Формирование иноязычной письменно-речевой компетенции студентов лингвистических направлений в условиях обучения в сотрудничестве

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Приведено определение письменно-речевой компетенции, и предложены критерии ее сформированности, такие как умение полностью раскрыть тему; последовательность, аргументированность и логичность изложения; разнообразие лексики и правильность ее использования, а также правильность, сложность и многообразие грамматических конструкций. Рассмотрены различные формы совместной аудиторной и внеаудиторной учебно-познавательной деятельности при подготовке задания по письменной практике, такие как обсуждение темы эссе, взаимная проверка и взаимные орфографические и пунктуационные диктанты, подготовка презентаций по новому материалу. Разработана, описана и апробирована схема организации совместной аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов при подготовке заданий по письменной практике. Согласно указанной схеме, студенты работают в малых группах в MS Teams, подготавливая презентации, объясняющие различные аспекты написания эссе, разрабатывая по ним контрольные вопросы и практические задания для других студентов, а также обсуждая возможные идеи для следующего эссе. Описан эксперимент, демонстрирующий более высокую эффективность формирования письменно-речевой компетенции студентов лингвистических направлений в условиях обучения в сотрудничестве. Студенты экспериментальной группы подготавливали задания в малых группах, ведущих обсуждение в MS Teams, тогда в как контрольной группе учащиеся работали индивидуально, выполняя те же задания, что в экспериментальной группе. Более высокие баллы за финальные эссе в экспериментальной группе объясняются более глубоким изучением материала благодаря его обсуждению с другими членами малой группы и выработке четкой аргументации за счет дискуссий по темам предстоящих эссе, а также благодаря взаимной проверке письменных произведений, позволяющей студентам критически подходить к собственным сочинениям.

Об авторах

А. И. Дашкина

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Автор, ответственный за переписку.
Email: wildroverprodigy@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0081-0604

кандидат педагогических наук, доцент, доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики

195251, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Список литературы

  1. Кащеева А.В. Развитие подходов к обучению письму на иностранном языке // Проблемы современного образования. 2017. № 6. С. 127-137.
  2. Северова Н.В. Значение письма в обучении иностранному языку // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2. С. 227-231.
  3. Воронова Л.В. Современная письменная коммуникация: Лингвометодические основы обучения и контроля: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 15 с.
  4. Константинова Л.А. Лингводидактическая модель обучения студентов-нефилологов письменной научной речи: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тула, 2004. 41 с.
  5. Allagui B. Facilitating Creativity through Multimodal Writing: An Examination of Students’ Choices and Perceptions // Creativity. Theories – Research – Applications, 2022. Vol. 9. Issue 1. P. 108-129. https://doi.org/10.2478/ctra-2022-0006
  6. Гаврилова А.Н. Формирование письменно-речевой аргументативной компетенции у студентов гуманитарных специальностей: английский язык: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2011. 25 с.
  7. Овечкина Ю.Р. Содержательный компонент оценивания коммуникативной компетенции в иноязычной письменной речи студентов языкового вуза // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 104-108.
  8. Kashiha H. An Investigation of the Use of Cohesive Devices in ESL Students’ Essay Writing // Journal of Education and Practice. 2022. Vol. 13. № 18. Р. 11-19. https://doi.org/10.7176/JEP/13-18-02
  9. Asari S., Maruf N. Organizational Method of EFL Undergraduate Students’ Academic Essay Writing with and Without Pre-Determined Topic // Budapest International Research and Critics Institute-Journal (BIRCIJournal). 2022. Vol. 5. № 3. August. P. 25637-25648. https://doi.org/10.33258/birci.v5i3.6610
  10. Dhananjala K. Improving French Language Essay Writing Skills Using Strategies of the 21 st Century Core Skills // National Conference on Dissemination of Research Findings 2020 – National Institute of Education. At: Sri Lanka. URL: https://www.researchgate.net/publication/363270073_Improving_French_Language_Essay_Writing_Skills_Using_Strategies_of_the_21_st_Century_Core_Skills (accessed: 23.09.2022).)
  11. Титова С.В., Харламенко И.В. Метод совместного написания эссе и их взаимного оценивания при обучении письменно-речевым умениям // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 3. С. 26-40.
  12. Сысоев П.В., Мерзляков К.А. Использование метода рецензирования при обучении письменной речи обучающихся на основе блог-технологии // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1. С. 36-46.
  13. Перевощикова Е.Н., Бычков А.В. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 1 (34). Ст. 6. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-6
  14. Черкес Т.В., Флянтикова Е.В. Формирование письменной коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения РКИ // Вестник науки и образования. 2017. № 4 (28). С. 90-93.
  15. Piršl D., Piršl T., Kesić D. Writing skills at university level // SportLogia. 2011. Vol. 7. Issue 1. Р. 69-72. https://doi.org/10.5550/sgia.110701.en.069P
  16. Thi Lu S.N., Nguyen H.B. University students’ critical thinking skills: teachers’ perceptions and practices in argumentative essays // European Journal of English Language Teaching. 2022. Vol. 7. Issue 4. Р. 69-87. https://doi.org/10.46827/ejel.v7i4.4417
  17. Abdelmohsen M.M. Arab EFL Learners’ Writing Errors: A Contrastive Error Analysis Study // British Journal of English Linguistics. 2022. Vol. 10. Issue 4. Р. 1-17. https://doi.org/10.37745/bjel.2013/vol10n4117
  18. Melekhina E.A., Levitan K.M. Assessment system in writing essays by graduate students // Procedia Social and Behavioral Sciences. The XXVI Annual International Academic Conference, Language and Culture. 2015. Vol. 200. Р. 482-489. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.099

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».