О формировании ценностного отношения к изучению русского языка в школе


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В Российской Федерации, как многонациональной стране, широко распространен билингвизм: процесс изучения языка государственного (русский язык) и национального (башкирский, якутский, бурятский и др.) является запрограммированным, жизненно необходимым и естественным. Мы видим проблему в том, что национальные языки коренных народов России изучаются с позиции патриотического воспитания и образования, в то время как русский язык представлен русскоязычным детям в большей мере как официальный государственный язык нашей страны и в меньшей мере – как родной. При изучении русского языка либо нивелируется несомненная богатая его история и культура, либо обучающимся предоставляется небольшое и бессистемное количество национальных ценностей, связанных с русским языком. Недооценку аксиологического, коммуникативного и культурологического подходов к изучению русского языка как родного мы считаем актуальной проблемой современного образования. Особую значимость приобретают эти подходы в начальной школе. Рассмотрены вопросы изучения русского языка как государственного, как родного и как иностранного. Выдвинута идея об интеграции подходов при изучении русского языка, о ведущей роли речевой подготовки школьников. В связи с этим проведен подробный анализ учебных пособий по русскому языку для 1–4 классов, сравнительный анализ советских и российских учебников. Уделено внимание зарубежному опыту, изучению русского языка как иностранного, учебникам по русскому языку для иноязычных учащихся. Выводы о формировании ценностного отношения младших школьников к русскому языку мы связываем как с содержанием учебного материала, так и с формой его подачи детям.

Об авторах

И. А. Павлинова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»

Email: irina.pavlinova@mail.ru

Список литературы

  1. Носова И.К. Культура речи – педагогическая необходимость // Социальные процессы и социальные отношения в современной России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Р.М. Куличенко, Т.П. Дьячек. Тамбов, 2006. С. 56-59.
  2. Бубнова И. Как выращивают «новых русских», или В чем состояла цель реформ образования // Литературная газета. Словесник. 2017. Вып. 4 (23). № 51-52. С. 3.
  3. Первова Г.М., Чеботарева Т.А. Родной язык как ценность и средство духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // Гражданское и духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи: современные подходы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2015. С. 107-110.
  4. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Букварь. М.: Просвещение, 1987.
  5. Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский Н.С., Матвеева А.Н. Русский язык. 1 класс. 7-е изд. М., 1974.
  6. Закожурникова М.Л., Рождественский Н.С. и др. Русский язык. 2 класс. 17-е изд. М., 1979.
  7. Закожурникова М.Л., Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Русский язык. 3 класс. 16-е изд., перераб. М., 1987.
  8. Замахина Т. Урок на выбор. Госдума приняла закон об изучении родных языков // Российская газета. 2018. № 161 (7624).
  9. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс. 5-е изд. М., 2014.
  10. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: в 2 ч. 7-е изд. М., 2017. Ч. 1, 2.
  11. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс: в 2 ч. 2-е изд. М., 2013. Ч. 1, 2.
  12. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: в 2 ч. М., 2013. Ч. 1, 2.
  13. Андрианова Т.М., Илюхина В.М. Русский язык: 1-й класс. М., 2011.
  14. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык. 2 класс: в 2 ч. М., 2012. Ч. 1, 2.
  15. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык. 3 класс: в 2 ч. М., 2013. Ч. 1, 2.
  16. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык. 4 класс: в 2 ч. М., 2014. Ч. 1, 2.
  17. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового). М., 2007.
  18. Lafont J., Kovalenko V., Dernov F. Reportage. Russe cahier I. Paris: BELIN, 2009.
  19. Алимова М., Балыхина Т., Воропаева Ю., Куликова Е. Пушкинленд, или Путешествие в страну русского языка. М., 2010.
  20. Какорина Е.В., Коростылева Л.В., Савченко Т.В. Говорю и пишу по-русски: в 3 ч. М., 2008.
  21. Каленкова О.Н. Уроки русской речи. М., 2007.
  22. Бертхольд М.В. Анализ учебников для начального обучения русскому языку детей дошкольного возраста из русскоязычных семей, проживающих вне России // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 5 (61). С. 326-329.
  23. Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. 2-е изд. М., 1977.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».