Том 21, № 1 (2016)

Обложка

Весь выпуск

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Разработка программ прикладного бакалавриата и этапы формирования многоуровневого образования

Молоткова Н.В., Монастырев П.В., Мамаев И.И., У Чэнь .

Аннотация

Ни для кого не секрет, что сейчас большинство российских школьников ориентированы на получение только высшего образования и никакого другого. В последнее десятилетие двадцатого столетия отечественная система высшего образования стала принимать четкие очертания, ориентированные на требования постиндустриального общества: высокий уровень профессионализма, академическая и социальная мобильность, готовность к самообразованию и самосовершенствованию обеспечивают востребованность выпускника высшей школы на рынке труда. И поскольку именно знания являются неизменным стратегическим ресурсом общества, постольку формирование ключевых компетенций специалиста, последовательно интегрирующихся и определяющих профессиональную компетентность, должно начинаться с первых дней обучения в вузе. При этом в малых городах зачастую нет вузов. Программы прикладного бакалавриата - выход для всех. Рассмотрена разработка программ прикладного бакалавриата, определены их структура и этапы формирования. Задача программ прикладного бакалавриата в ситуации инновационной экономики двояка. С одной стороны, они должны давать фундаментальное образование, хорошую базу. С другой стороны, выпускник должен получить актуальные в настоящий момент практические навыки. Учебно-исследовательская компетентность в этой связи - это такая форма существования знаний, умений, образованности в целом, которые приводят к личностной самореализации, к нахождению выпускниками бакалавриата и магистратуры своего места в мире, вследствие чего такое образование становится высокомотивированным, индивидуализированным, обеспечивающим максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. Проанализирована направленность содержания многоуровневого образования на развитие компетентности.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(1):5-10
pages 5-10 views

Перспективы взаимодействия вузов России и Китая при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна в рамках межвузовских ассоциаций

У Чэнь ., Мамаев И.И., Молоткова Н.В., Монастырев П.В.

Аннотация

Рассмотрены перспективы взаимодействия вузов России и Китая при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна в рамках межвузовских ассоциаций. Отношения России и КНР, несмотря на конкуренцию в ряде областей, в целом можно охарактеризовать как перспективные и значимые для обеих сторон. В сфере образования у наших стран много общих проблем и точек соприкосновения. Необходимо обобщить накопленный положительный и негативный опыт образовательного сотрудничества двух стран и придать ему новые стимулы. Сотрудничество университетов России при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна, имеющих в своей структуре Институты Конфуция, строится в основном по двусторонней вертикали. Существенный потенциал в создании и развитии совместных и / или международных ресурсных и экспертных центров при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна кроется в деятельности рабочих групп АТЭС, однако механизм инициирования проектов в них предусматривает наличие «ко-спонсоров». Взаимодействие отдельных университетов в рамках БРИКС в ближайшие годы представляется реальным лишь по отдельным группам стран, хотя пока образовательное сотрудничество при проектировании образовательных программ в сфере архитектуры и дизайна даже в рамках РИК пробуксовывает.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(1):11-16
pages 11-16 views

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лингвометодические основы профессионально ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе (билингвальный / бикультурный аспект)

Брыксина И.Е.

Аннотация

Предложены новые подходы к профессионально ориентированному обучению иностранному языку в условиях неязыкового вуза. Лингвометодические основы обучения включают изложение методических основ обучения (целей, задач, закономерностей, содержания, методов, средств и т. д.) в их неразрывной связи с языком / культурой и природой общения как социального феномена. Рассмотрен билингвальный / бикультурный аспект профессионально ориентированного обучения иностранному языку, целью которого является формирование у студентов искусственного субординативного типа билингвизма. Обосновано, что искусственный билингвизм подразумевает паритетное владение двумя кодами - кодом родной лингвокультуры и кодом, сформированным в искусственно созданной образовательной среде, приближенной к условиям реального общения, отличается асимметричностью коммуникативной компетенции в отношении родного и изучаемого языка и соответствующих культур. Предлагается технология профессионально ориентированного обучения, обеспечивающая формирование профессиональной компетенции искусственного билингва и коммуникативной компетенции обучаемых, их актуализацию в условиях неязыкового вуза. Доказано, что профессиональная компетенция искусственного билингва состоит из частных компетенций, включает в себя знания (представления), отношения, поведение, языковые / культурные варианты и дискурсивные стратегии. Рассмотрены уровни реализации профессиональной компетенции искусственного билингва: языковой, культуроведческий и предметный и - ее структурные компоненты; проанализированы лингвистические и культурологические закономерности осуществления переноса в область иностранного языка и снятия интерференции. Взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности проведено на всех этапах билингвального / бикультурного обучения иностранному языку.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(1):17-26
pages 17-26 views

Импровизация как взаимодействие исполнителя и слушателя

Сергин Ю.Д.

