Преодоление языкового барьера у студентов при развитии коммуникативной компетенции в иностранном языке


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Исследование посвящено коммуникативному аспекту изучения иностранных языков и одной из наиболее острых проблем на пути к овладению устной иноязычной речью – языковым барьерам. Актуальность исследования состоит в том, что в последние десятилетия коммуникативная компетенция стала зачастую вытесняться из занятий иностранным языком в нелингвистических вузах, даже несмотря на актуальный компетентностный подход, уступая место грамматике и лексике, а также профессиональному иностранному языку. Вследствие этого студенты испытывают все больше проблем при устной коммуникации, большинство из которых связаны с языковым барьером. Несмотря на множество научных работ на данную тему, их авторами затрагиваются теоретические аспекты проблемы и, как правило, не предлагаются конкретные методики развития коммуникативной компетенции с преодолением языкового барьера.Материалы и методы. Использованы методы анализа как отечественных, так и зарубежных исследований, эмпирические методы многолетнего наблюдения, системного анализа, опроса и педагогического эксперимента.Результаты исследования. Основные трудности, с которыми сталкиваются студенты при развитии коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка, можно разделить на три группы: непосредственно лингвистические, психосоциальные и организационные. Предложенная схема развития коммуникативных компетенций «Презентация – Воспроизведение – (Полу)контролируемые задания – Коммуникация» позволяет предупреждать возникновение и преодолевать языковой барьер у студентов на разных этапах изучения языка.Выводы. Принципы, лежащие в основе обучения с преодолением языкового барьера, состоят в естественности коммуникации в рамках учебных занятий, постепенности усложнения и актуальности для студентов образовательных материалов для развития устной коммуникации. 

Об авторах

С. Ю. Дронова

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Автор, ответственный за переписку.
Email: sydronova@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-7487-5091

кандидат политических наук, доцент, заместитель руководителя Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации по научной работе и международной деятельности

125167, Российская Федерация, г. Москва, просп. Ленинградский, 49/2

Список литературы

  1. Брем Н.С. Особенности барьеров при изучении иностранного языка в языковой среде и вне ее // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 3. С. 250-257. https://doi.org/10.17816/snv202093302, https://elibrary.ru/ipxfso
  2. Абрамова О.В., Бекренева М.П. Исследование коммуникативно-языковых и психологических барьеров при изучении иностранного языка в высшем учебном заведении // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 6-11. https://elibrary.ru/ivavxx
  3. Атякшева Д.А. Преодоление лингвоэтнического барьера при помощи внедрения геймификации в учебный процесс // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 100-103. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-100-103, https://elibrary.ru/wbvcxx
  4. Bubnova N., Stepanenko V. Psychological barrier of teaching foreign language // Вестник Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева. 2019. № 2 (43). С. 57-60. https://elibrary.ru/hryhre
  5. Мороз И.Н. Психолого-педагогические условия преодоления коммуникативных трудностей, возникающих у студентов при изучении иностранного языка // Высшее образование сегодня. 2020. № 11. С. 53-57. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.20.11.P.53, https://elibrary.ru/aeujfx
  6. Павлюкевич Л.В., Максимова О.И. Формирование компенсаторной компетенции обучающихся на уроке иностранного языка // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2020. № 16. С. 261-265. https://elibrary.ru/pbnblv
  7. Ахметова А.Ж., Гампер Я., Дальбергенова Л.Е. Проблема преодоления языкового барьера при изучении иностранного языка в высших учебных заведениях // Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика. 2020. Т. 100. № 4. С. 104-114. https://doi.org/10.31489/2020Ped4/104-114, https://elibrary.ru/ksldxy
  8. Alcoba S. La expresión oral. Barcelona: Editorial Ariel, 2000. 203 p.
  9. Brown M., Lee K. Beyond language barriers: Addressing the nonverbal communication gap // Journal of Intercultural Communication Research. 2019. Vol. 48. Issue 4. P. 321-342. https://doi.org/10.1080/17475759.2019.1667710
  10. Di Virgilio A. Translenguaje: derribando barreras en el aula de lenguas extranjeras // Revista Digital de Políticas Lingüísticas. 2020. № 13. P. 1-28.
  11. Kramsch C. The multilingual subject // Applied Linguistics. 2011. Vol. 32. Issue 1. P. 113-116. https://doi.org/10.1093/applin/amq046
  12. Lou N.M., Noels K.A. Promoting growth in foreign and second language education: a research agenda for mindsets in language learning and teaching // System. 2019. Vol. 86. P. 102-126. https://doi.org/10.1016/j.system.2019.102126
  13. Cabrera M.P.M. The challenge of learning EFL teaching // Babel A.F.I.A.L.: Aspectos de filología inglesa y alemana. 2004. № 13. P. 55-76.
  14. Hidayati A.N., Dewi N.S.N., Nurhaedin E., Rosmala D. Foreign language listening anxiety in an academic listening class // J-SHMIC: Journal of English for Academic. 2020. Vol. 7. № 2. P. 1-9. https://doi.org/10.25299/jshmic.2020.vol7(2).5241
  15. Васильева Ю.С., Швайкина Н.С. Методологические средства преодоления языкового барьера студентов неязыковых направлений подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. С. 69-72. https://elibrary.ru/iskyai
  16. Апишева О.В. Англицизмы как инструмент преодоления языкового барьера у студентов неязыкового вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4-3 (106). С. 21-30. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.106.4.067, https://elibrary.ru/hruujb
  17. Иксанова М.Г., Красильникова Е.В., Воробьева Н.В. Особенности языковой тревожности и психологических барьеров студентов нелингвистических направлений в процессе изучения английского языка и способы их преодоления // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 1 (81). С. 83-88. https://doi.org/10.24158/spp.2021.1.14, https://www.elibrary.ru/jooxfj

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».