. Подготовка педагогических кадров к использованию искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Серия 19: Лин-гвистика и межкультурная коммуникация. 2025. Т. 28. № 1. С. 66-84. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-28-1-5, https://elibrary.ru/froxrr
  4. 4. Титова С.В., Харламенко И.В. Структура профессиональной компетенции педагога иностранных языков в области использования искусственного интеллекта // Язык и культура. 2025. № 69. С. 220-246. https://doi.org/10.17223/19996195/69/11, https://elibrary.ru/eceboi
  5. 5. Miao F., Cukurova M. AI competency framework for teachers. UNESCO, 2024. 52 p. https://doi.org/10.54675/ZJTE2084
  6. 6. Moorhouse B., Wong K.M. Generative Artificial Intelligence and Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2025. 94 p.
  7. 7. Shi L. Assessing teachers’ generative artificial intelligence competencies: instrument development and vali-dation // Education and Information Technologies. 2025. P. 1-20. https://doi.org/10.1007/s10639-025-13684-5
  8. 8. Chen A., Lian J., Kuang X., Jia J. Can theory-driven learning analytics dashboard enhance human-AI colla-boration in writing learning? Insights from an empirical experiment // The Internet and Higher Education. 2025. P. 1-20. https://doi.org/10.48550/arXiv.2506.19364
  9. 9. Allen L.K., Kendeou P. ED-AI Lit: An interdisciplinary framework for AI literacy in education // Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences. 2023. Vol. 11. № 1. P. 3-10. https://doi.org/10.1177/23727322231220339, https://elibrary.ru/znnefm
  10. 10. Long D., Magerko B. What is AI literacy? Competencies and design considerations // Proceedings of the 2020 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. 2020. Vol. 1. P. 1-16. https://doi.org/10.1145/3313831.3376727
  11. 11. Титова С.В. Технологические решения на базе искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам: аналитический обзор // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и меж-культурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 2. С. 18-37. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-2, https://elibrary.ru/owsqvg
  12. 12. Евстигнеев М.Н. Модель лингвометодической подготовки будущих учителей иностранного языка на основе технологий искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гума-нитарные науки. 2024. Т. 29. № 5. С. 1222-1238. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1222-1238, https://elibrary.ru/ipnyou
  13. 13. Moorhouse B.L., Yeo M.A., Wan Y. Developing language teachers’ professional generative AI competence: An intervention study in an initial language teacher education course // System. 2024. Vol. 125. Art. 103399. https://doi.org/10.1016/j.system.2024.103399, https://elibrary.ru/hoceus
  14. 14. Pham T.N., Dang T.X. An Investigation into the Application of Artificial Intelligence for Language Teaching and Learning in Vietnam // Vietnam Journal of Education. 2025. Vol. 9. № 2. P. 265-283. https://doi.org/10.52296/vje.2025.557
  15. 15. Tan X., Cheng G., Ling M.H. Artificial intelligence in teaching and teacher professional development: A systematic review // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2025. Vol. 8. Article 100355. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2024.100355
  16. 16. Elsherbiny H., Toumajian D. From Novelty to Necessity: A Survey on Second Language Learning in the Age of AI // The FLTMAG. 2024. Art. 43. https://doi.org/10.69732/pwer3384, https://elibrary.ru/agauzy
  17. 17. Pecková S., Slobodová Z. The use of AI in foreign language teaching at universities – one year later // CA-SALC Review. 2024. P. 4-24. https://doi.org/10.5817/casalc2024-1-1, https://elibrary.ru/cmence
  18. 18. Rapti C., Panagiotidis P. Teachers’ Attitudes Towards AI Integration in Foreign Language Learning: Sup-porting Differentiated Instruction and Flipped Classroom // European Journal of Education. 2024. Vol. 7. № 2. P. 88-104. https://doi.org/10.26417/171oob60e, https://elibrary.ru/pbhqza
  19. 19. Zhu M., Wang C. A systematic review of artificial intelligence in language education: Current status and future implications // Language Learning & Technology. 2025. Vol. 29. № 1. P. 1-29. https://doi.org/10.64152/10125/73606
  20. 20. Zaim M., Refnaldi R., Azhar F. et al. Generative AI as a Cognitive Co-Pilot in English Language Learning in Higher Education // Education Sciences. 2025. Vol. 15. Art. 686. https://doi.org/10.3390/educsci15060686
