Психологические аспекты формирования коллокационной компетенции
- Авторы: Клочихин В.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 26, № 191 (2021)
- Страницы: 32-37
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/298355
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-191-32-37
- ID: 298355
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В связи с использованием коммуникативного метода в обучении иностранному языку формирование коллокационной компетенции приобретает особую актуальность. На основе анализа работ исследователей по теме было выявлено, что одной из проблем формирования коллокационной компетенции является неследование принципу сознательности обучения. Суть данного принципа заключается в том, что предоставление всей теоретической информации должно предшествовать практике иностранного языка. Начальным уровнем сознательности выделено общее восприятие. Отмечено, что восприятие языкового материала носителем языка и обучающимся различается. Слабые связи между элементами ментального лексикона обучающегося объясняют, почему обучающиеся «смешивают» коллокации. Следующим уровнем сознательности предложено обнаружение. Проведенный анализ научной литературы показал, что обнаружение является важной составляющей успешного изучения иностранного языка. Выделены условия, которые влияют на операции обнаружения. Конечным уровнем сознательности определено понимание. Следующим логическим шагом формирования коллокационной компетенции, следуя принципу сознательности, является использование коммуникативных и псевдокоммуникативных заданий для закрепления осознанного теоретического материала.
Об авторах
В. В. Клочихин
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: cta124@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4845-6624
научный сотрудник лаборатории языкового поликультурного образования
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Клочихин В.В. Формирование коллокационной компетенции обучающихся на основе электронного лингвистического корпуса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 179. С. 69-80. doi: 10.20310/1810-0201-2019-24-179-69-80
- Аксенова И.Н. Роль коллокаций в формировании лексических навыков речи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24. № 181. С. 17-25. doi: 10.20310/1810-0201-2019-24-181-17-25
- Трифонова И.С., Левенкова А.Ю. Формирование коллокационной компетенции у студентов направления «международные отношения» с использованием методов корпусной лингвистики // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. С. 219-228. doi: 10.17223/15617793/452/27
- Беляев В.Б. О применении принципа сознательности в обучении иностранному языку // Психология в обучении иностранному языку. 1967. С. 5-17.
- Kjellmer G. A Mint of phrases // Cowie A.P. Phraseology: Theory, Analysis, and Applications. Oxford: Oxford University Press, 1991. P. 123-135.
- Meara P. The study of lexis in interlanguage // Davies A., Criper C., Howatt A.P.R. (eds.) Interlanguage. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1984. P. 225-235.
- Schmidt R. The role of consciousness in second language learning // Applied Linguistics. 1990. № 11. P. 129-158.
- Ellis R. SLA Research and Language Teaching. Oxford: Oxford University Press, 1997. 280 p.
- Skehan P. A Cognitive Approach to Language Learning. Oxford: Oxford University Press, 1998. 324 p.
- Gass S. Integrating research areas: a framework for second language studies // Applied Linguistics. 1988. № 9. P. 198-217.
- Batstone R. Grammar. Oxford: Oxford University Press, 1994. 158 p.
- Lynch T. Seeing what they meant: transcribing as a route to noticing // ELT Journal. 2001. Vol. 55. № 2. P. 124-132. doi: 10.1093/elt/55.2.124
- Willis J., Willis D. Challenge and Change in Language Teaching. Oxford: Heinemann, 1996. 186 p.
- Коростелев B.C. Коммуникация и псевдокоммуникация // Иностранные языки в школе. 1991. № 5. С. 17-21.
Дополнительные файлы
