Эволюция методов изучения чтения как социокультурной практики
- Авторы: Стефановская Н.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 26, № 195 (2021)
- Страницы: 244-250
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/298525
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-244-250
- ID: 298525
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрена эволюция методов исследования чтения как социокультурной практики, показана траектория их развития от простейших социологических опросов до сложных комплексных семиосоциопсихологических методик. Выделены основные аспекты изучения читательских практик, связанные с изменением носителей текстов. Дана классификация методов изучения чтения. Обосновано использование мониторинга как перспективного метода изучения чтения для построения прогнозов развития читательской культуры и социальной ситуации чтения на различных уровнях: национальном, региональном, локальном.
Об авторах
Н. А. Стефановская
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: stefan1966@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8509-3784
доктор социологических наук, доцент, директор Фундаментальной библиотеки, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. М.: Наука, 2015. 230 с.
- Bonfil R., Cavallo G., Chartier R. et al. Histoire de la lecture dans le monde occidental. P.: Éd. du Seuil, 2001. 587 p.
- Clinton V. Reading from paper compared to screens: A systematic review and meta-analysis // Journal of Research in Reading. 2019. Vol. 42. № 2. P. 288-325. https://doi.org/10.1111/1467-9817.12269
- Ломбина Т.Н., Мансуров В.А., Юрченко О.В. Проблемы чтения в новой цифровой реальности // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7. № 4. С. 97-107. https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.4.6803
- Банк Б.В. Изучение читателей в России (XIX в.). М.: Книга, 1969. 261 с.
- Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике // Рубакин Н.А. Избранное: в 2 т. М.: Книга, 1975. Т. 1. С. 35-104.
- Добрынина Н.Е. Изучение читателей – детей и подростков в России XIX–XX вв. М.: Шк. библ., 2006. 144 с.
- Воробьева К.И. Отечественная библиологическая психология: история, состояние, перспективы. СПб., 1996. 312 с.
- Дридзе Т.М. Проблемы чтения в свете информативно-целевого подхода к анализу текста // Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975. С. 173-184.
- Израэль Ю.А. Глобальная система наблюдений. Прогноз и оценка изменений состояния окружающей природной среды. Основы мониторинга // Метеорология и гидрология. 1974. № 7. С. 3-8.
- Ганеева Ж.Г. Определение понятия «мониторинг» в различных сферах его применения // Вестник Челябинского государственного университета. 2005. Т. 8. № 1. С. 30-33.
- Плотников С.Н. Чтение в России // Книжное обозрение. 1993. № 40. С. 12-13.
Дополнительные файлы
