Психологические особенности аудирования англоязычных видеоматериалов студентами технического вуза в режиме опережающей самостоятельной работы


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрено обучение аудированию, которое является наиболее проблемным рецептивным аспектом изучения иностранного языка в техническом вузе. Отмечено, что, помимо лингвистических трудностей, студенты испытывают такие психологические сложности, как недостаток собственного перцептивного опыта реципиента, некомфортные условия восприятия, тревожность и страх неуспешности выполнения этого вида речевой деятельности. Показано, что перцептивная деятельность обучающихся, направленная на слуховое восприятие англоязычного дискурса, органично входит в состав наиболее актуальной для студентов коммуникативной компетенции. Исследование нацелено на рассмотрение психолого-педагогических аспектов в преподавании обычного аудирования без видеоряда и аудирования с использованием видеоматериалов. Выявлены преимущества использования видеоматериалов, которые способствуют созданию психологически комфортных для обучающихся условий в учебном процессе. Представлен анализ мнений студентов первого курса Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций по проведению аудирования в режимах аудиторной и опережающей самостоятельной работы: оказалось, что большинство студентов предпочитают выполнять аудирование в домашних условиях. Описана аудиовизуальная методика опережающей самостоятельной работы по аудированию профессионально-ориентированных видеоматериалов с применением электронных ресурсов VideoAnt, Mindmeister, LMS MOODLE. В качестве курса по видеоаудированию использовался рекламный фильм компьютерной фирмы CISCO (США), тематика которого полностью соответствует направлению «Сервис» Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций.

Об авторах

Н. В. Попова

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: ninavaspo@mail.ru

А. В. Гаврилова

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Email: gavanna@mail.ru

А. В. Кузьмина

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»

Email: kuzminaania201@yandex.ru

Е. Л. Попова

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Email: elizapopova@outlook.com

Список литературы

  1. Azmi A.N., Kamin Y., Noordin M.K. Competencies of engineering graduates: what are the employer’s expectations? // International Journal of Engineering and Technology. 2018. Vol. 7 (2.29). P. 519-523. doi: 10.14419/ijet.v7i2.29.13811
  2. Викулина М.А. Аудирование и чтение при формировании иноязычной межкультурной компетенции // Язык и культура. 2017. № 40. С. 154-173. doi: 10.17223/19996195/40/12
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 336 с.
  4. Obdalova O. Exploring the possibilities of the cognitive approach for nonlinguistic EFL students teaching // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 154. P. 64-71.
  5. Александрова Е.В. Обучение аудированию студентов, изучающих английский язык на I–III курсе факультета экономики и менеджмента // Вопросы методики преподавания в вузе. 2001. Вып. 3. C. 12-14.
  6. Гаврилова А.В. Обучение аудированию иноязычной речи в условиях неязыкового вуза (на материале английского языка): дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 182 с.
  7. Попова Н.В., Вдовина Е.К., Курпешко Н.Н. Электронные ресурсы как мотивационный фактор обучения иностранному языку в техническом вузе // Инновации в образовании. 2017. № 6. С. 102-115.
  8. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. Harlow: Longman, 2001. 370 p.
  9. Павлова И.П. Проблемы сочетания аудитивного и визуального источников информации в комплексе технических средств обучения на базе ЭВМ // Комплексное применение технических средств при обучении иностранным языкам с целью интенсификации учебного процесса в языковых вузах: сб. науч. тр. МГЛУ. Вып. 385. М.: МГЛУ, 1991. С. 13-20.
  10. Мельникова О.А. Соотношение устных и письменных форм работы при обучении аудированию чтению в языковом вузе (английский язык): дис. … канд. пед. наук. М., 1982. 333 с.
  11. Богданова Е.Г. Обучение аудированию на начальном этапе интенсивного курса (исследование учебных функций визуальных опор): дис. … канд. пед наук. М., 1984. 268 с.
  12. Лурье А.С. О комплексном использовании технических средств при обучении иностранным языкам в языковых вузах // Комплексное применение технических средств при обучении иностранным языкам с целью интенсификации учебного процесса в языковых вузах: сб. науч. тр. МГЛУ. Вып. 385. М.: МГЛУ, 1991. C. 3-12.
  13. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств (при обучении русскому языку как иностранному в вузе). М.: Рус. яз., 1981. 120 с.
  14. Тарнопольский О.Б. Методика обучения английскому языку на 1 курсе технического вуза. Киев: Выща школа, 1989. 154 с.
  15. Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. М.: Просвещение, 1981. 143 с.
  16. Васильев М.Ф. Некоторые теоретические вопросы использования видеоматериалов в самостоятельной внеаудиторной работе студентов языкового вуза // Самостоятельная работа в обучении иностранным языкам в школе и вузе: межвуз. сб. науч. тр. Л., 1990. С. 27-35.
  17. Миронова Н.Л. Обучение аудированию французской разговорной речи с помощью кинофильма. М.: Высш. шк., 1982. 111 с.
  18. Кузьмина А.В., Попова Н.В. Проблематика педагогических исследований по использованию видеоматериалов по иностранному языку в вузе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10. № 2. С. 74-86. doi: 10.18721/JHSS.10207
  19. Alivi J.S., Suharyono. Obtaining listening comprehension by using videomaterials // Exposure Journal. 2016. Vol. 5. № 1. P. 14-21.
  20. Woottipong K. Effect of using video materials in the teaching of listening skills for university students // International Journal of Linguistics. 2014. Vol. 6. № 4. P. 200-212. doi: 10.5296/ijl.v6i4.5870
  21. Hayati A., Mohmedi F. The effect of films with and without subtitles on listening comprehension of EFL learners // British Journal of Educational Technology. 2011. Vol. 42 (1). P. 181-192. doi: 10.1111/j.1467-8535.2009.01004.x
  22. Latifi M., Mobalegh А., Mohammadi E. Movie subtitles and the improvement of listening comprehension ability: Does it help? // The Journal of Language Teaching and Learning. 2011. Vol. 1 (2). P. 18‐29.
  23. Pisarenko V. Teaching a foreign language using videos // Social Sciences. 2017. Vol. 6. № 4. Р. 1-21. doi: 10.3390/socsci6040125
  24. Pisarenko V., Arsaliev S. Audiovisual technologies for foreign languages teaching // Application of Information and Communication Technologies Conference Proceedings. IEEE 10th International Conference on Application of Information and Communication Technologies (AICT). Baku, 2016. doi: 10.1109/ICAICT.2016.7991793
  25. Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day. Washington: International Society for Technology in Education, 2012. 124 p.
  26. Mehring J. Present research on the flipped classroom and potential tools for the EFL classroom // Computers in the Schools. 2016. Vol. 33 (1). P. 1-10.
  27. Vdovina E., Popova N., Gavrilova A., Kuzmina A. Video technology for teaching foreign language speaking skills in a technical university // Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation / ed. by L. Gómez Chova, A. López Martínez, I. Candel Torres. Seville, 2019. P. 9747-9757.
  28. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Обучение восприятию на слух английской речи. Практикум. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 336 с.
  29. Кузьмина А.В. Иностранный язык в сервисном обслуживании. СПб.: Изд. Политехн. ун-та, 2017. 125 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».