Преодоление языкового барьера у студентов при развитии коммуникативной компетенции в иностранном языке
- Авторы: Дронова С.Ю.1
-
Учреждения:
- ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
- Выпуск: Том 29, № 3 (2024)
- Страницы: 596-607
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297826
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-596-607
- ID: 297826
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Исследование посвящено коммуникативному аспекту изучения иностранных языков и одной из наиболее острых проблем на пути к овладению устной иноязычной речью – языковым барьерам. Актуальность исследования состоит в том, что в последние десятилетия коммуникативная компетенция стала зачастую вытесняться из занятий иностранным языком в нелингвистических вузах, даже несмотря на актуальный компетентностный подход, уступая место грамматике и лексике, а также профессиональному иностранному языку. Вследствие этого студенты испытывают все больше проблем при устной коммуникации, большинство из которых связаны с языковым барьером. Несмотря на множество научных работ на данную тему, их авторами затрагиваются теоретические аспекты проблемы и, как правило, не предлагаются конкретные методики развития коммуникативной компетенции с преодолением языкового барьера.Материалы и методы. Использованы методы анализа как отечественных, так и зарубежных исследований, эмпирические методы многолетнего наблюдения, системного анализа, опроса и педагогического эксперимента.Результаты исследования. Основные трудности, с которыми сталкиваются студенты при развитии коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка, можно разделить на три группы: непосредственно лингвистические, психосоциальные и организационные. Предложенная схема развития коммуникативных компетенций «Презентация – Воспроизведение – (Полу)контролируемые задания – Коммуникация» позволяет предупреждать возникновение и преодолевать языковой барьер у студентов на разных этапах изучения языка.Выводы. Принципы, лежащие в основе обучения с преодолением языкового барьера, состоят в естественности коммуникации в рамках учебных занятий, постепенности усложнения и актуальности для студентов образовательных материалов для развития устной коммуникации.
Об авторах
С. Ю. Дронова
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Автор, ответственный за переписку.
Email: sydronova@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-7487-5091
кандидат политических наук, доцент, заместитель руководителя Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации по научной работе и международной деятельности
125167, Российская Федерация, г. Москва, просп. Ленинградский, 49/2Список литературы
- Брем Н.С. Особенности барьеров при изучении иностранного языка в языковой среде и вне ее // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 3. С. 250-257. https://doi.org/10.17816/snv202093302, https://elibrary.ru/ipxfso
- Абрамова О.В., Бекренева М.П. Исследование коммуникативно-языковых и психологических барьеров при изучении иностранного языка в высшем учебном заведении // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 6-11. https://elibrary.ru/ivavxx
- Атякшева Д.А. Преодоление лингвоэтнического барьера при помощи внедрения геймификации в учебный процесс // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 100-103. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-100-103, https://elibrary.ru/wbvcxx
- Bubnova N., Stepanenko V. Psychological barrier of teaching foreign language // Вестник Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева. 2019. № 2 (43). С. 57-60. https://elibrary.ru/hryhre
- Мороз И.Н. Психолого-педагогические условия преодоления коммуникативных трудностей, возникающих у студентов при изучении иностранного языка // Высшее образование сегодня. 2020. № 11. С. 53-57. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.20.11.P.53, https://elibrary.ru/aeujfx
- Павлюкевич Л.В., Максимова О.И. Формирование компенсаторной компетенции обучающихся на уроке иностранного языка // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2020. № 16. С. 261-265. https://elibrary.ru/pbnblv
- Ахметова А.Ж., Гампер Я., Дальбергенова Л.Е. Проблема преодоления языкового барьера при изучении иностранного языка в высших учебных заведениях // Вестник Карагандинского университета. Серия: Педагогика. 2020. Т. 100. № 4. С. 104-114. https://doi.org/10.31489/2020Ped4/104-114, https://elibrary.ru/ksldxy
- Alcoba S. La expresión oral. Barcelona: Editorial Ariel, 2000. 203 p.
- Brown M., Lee K. Beyond language barriers: Addressing the nonverbal communication gap // Journal of Intercultural Communication Research. 2019. Vol. 48. Issue 4. P. 321-342. https://doi.org/10.1080/17475759.2019.1667710
- Di Virgilio A. Translenguaje: derribando barreras en el aula de lenguas extranjeras // Revista Digital de Políticas Lingüísticas. 2020. № 13. P. 1-28.
- Kramsch C. The multilingual subject // Applied Linguistics. 2011. Vol. 32. Issue 1. P. 113-116. https://doi.org/10.1093/applin/amq046
- Lou N.M., Noels K.A. Promoting growth in foreign and second language education: a research agenda for mindsets in language learning and teaching // System. 2019. Vol. 86. P. 102-126. https://doi.org/10.1016/j.system.2019.102126
- Cabrera M.P.M. The challenge of learning EFL teaching // Babel A.F.I.A.L.: Aspectos de filología inglesa y alemana. 2004. № 13. P. 55-76.
- Hidayati A.N., Dewi N.S.N., Nurhaedin E., Rosmala D. Foreign language listening anxiety in an academic listening class // J-SHMIC: Journal of English for Academic. 2020. Vol. 7. № 2. P. 1-9. https://doi.org/10.25299/jshmic.2020.vol7(2).5241
- Васильева Ю.С., Швайкина Н.С. Методологические средства преодоления языкового барьера студентов неязыковых направлений подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. С. 69-72. https://elibrary.ru/iskyai
- Апишева О.В. Англицизмы как инструмент преодоления языкового барьера у студентов неязыкового вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 4-3 (106). С. 21-30. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.106.4.067, https://elibrary.ru/hruujb
- Иксанова М.Г., Красильникова Е.В., Воробьева Н.В. Особенности языковой тревожности и психологических барьеров студентов нелингвистических направлений в процессе изучения английского языка и способы их преодоления // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 1 (81). С. 83-88. https://doi.org/10.24158/spp.2021.1.14, https://www.elibrary.ru/jooxfj
Дополнительные файлы