  21. 21. Chan C.K.Y., Hu W. Students’ voices on generative AI: perceptions, benefits, and challenges in higher edu-cation // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023. Vol. 20. №. 1. P. 1-18. https://doi.org/10.1186/s41239-023-00411-8, https://elibrary.ru/czabjz
  22. 22. Almisad B., Aleidan A. Faculty perspectives on generative artificial intelligence: insights into awareness, benefits, concerns, and uses // Frontiers in Education. 2025. Vol. 10. Art. 1632742. https://doi.org/10.3389/feduc.2025.1632742
  23. 23. Jadhav S. Bridging the Gap: Exploring the Revolutionary Application of GenAI in Language Teaching and Learning // Journal of Electrical Systems. 2024. Vol. 20. P. 2185-2193. https://doi.org/10.52783/jes.2325, https://elibrary.ru/dqzvkl
  24. 24. Tallvid M. Understanding teachers’ reluctance to the pedagogical use of ICT in the 1:1 classroom // Educa-tion and Information Technologies. 2014. Vol. 21. P. 1-19. https://doi.org/10.1007/s10639-014-9335-7
  25. 25. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика обучения студентов написанию иноязычных творческих работ на основе оценочной обратной связи от искусственного интеллекта // Перспективы науки и образо-вания. 2024. № 1 (67). С. 115-135. https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.6, https://elibrary.ru/tmstly
  26. 26. Filiz O., Kaya M.H., Adiguzel T. Teachers and AI: Understanding the factors influencing AI integration in K-12 education // Education and Information Technologies. 2025. Vol. 30. P. 17931-17967. https://doi.org/10.1007/s10639-025-13463-2, https://elibrary.ru/dncvng
  27. 27. Zhang C., Schießl J., Plößl L., Hofmann F., Gladez R. Acceptance of artificial intelligence among pre-service teachers: a multigroup analysis // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023. Vol. 20. Article 49. https://doi.org/10.1186/s41239-023-00420-7, https://elibrary.ru/wjopom
  28. 28. Uwosomah E.E., Dooly M. It Is Not the Huge Enemy: Preservice Teachers’ Evolving Perspectives on AI // Education Sciences. 2025. Vol. 15. № 2. Art. 152. https://doi.org/10.3390/educsci15020152, https://elibrary.ru/sxdzco
  29. 29. Pokrivcakova S. Pre-service teachers’ attitudes towards artificial intelligence and its integration into EFL teaching and learning // Journal of Language and Cultural Education. 2024. Vol. 11. P. 100-114. https://doi.org/10.2478/jolace-2023-0031, https://elibrary.ru/kcgjcg
  30. 30. Коренев А.А. Использование технологий искусственного интеллекта в оценивании и тестировании при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2024. № 5. С. 31-36. https://elibrary.ru/buhnkp
  31. 31. Fleckenstein J., Keller S., Krumpen F. et al. Do teachers spot AI? Evaluating the detectability of AI-generated texts among student essays // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024. Vol. 6. Art. 100209. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2024.100209, https://elibrary.ru/ydcvxj
  32. 32. Waltzer T., Pilegard C., Heyman G.D. Can you spot the bot? Identifying AI-generated writing in college essays // International Journal for Educational Integrity. 2024. Vol. 20. Art. 11. https://doi.org/10.1007/s40979-024-00158-3, https://elibrary.ru/rzsaap
  33. 33. Walter Y. Embracing the future of Artificial Intelligence in the classroom: the relevance of AI literacy, prompt engineering, and critical thinking in modern education // International Journal of Educational Tech-nology in Higher Education. 2024. Vol. 21. Art. 15. https://doi.org/10.1186/s41239-024-00448-3, https://elibrary.ru/btlypd
  34. 34. Weng Z., Fu Y. Generative AI in language education: Bridging divide and fostering inclusivity // Interna-tional Journal of Technology in Education (IJTE). 2025. Vol. 8. № 2. P. 395-420. https://doi.org/10.46328/ijte.1056
  35. 35. Vieriu A.M., Petrea G. The Impact of Artificial Intelligence (AI) on Students’ Academic Development // Education Sciences. 2025. Vol. 15. № 3. Art. 343. https://doi.org/10.3390/educsci15030343, https://elibrary.ru/zlvaxk
  36. 36. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика при-менения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональ-ной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10. С. 9-33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33, https://elibrary.ru/tzytkm

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».