Аннотация

Рассмотрены творческий процесс импровизации как разновидности коммуникативной ситуации и свойство личности импровизатора - музыкальность, включающее в себя чувство музыкального ритма, возможность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Раскрыто понятие психомоторики как наиболее общей формы психического отражения, обеспечивающей чувственное познание и связь человека с окружающим миром посредством движений. Большое внимание уделено психомоторике в музыкально-творческой деятельности, ее структуре и содержанию, обоснованных Б.Г. Ананьевым, П.К. Анохиным, Н.А. Бернштейном, А.В. Запорожцем, Б.Ф. Ломовым, а также теории многоуровнего и иерархического построения движений, предложенной Н.А. Бернштейном. Определены социально-психологические функции музыкального самообразования как части многоаспектного, многолинейного развития личности исполнителя и основные музыкальные функции взаимодействия исполнителя-импровизатора со слушателями. Раскрыт смысл импровизации через внешние и внутренние функциональные связи ее структуры, которые в определенном контексте создают широчайшие ассоциативные поля и превращают восприятие музыки в акт осмысления и одухотворения. Предложен набор многоцелевых элементов - исполнительских идиом для музыкального саморазвития исполнителя, которые служат для профессионального роста и различных исполнительских программ, характерных для различных джазовых стилей и направлений.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(1):27-32
pages 27-32 views

Трансформация представлений об образовательной среде вуза в контексте разных методологических подходов

Котова Н.А.

Аннотация

Рассмотрена проблема формирования образовательной среды вуза. Проведен анализ трансформации представлений об образовательной среде вуза в контексте традиционного, синергетического, кластерного подходов. Выявлено, что применение каждого из перечисленных подходов к образовательной среде позволяет решить свой определенный круг задач и снять противоречия в образовательном процессе, но не в полной мере отвечает современным требованиям подготовки специалистов. Отмечается, что в настоящее время устойчивая потребность общества и государства в развитии инновационной экономики привела к тому, что система образования также переходит на новый этап развития, что определяет новые требования к образовательной среде вуза. Вектор ее развития направлен в сторону формирования инновационной инфраструктуры, включения инновационной проектной деятельности студентов в образовательный процесс, активизации их участия в конкурсах инновационных продуктов и услуг. Обосновано предположение о том, что одним их направлений совершенствования подготовки специалистов в вузе является формирование образовательной среды вуза на основе инновационного подхода, в которой происходит личностное развитие и профессиональное становление специалиста. Проведен анализ компонентов образовательной среды вуза на основе инновационного подхода.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(1):33-45
pages 33-45 views

Научно-методическое основание построения тренировочного процесса юных футболистов на этапе спортивного совершенствования

Уваров Е.А., Моджахед Белаид .

Аннотация

Рассмотрено планирование тренировочного процесса юных футболистов в подготовительном периоде годового цикла. Приведены и конкретизированы данные подготовительного периода (место проведения данного периода, маленькая продолжительность, учет уровня подготовленности юных футболистов после переходного периода). Указаны факторы, снижающие физические качества футболистов, и способы привести их в норму. Предпринята попытка изучения физических качеств и функциональных возможностей российских футболистов на этапе спортивного совершенствования (Академия футбола г. Тамбова). Результаты можно видеть в таблицах. Опираясь на полученные данные и опыт российских и зарубежных специалистов в сфере футбола, сделаны предложения для коррекции тренировочного процесса. Определена примерная структура тренировок, где значительное внимание уделяется специфике нагрузок в тренировочных циклах. Разработано содержание тренировок юных футболистов в подготовительном периоде, включающее в себя более эффективные методы тренировки. Приведены данные проведенного эксперимента в Алжире (команда г. Меруана) в двух группах, содержание тренировок юных футболистов 2-й и 3-й групп различалось лишь методами тренировки. Сделан вывод о целесообразности использования разработанного содержания тренировки с преимущественным использованием сопряженного метода.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(1):46-52
pages 46-52 views

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

Советская власть и социоестественные проблемы сельского хозяйства РСФСР в 1910-1920-е гг.: опыт нормативно-правового регулирования

Цинцадзе Н.С.

