Изобразительная деятельность как средство эмоционального развития дошкольников с ОВЗ в инклюзивном образовании
- Авторы: Макарова Л.Н.1, Смолярчук И.В.1, Исаева С.Н.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 26, № 195 (2021)
- Страницы: 251-259
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/298526
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-251-259
- ID: 298526
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлено научное исследование эмоционального развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительной деятельности в инклюзивном образовании. Ежегодно увеличивается количество детей со статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» в дошкольных учреждениях. Рассмотрены дети, «включенные в инклюзивную практику», как дети, которым необходимо не только создание специальных образовательных условий, но и условий, обеспечивающих им эмоциональное благополучие, эмоциональную отзывчивость, адекватное проявление собственных чувств. Представлены результаты опытно-экспериментального исследования, проведенного на базе детских садов г. Тамбов. В экспериментальной работе приняли участие 40 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Исследование эмоциональной сферы проводилось с помощью диагностических методик: «Тест тревожности» (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки); «Паровозик» (С.В. Велиева); «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич); «Кактус» (М.А. Панфилова); «Методика изучения способности к распознаванию эмоциональных состояний» (Л.Ф. Фатихова, А.А. Харисова). Результаты исследования показали низкий уровень эмоционального развития у дошкольников с ОВЗ. Проведенное исследование позволило разработать программу «Радуга красок», направленную на эмоциональное развитие и преодоление негативных эмоциональных состояний у дошкольников с ОВЗ средствами изобразительной деятельности в условиях инклюзивного образования. Педагогическая программа включает работу с детьми, родителями и педагогами. В формирующей части эксперимента использовались формы и методы работы, обеспечивающие навыки эмоционального самовыражения детей в изобразительной деятельности, влияющие на осознание ими своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Представлен сравнительный анализ эмоционального развития у дошкольников с ОВЗ нетрадиционными средствами изобразительной деятельности на контрольном этапе. Полученные экспериментальные данные подтверждают эффективность апробированной программы и могут быть использованы в системе инклюзивного образования.
Об авторах
Л. Н. Макарова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: mako20@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-1167-4185
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33И. В. Смолярчук
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: inessa.sm@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7897-2331
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой дефектологииС. Н. Исаева
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: isaevasvetlanan@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5897-1844
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Изд-во «Лань», 2003. 656 с.
- Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 1990. 198 с.
- Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. Балашов: Николаев, 2013. 68 с.
- Абашкина А.А. Особенности школьной тревожности у детей с задержкой психического развития // Социально-психологическая интеграция детей с ограниченными возможностями: проблемы и перспективы. М.: МГУ, 2012. С. 13-18.
- Костина Л.Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием): автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1999. 32 с.
- Иванова Е.В., Мищенко Г.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Нац. кн. центр, 2016. 112 с.
- Микляева Н.В. К вопросу о статусе интегрированных и инклюзивных групп, или противоречия локального нормотворчества // Современный детский сад. 2017. № 3. С. 6-13.
- Макарова Л.Н., Смолярчук И.В., Исаева С.Н. Педагогическое сотрудничество как условие познавательного развития дошкольников с ОВЗ в инклюзивном образовании // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26. № 191. С. 130-136. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-130-136
- Евтушенко И.В. Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с системными нарушениями речи в процессе музыкального воспитания. М.: МПГУ, 2020. 172 с.
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н., Миланич Ю.М. Помощь психолога детям с задержкой психического развития. СПб.: Эко-Вектор, 2017. 539 с.
- Смолярчук И.В. Мы растем вместе с тобой, мы растем вслед за тобой, мы помогаем тебе расти // Начальная школа. 2011. № 2. С. 7-13.
Дополнительные файлы
