Педагогическое прогнозирование образа будущей семьи студенческой спортивной молодежью

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено подготовке студенческой молодежи, занимающейся различными видами спорта, к созданию будущей семьи. Предметом исследования было выявление и анализ мнений спортсменов-студентов и спортсменов-студенток, составляющих педагогический прогноз для идеального образа своей будущей семьи. В настоящее время поднятая нами проблема является актуальной в связи с серьезными изменениями в социально-экономической и социальной сфере в России, и, как следствие этих обстоятельств, созданием специфического отношения студенческой молодежи, в том числе студентов-спортсменов, к предстоящему бракосочетанию. Цель нашего исследования заключена в педагогическом прогнозировании образа будущей семьи спортсменами-студентами, являющимися субъектами образовательно-воспитательного процесса со стороны преподавателей и тренеров по спорту в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина. Основные методы нашего исследования: изучение и анализ научно-методических источников; письменное анкетирование неженатых студентов (15 юношей) и незамужних студенток (17 девушек) вторых, третьих, четвертых курсов, занимающихся тем или иным видом спорта; количественная и качественная интерпретация полученных данных с последующим обсуждением результатов с испытуемыми.

Об авторах

М. И. Старов

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: starovmi@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5439-2594

доктор педагогических наук, профессор, профессор-консультант кафедры социальной и возрастной психологии

Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

О. А. Дорожкина

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: olga.dorozkina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0217-6440

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной и возрастной психологии

Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Т. Н. Глазкова

ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница»

Автор, ответственный за переписку.
Email: glazkovatanja@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-4228-7383

кандидат психологических наук, медицинский психолог

Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Московская, 27

Список литературы

  1. Бахтина Т.А., Плотникова В.Ю. Проектирование образа семьи как ценности в смысложизненных ориен-тациях юношеского возраста // Педагогическое образование: вызовы XXI века: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 427-432.
  2. Болдина М.А. Роль семейного воспитания в формировании нравственной личности // Гражданское и ду-ховно-нравственное воспитание студенческой молодежи: современные подходы: сб. материалов Между-нар. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 217-219.
  3. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире. СПб.: Питер, 2009. 120 с.
  4. Быков А.К., Липский И.А., Никитина Л.Е., Прохорова О.Г. и др. Воспитание: современные парадигмы. М., 2006. 160 с.
  5. Докучаева С.О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении // Психологическая наука и образование. 2005. № 3. С. 41-55.
  6. Крюкова Т.Л., Петрова Е.А. Семейные ресурсы совладающего поведения: значение прародителей и предков // Психология и практика: сб. науч. ст. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. С. 12-22.
  7. Лукьянова И.Е., Прохорова Э.М. Семьеведение. М.: ИНФРА-М., 2009. 265 с.
  8. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 69.
  9. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Пед. общ-во России, 2001. 320 с.
  10. Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодежь: десять главных проблем. М.: ЮНИТИ, 2007. 219 с.
  11. Станева Н.Б. Подготовка молодежи к семейной жизни в условиях улучшенной социальной среды. Курск: Курск. гос. пед. ун-т, 2008. 122 с.
  12. Реан А.А. Человек как субъект воспитания. Развитие ответственности личности в процессе социализации и воспитания // Стратегия воспитания в образовательной системе России. М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. С. 323-330.
  13. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: ЭКСМО-пресс, 2000. 512 с.
  14. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М.: ФиС, 1994. 117 с.
  15. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. М., 2007. 218 с.
  16. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спор-тивной деятельности // Психологический журнал. 1991. Т. 14. № 2. С. 73-84.
  17. Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. 3. Спортивно-гуманистическое воспитание детей и молодежи: сб. / сост. и ред. В.И. Столяров и др. М.: МГИУ, 2000. С. 21-80.
  18. Старов М.И., Иванова Л.К., Симонович В.Л. Формирование ответственности личности спортсменов в процессе вузовского образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 10 (114). С. 180-185.
  19. Щуркова Н.Е. Беседы с тренером о воспитании. М.: ФиС, 1973. 112 с.
  20. Гажа А.К., Романина Л.А., Старов М.И. Особенности психолого-педагогической деятельности специа-листов социальной сферы с одинокими матерями и одинокими отцами // Вестник Тамбовского универси-тета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25. № 186. С. 77-85. doi: 10.2031/1810-0201-2020-25-186-77-85
  21. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. М., 2001.
  22. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Высш. шк., 1986. 200 с.
  23. Дымова В.Г. Обучение будущих учителей педагогическому прогнозированию: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 1998. 22 с.
  24. Никитина Л.Е., Майорова-Щеглова С.Н. Технологический подход в прогнозировании и развитии воспи-тания. М.: АРКТИ, 2008. 112 с.
  25. Прогностическая концепция целей и содержания образования / под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М.: Ин-т теор. педагогики и междунар. исследов. в образовании РАО, 1994.
  26. Рождественский А.В. Прогнозирование в области образования как научно-педагогическая проблема: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 24 с.
  27. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Изд-во «Сов. энцикл.», 1981. 1600 с.
  28. Щеглова С.Н. О возможностях и методах прогнозирования развития воспитательных систем в условиях трансформирующегося общества // Россия – будущее сегодня: приоритеты и тенденции развития: мате-риалы межвуз. науч. конф. М.: МГПУ, 2006. С. 124-126.
  29. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. 430 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».