Дидактические и методические функции чат-ботов в обучении студентов нелингвистических направлений подготовке иноязычной грамматике

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Цифровизация проникает во многие сферы нашей жизни и предоставляет новые возможности и решения. Наряду с этим высшие учебные заведения готовят студентов к работе в профессиональной среде, в которой все чаще используются передовые технические средства. Следовательно, интеграция технологий в образование является необходимой с точки зрения подготовки востребованного специалиста в той или иной отрасли.Материалы и методы. Материалом исследования послужил анализ научной литературы: теоретические и практические исследования современных приложений в рамках обучения английскому языку. Применен эмпирический метод с целью выявления дидактических и методических функций чат-ботов в рамках дифференцированного обучении студентов иноязычной грамматике в технических вузах.Результаты исследования. Сформулированы дидактические функции чат-ботов в контексте обучения иностранному языку: а) доступность; б) возможность персонализированного обучения; в) возможность адаптивного обучения; г) возможность интервального обучения; д) создание ментально-безопасной среды обучения; е) многофункциональность; ж) развитие навыков XXI века. Конкретизированы методические свойства чат-бот-приложений: а) возможность формировать языковые навыки речи обучающихся; б) возможность развития умений иноязычной речевой деятельности.Выводы. Интеллектуальные технологии способны оптимизировать образовательный процесс, делая его более доступным, интерактивным и индивидуализированным. Кроме того, чат-системы могут быть полезным инструментом, способствующим повышению продуктивности обучения грамматике английского языка, в рамках дифференцированного обучения студентов нелингвистических направлений в условиях самостоятельной деятельности.

Об авторах

Е. А. Черкасова

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»»

Email: tomchuk.bel@yandex.ru

Список литературы

  1. Ятманов В.А., Фисханова Г.Р. Использование чат-ботов при изучении английского языка // Актуальные проблемы аграрной науки: состояние и тенденции развития: материалы нац. науч.-практ. конф. Димитровград, 2019. С. 126-130. https://elibrary.ru/uftbob
  2. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 6672. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72, https://elibrary.ru/pxgztj
  3. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1 (17). С. 120-133. https://elibrary.ru/oxhkzp
  4. Горячкин Б.С., Галичий Д.А., Цапий В.С. и др. Эффективность использования чат-ботов в образовательном процессе // E-Scio. 2021. № 4 (55). С. 529-551. https://elibrary.ru/zhmmfm
  5. Dokukina I., Gumanova Y. The rise of chatbots – new personal assistants in learning foreign languages // Procedia Computer Science. 2020. № 169. P. 542-546. https://doi.org/10.1016/j.procs.2020.02.212
  6. Тоцкая И.В., Недоспасова Л.А. Образовательный потенциал чат-ботов в изучении иностранных языков: социолингвистический, дидактический и коммуникативный аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 6. С. 14-27. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11045, https://elibrary.ru/vqotsu
  7. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. М.: Ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020. 44 с. URL: https://iite.unesco.org/ru/pub- lications/iskusstvennyj-intellekt-v-obrazovanii-izmenenie-tempov-obucheniya/
  8. Kukulska-Hulme A., Lee H. Intelligent assistants in language learning: analysis of features and limitations // CALL for Widening Participation: Short Papers from EUROCALL 2020. Copenhagen, 2020. P. 172-176. https://doi.org/10.14705/rpnet.2020.48.1184
  9. Schmidt T., Strasser T. Artificial Intelligence in Foreign Language Learning and Teaching: A CALL for Intelligent Practice // Anglistik. 2022. Vol. 33. № 1. P. 165-184. https://doi.org/10.33675/ANGL/2022/1/14
  10. Будникова А.С., Бабенкова О.С. Использование чат-ботов при изучении иностранного языка // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 3 (55). С. 146-150. https://elibrary.ru/alqnan
  11. Fryer L. Bots as language learning tools // Language, Learning and Technology. 2006. Vol. 10. № 3. P. 8-14. URL: http://llt.msu.edu/vol10num3/emerging/
  12. Cheng М. Practical Exploration of English Translation Activity Courses in Colleges and Universities under the Background of Artificial Intelligence // Wireless Communications and Mobile Computing. 2022. September 17. Art. 4547342. https://doi.org/10.1155/2022/4547342
  13. Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.А. Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 386-394. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394, https://elibrary.ru/abfjqp
  14. Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков. М.: Изд. центр «Академия», 2015. 288 с.
  15. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Чат-боты и голосовые помощники в развитии иноязычных речевых умений обучающихся // Язык и культура. 2023. № 63. С. 272-289. https://doi.org/10.17223/19996195/63/14, https://elibrary.ru/cqzkft
  16. Костюкович Е.Ю. Применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в вузе // Современное педагогическое образование. 2023. № 1. C. 492-496. https://elibrary.ru/jdltkx
  17. Kim H.S., Cha Y., Kim N.Y. Effects of AI chatbots on EFL students’ communication skills // Korean Journal of English Language and Linguistics. 2021. Vol. 21. P. 712-734. https://doi.org/10.15738/kjell.21..202108.712

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».