Social and pedagogical adaptation development of deaf students in vocational educational institutions of secondary vocational education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

We show the possibility of optimizing the psychological and pedagogical support of social and pedagogical adaptation process of students with hearing impairment to educational process in vocational educational institutions of secondary vocational education through the use of an innovative author’s course of group psychological prophylaxis and correction adapted to audibly deprived students. We reveal the subject and the main content of the classes. We pay attention to the need for dead graduates of vocational educational institutions of secondary vocational education to master flexible, highly adaptive methods and techniques aimed at improving their social and psychological competence. The effectiveness of the proposed and conducted activities is confirmed by the results of monitoring the psychological sphere of deaf students’ personalities of vocational educational institutions of secondary vocational education. The analysis of the average group data showed an improvement in psychological indicators of psychological and pedagogical adaptation: a significant increase in the neuropsychological stability level, against the decrease in personal anxiety level, an increase of the personal adaptation potential value and its components, increased the communicative qualities and the behavioral regulation level, with virtually unchanged values of moral standards. The results indicate the positive dynamics presence of psychological indicators of social and pedagogical adaptation of surveyed sample after the course of group psychological prophylaxis and correction.

About the authors

K. I. Zasyadko

Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

Email: aviazas@rambler.ru

L. M. Tafintseva

Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

Email: lilia.tafintzeva@yandex.ru

S. A. Maskalyanova

Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

Email: sveta.feya@gmail.ru

O. A. Dankovtsev

Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

Email: danko.oleg@yandex.ru

References

  1. Алексеевских Д.Ю. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочное время. М.: ГИЦ «Владос», 2005. 295 с.
  2. Басилова Т.А., Моисеева И.В., Саприна Е.А., Хохлова А.Ю. Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического здоровья // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 47-53.
  3. Головчиц Л.А., Кулакова Е.В., Любимова М.М. Социальная интеграция обучающихся с нарушениями слуха специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений. М.: ГИЦ «Владос», 2013. 68 с.
  4. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха). Вып. 7 / отв. ред. С.А. Войтас. М.: МГППУ, 2011. 278 с. ISBN 978-5-94051-093-2
  5. Дворецкая М.А. Адаптивная образовательная среда как фактор обучения подростков с нарушением слуха в условиях инклюзии // Формирование доступной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС: материалы региональной науч.-практ. пед. конф. / под ред. И.Е. Говоровой. М., 2015. С. 31-35.
  6. Федорченко Е.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения студентов с нарушением слуха и речи // Формирование доступной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС: материалы региональной науч.-практ. пед. конф. / ред. И.Е. Говоровой. М., 2015. С. 76-79.
  7. Розанова Т.В., Соловьев И.М. Психология глухих детей. М.: Просвещение, 2001. 53 с.
  8. Багрова И.Г., Богданова Т.Г., Большакова Е.А. и др. Сурдопедагогика / под ред. Е.Г. Речицкой. М.: ГИЦ «Владос», 2004. 655 с.
  9. Тараканова Л.Б. Социализация детей с нарушением слуха // Дефектология. 2012. № 6. С. 45-47.
  10. Трофимова В.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде. Самара: Современные образовательные технологии, 2011. 102 с.
  11. Пеннин Г.Н. Кораблева, Л.В. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях. СПб.: КАРО, 2006. 496 с. ISBN 5-89815-687-9
  12. Плахова Т.В., Дмитриева Л.В. Система работы по социальной адаптации слабослышащих детей // Дефектология. 2004. № 2. С. 40-42.
  13. Королева И.В., Янн П.И. Дети с нарушением слуха: Книга для родителей и педагогов. СПб.: КАРО, 2011. 240 с.
  14. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 221 с.
  15. Чермянин С.В., Федосенко Е.В., Туманов М.В. Особенности психического здоровья учащихся учреждений начального профессионального образования // Современные проблемы гигиены труда / под ред. Ю.В. Лизунова. СПб.: ВМедА, 2005. C. 78-83.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».