Аннотация

На основе сплошного изучения опубликованных нормативных и административных актов первых лет советской власти (1917-1921 гг.) исследованы особенности восприятия государственной властью демографических и экологических проблем российской деревни в переломный момент перехода от традиционного к индустриальному типу общества. Анализ более сотни выявленных документов по данной тематике позволил объективно оценить уровень осознанности и заинтересованности советской власти в решении демографических и экологических проблем. В результате сделаны выводы о том, что катастрофического восприятия экологических проблем со стороны власти не было, экологические вопросы использования природных ресурсов в сельском хозяйстве решались властями наряду с прочими аграрными вопросами. Демографические проблемы не являлись самостоятельными и были частью социально-экономической политики. Насущными задачами были максимальное увеличение посевной площади с целью решения продовольственной проблемы, сдерживание населения в границах Центральной России для обработки земли и восстановления сельского хозяйства, вырубка лесов на экспорт. Вопросы разумного природопользования, как и в «царское» время, откладывались на потом. Несмотря на это, уже в конце 1910-1920-х гг. можно обнаружить тенденцию к обособлению некоторых экологических проблем в государственной внутренней политике.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(1):53-67
pages 53-67 views

ОТРАЖЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЙ МУЗЕЙНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПОЛИТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ В 1920-1930-Х ГГ

Щербинина Ю.В.

Аннотация

Рассмотрен музей как социокультурный институт, выполняющий социально-значимые функции в регионе. Показана непосредственная связь деятельности музеев с политической обстановкой в определенный период истории страны, когда происходило формирование социально-культурной сферы нового государства. Музей в этот период становится одним из центров по организации культурно-просветительной работы среди населения. Направление этой работы определяла коммунистическая партия, что привело в 1920-1930-х гг. к утверждению политико-просветительной работы в качестве основного вида деятельности советских музеев. Задачи организации творческой жизни страны в этот период были возложены на агитационно-пропагандистские отделы ЦК РКП(б) и местные партийные комитеты, которые наделялись широкими полномочиями по координации всей деятельности в области культуры. Агитпропы должны были превратиться в боевые центры борьбы за марксистскую идеологию и идейное влияние партии в массах, под руководством товарищей, имеющих достаточную марксистскую подготовку. Одной из главных задач музея в это время является сохранение материалов по истории революционного движения и Октябрьской революции. Новая власть делала все, чтобы убедить общество в правомерности свершенной революции и легитимности власти большевиков. Для этого было необходимо сохранить свидетельства имущественного расслоения российского общества, непримиримой классовой борьбы пролетариата с буржуазией и крестьянства с дворянами-землевладельцами, руководящей роли РКП(б) в подготовке и свершении Октябрьской революции 1917 г. Музеи Тамбовской губернии на материалах революционных отделов знакомили широкие слои населения с историей революционного движения в Тамбовском крае. Пропаганда партийной идеологии в музеях в итоге привела к политизации всей деятельности по сохранению и использованию историко-культурного наследия.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(1):68-74
pages 68-74 views

СВЯЗЬ ВРЕМЕН: ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВ И ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Российские дореволюционные исследования Римско-католической церкви XIX столетия в контексте истории и политики

Шестакова А.Г.

