Формирование понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников
- Авторы: Котлякова Т.А.1, Карева О.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
- Выпуск: Том 26, № 194 (2021)
- Страницы: 156-169
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/298451
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-156-169
- ID: 298451
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность и целесообразность: проанализирован один из аспектов актуальной и сложной проблемы современного дошкольного образования – формирование экологической направленности личности ребенка-дошкольника. Цель исследования: представить обоснование проблемы формирования экологической направленности личности детей дошкольного возраста, предлагаемую методику решения данной проблемы через художественно-эстетическую детскую деятельность и результаты проверки эффективности предлагаемой методики. Ведущий метод к исследованию проблемы: предлагаемые эколого-художественные проекты являются, с одной стороны, частью теоретической основы рассматриваемой проблемы, а с другой стороны, практическим примером ее решения на основе организации процесса формирования понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников на примере ознакомления с животными Красной книги Среднего Поволжья. Результаты: выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия организации процесса формирования понимания мира природы в процессе художественно-эстетической деятельности дошкольников на примере ознакомления с животными Красной книги Среднего Поволжья. Разработаны эколого-художественные проекты соответствующего содержания. Практическая и теоретическая значимость полученных результатов: результаты нашей работы являются важным дополнением федеральных и региональных программ нравственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, реализуемых в дошкольных образовательных организациях. Использование интегрированных форм педагогического процесса (проектов) по ознакомлению и формированию ценностного отношения к редким животным родного края (на примере животных, включенных в Красную книгу Ульяновской области) позволит оптимально реализовывать задачи всестороннего воспитания детей.
Ключевые слова
Об авторах
Т. А. Котлякова
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
Email: tatjana.kot@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-0956-3622
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования
432071, Российская Федерация, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5О. В. Карева
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
Автор, ответственный за переписку.
Email: olizet@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-6439-9944
старший преподаватель кафедры технологий профессионального обучения
432071, Российская Федерация, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5Список литературы
- Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к красоте природы // Дошкольное воспитание. 2019. № 2. С. 4-9.
- Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания / под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013. 128 с.
- Апполонова Н.И., Баранникова Э.Э., Петрова Н.М. Прикоснись к природе сердцем: воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста (6–7 лет). Ульяновск: Качалин Александр Васильевич, 2015. 148 с.
- Зебзеева В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста в современном обществе: приоритеты и перспективы // Вопросы науки. 2014. № 1. С. 37-43.
- Ärlemalm-Hagsér E., Sandberg A. Sustainable development in early childhood education: in service students' comprehension of the concept // Environmental Education Research. 2011. Vol. 17 (2). P. 187-200. https://doi.org/10.1080/13504622.2010.522704
- Davis J. Revealing the research ‘hole’ of early childhood education for sustainability: a preliminary survey of the literature // Environmental Education Research. 2009. Vol. 15 (2). P. 227-241. https://doi.org/10.1080/13504620802710607
- Hedefalk M. et al. Education for sustainable development in early childhood education: a review of the research literature // Environmental Education Research. 2015. Vol. 21 (7). P. 975-990. https://doi.org/10.1080/13504622.2014.971716
- Есть такие места заповедные...: Детям об особо охраняемых природных территориях родного края / авт.-сост. Э.Э. Баранникова и др. Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2015. 148 с.
- Куликовская И.Э., Чумичева Р.М. Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира. М.: Пед. общ-во России, 2004. 160 с.
- Животные Красной книги Ульяновской области – глазами дошкольников / под ред. Т.А. Котляковой. Ульяновск: Качалин Александр Васильевич, 2017. 200 с.
- Котлякова Т.А., Каспарова О.В., Красильникова Е.М. Образ природы в детском творчестве. Тольятти, 2011. 41 с.
- Солнцева О., Езопова С. Практики воспитания дошкольников в изменяющейся социокультурной ситуации // Дошкольное воспитание. 2019. № 10. С. 74-80.
- Абанкина И.В., Филатова Л.М. Доступность дошкольного образования // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 216-246.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 93 с.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Академия, 1999. 344 с.
- Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М.: Карапуз-Дидактика, 2006. 192 с.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2–7 лет. М.: Мозаика; Синтез, 2008. 160 с.
- Котлякова Т.А., Мирная Ю.А., Кобзарь Н.В. Способы изображения представителей животного мира детьми среднего дошкольного возраста: метод. пособие по реализации образоват. области «Художественное творчество» / под ред. Т.А. Котляковой. Ульяновск; Тольятти: Качалин Александр Васильевич, 2018. 64 с.
Дополнительные файлы
