Психолого-педагогические условия реализации предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) как метода профессиональной ориентации старшеклассников гуманитарного профиля обучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современная тенденция изменения образования затронула все этапы обучения. Новшества затронули и старшие классы (10–11 классы) обычной российской школы. Теперь мы имеем дело с моделью профильного обучения, которая заключается в разделении обучающихся на классы согласно профильным предметам. Следует отметить, что современное положение 10–11 классов характеризуется возрастающим интересом именно к гуманитарному профилю обучения, что побуждает методистов к поиску новых и оптимальных методик обучения иностранным языкам. В последнее время особенно популярным является предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL), которое заключается в изучении учебного предмета посредством иностранного языка. Рассмотрены основные психолого-педагогические условия применения предметно-языкового интегрированного обучения с целью профессиональной ориентации учащихся гуманитарного класса старшей школы. Анализ уже имеющийся методической литературы позволил выявить определенные психолого-педагогические условия, которые позволяют обучить старшеклассников иностранному языку на основе данного метода. К таковым можно отнести: применение заданий, отображающих специфику подготовки соответствующего профиля обучения высшей школы, что позволяет учащимся гуманитарного профиля старшей школы познакомиться с будущими видами деятельности на иностранном языке посредством выполнения проблемных заданий; профориентационная направленность обучения; требуемый уровень владения иностранным языком старшеклассника при выпуске из школы на уровне B2; распределение обучающихся по уровню владения иностранным языком; внутрипрофильное многообразие, учитывающее освоение различных отраслей гуманитарных наук; компетентность преподавателя иностранного языка; мотивация старшеклассников к изучению иностранного языка посредством предметно-языкового интегрированного обучения. Особый акцент сделан на компетентности преподавателя иностранного языка, который проводит свой курс на основе предметно-языкового интегрированного обучения.

Об авторах

А. С. Белоусов

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: arthurbelousov96@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6371-7688

ассистент кафедры профильной довузовской подготовки

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. 432 с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с.
  3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. 568 с.
  4. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка. М.: Еврошкола, 2001. 271 с.
  5. Coyle D. CLIL – a pedagogical approach from the European Perspective // Hornberger N.H. (ed). Encyclopedia of Language and Education. Boston: Springer, 2008. https://doi.org/10.1007/978-0-387-30424-3
  6. Колесников А.А. Концепция профориентационного обучения иностранному языку в системе непрерывного филологического образования // Иностранные языки в школе. 2013. № 7. С. 17-23.
  7. Колесников А.А. Профориентационное направление в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 4. С. 176- 187.
  8. Колесников А.А. Einführung in die Journalistik: Элективный курс на немецком языке. Рязань: Узорочье, 2010. 184 с.
  9. Поляков О.Г., Белоусов А.С. Элективный курс на иностранном языке и профессиональная ориентация учащихся старших классов (на примере гуманитарного профиля) // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 64-71.
  10. Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе. Ижевск, 2018. 450 с.
  11. Сысоев П.В., Завьялов В.В. Элективный языковой курс “Introduction to Law” в системе профессионально ориентированного обучения иностранному языку в старших классах // Иностранные языки в школе. 2018. № 7. С. 10-18.
  12. Сысоев П.В., Амерханова О.О. Обучение письменному научному дискурсу аспирантов на основе тандем-метода // Язык и культура. 2016. № 36. С. 149-169.
  13. Сысоев П.В., Амерханова О.О. Влияние тандем-метода на овладение аспирантами иноязычным письменным научным дискурсом // Язык и культура. 2017. № 40. С. 276-288.
  14. Cысоев П.В. Дискуссионные вопросы внедрения предметноязыкового интегрированного обучения студентов профессиональному общению в России // Язык и культура. 2019. № 48. С. 349-371.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».