Аннотация

Проблема взаимоотношений Римско-католической церкви, общества и власти в хронологических рамках XIX столетия привлекала внимание многих специалистов. Конечно, такой интерес к институтам католицизма не был случайным. Бурный, перенасыщенный событиями век революций, развития колониальных империй и становления индустриальной цивилизации в Европе оказал колоссальное влияние на все христианские церкви. Свой вклад в развитие научной дискуссии о современном для них состоянии РКЦ внесли также российские дореволюционные ученые - теологи, правоведы, философы, историки. Причем эта проблема имела для России особенное звучание. Актуальность темы обусловлена необходимостью осмысления взаимоотношений между Россией и Ватиканом, которые на протяжении веков складывались непросто и были тесно связаны с политическими событиями, поскольку Ватикан воспринимался российской общественностью прежде всего как идейный вдохновитель западноевропейских государств. Проанализирован дискурс российских исследований, а также их контекст. Своеобразное отношение российских исследователей к Римско-католической церкви обусловлено спецификой исторического развития России и Западной Европы, расположенных на разных полюсах цивилизационной парадигмы.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(1):75-79
pages 75-79 views

Китайские рабочие в России как значимая сила в распространении марксизма

Цао Байин ., Нин Яньхун .

Аннотация

Актуальной темой исследования сегодня является вопрос о жизни и деятельности китайских мигрантов в России в различные исторические периоды. Это проблемное поле представляется чрезвычайно важным для исследования, т. к. пребывание мигрантов на территории другого государства неизменно обусловливает тесное взаимодействие народов и цивилизаций, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на дальнейшее развитие двусторонних отношений на разных уровнях. В первой четверти XX в. в Китае идет быстрое распространение марксистских идей, что происходит, прежде всего, под влиянием революционных процессов в России, а значимой силой в распространении идей марксизма стали китайские рабочие, трудившиеся во многих регионах России. Дальнейшие их судьбы и жизненные пути были различны, но так или иначе практически все они оказались тесно связаны с китайской революцией и трансформационными процессами в китайском обществе середины XX в. Обоснована неизбежность широкой поддержки китайскими мигрантами российских революционных идей, доказана очевидность выбора китайскими рабочими пути активного участия в революционных преобразованиях в России и Китае, проанализирована степень их вовлеченности в распространение марксизма по возвращении на родину.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(1):80-88
pages 80-88 views

У истоков индо-советского сближения: документы трех московских встреч 1950 г

Черешнева Л.А.

Аннотация

Впервые опубликованы документы Национального архива Республики Индии (фонды Министерства иностранных дел РФ и Министерства внутренних дел РФ), обнаруженные в ходе научных командировок в Индию. Документы представляют собой протоколы трех встреч индийского посла в Москве С. Радхакришнана с Председателем Совета Министров СССР И.В. Сталиным и министром иностранных дел СССР А.Я. Вышинским. Публикуемые документальные материалы снабжены научными комментариями. Документы помогают лучше понять природу противоречий в двусторонних отношениях Индии и СССР, высвечивают возможности нахождения взаимоприемлемых компромиссов, раскрывают особенности дипломатического стиля и полемические приемы советских и индийских политиков, отражают позицию И.В. Сталина в отношении индийской национальной элиты. Показано, как сложно налаживались советско-индийские дипломатические связи. Отмечается, что рост коммунистического движения в регионе и в самой Индии заставил первого премьер-министра независимой Индии Дж. Неру склониться к прозападному курсу во внешней политике. Тем же самым во многом объясняется и решение индийского руководства присоединиться к Британскому Содружеству наций. Уделено особое внимание важнейшему для СССР кашмирскому вопросу. О напряженности в советско-индийских отношениях свидетельствуют индийские протоколы трех встреч высшего советского руководства с послом Индии в Москве в 1950 г. В документах при переводе с английского на русский язык сохранены дословное содержание и стиль оригинала.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(1):89-95
pages 89-95 views

ПЕРСОНАЛИЯ

Лев Григорьевич Протасов (1938-2015)

Айрапетов А.Г., Мизис Ю.А.

Аннотация

В данной публикации представлены материалы, посвященные светлой памяти Л.Г. Протасова, доктора исторических наук, профессора, научного руководителя Института гуманитарного и социокультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Материалы содержат статью А.Г. Айрапетова и Ю.А. Мизиса о жизненном пути и научном наследии Л.Г. Протасова, краткие воспоминания его дочери, кандидата исторических наук, доцента Тамбовского государственного технического университета Ольги Львовны Протасовой, деловую переписку Л.Г. Протасова с его корреспондентами незадолго до его смерти. Они дают представление о круге проблем и забот, о характерных свойствах натуры выдающегося российского историка.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;21(1):96-108
pages 96-108 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».