Формирование символического капитала памятника археологии «Аркаим»: историческая ретроспектива

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Многогранный, сложный образ Аркаима, который включает в себя археологический, исторический, мистический, туристический аспекты, формировался на протяжении более 37 лет. С 1987 г. по настоящее время археологический памятник привлекает внимание средств массовой коммуникации, научных исследователей, представителей власти. Цель исследования – рассмотреть образ Аркаима как элемент символического капитала Челябинской области в текстах средств массовой коммуникации, начиная с 1987 г. по настоящее время, в исторической перспективе и с точки зрения эволюции средств массовой коммуникации.Материалы и методы. Рассмотрена эволюция образа Аркаима в текстах средств массовой коммуникации в исторической перспективе и с точки зрения их эволюции. Были проанализированы материалы средств массовой информации, начиная с 1987 г., в общем объеме более 1000 единиц и результаты анкетирования посетителей музея-заповедника, проведенного в 2023 и 2024 гг. Основными методами исследования выступили сравнительно-исторический метод, тематический анализ и опрос.Результаты исследования. Для удобства рассмотрения материал разделен на три периода: 1) 1987–1997 гг., когда велась борьба за спасение археологического памятника от затопления и строился его образ, именно в этот период вокруг Аркаима складываются мистические и антинаучные мифы; 2) 1997–2007 гг., когда велся поиск идентичности Аркаима; 3) 2007 г. – настоящее время, когда Аркаим функционирует в рамках туристического центра, привлекающего внимание как любителей научного туризма, мистических и духовных практик, ученых-исследователей, так и представителей власти. Исторически данные периоды соответствуют переломным моментам в истории России, рассмотрено, как именно исторический фон повлиял на складывание образа Аркаима. С точки зрения развития средств массовой коммуникации выделенные периоды соответствуют расцвету «традиционных» СМИ (теле-, радио- и печатные СМИ), во втором периоде им на смену приходят интернет-СМИ, а в третьем периоде их сменяют социальные медиа. В результате кардинальной смены вида и формы коммуникации меняется и формат развития образа Аркаима как элемента символического капитала Челябинской области.Выводы. Формирование символического капитала Аркаима прошло три ключевых этапа, отражающих как исторические трансформации в России, так и эволюцию медиа – от борьбы за сохранение памятника до его мифологизации и современного позиционирования как туристического и духовного центра. Выявлен дисбаланс между официальным научно-историческим образом Аркаима в СМИ и его восприятием аудиторией как «места силы», что требует гибридных медиастратегий, сочетающих фактологию и культурные смыслы. Аркаим обладает потенциалом для включения в национальную идею России, однако его дальнейшее развитие зависит от согласования научного, духовного и туристического дискурсов при сохранении аутентичности.

Об авторах

С. И. Симакова

ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»

Email: simakovi@mail.ru

Список литературы

  1. Киршин Б.Н. Аркаим: актуальные смыслы для региональной и глобальной повестки // Челябинский гуманитарий. 2021. № 3 (56). С. 7-11. https://doi.org/10.47475/1999-5407-2021-10301, https://elibrary.ru/nwqpos
  2. Зубанова Л.Б. Археологический памятник Аркаим: символическое значение и социокультурные практики освоения // Новые тенденции в системе современного культурологического образования как основы мировоззренческой подготовки: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2024. С. 284-290. https://elibrary.ru/qfrekd
  3. Шевченко В.С., Рукавишникова У.В., Медведева А.А. Формирование практико-ориентированных компетенций по связям с общественностью как элемент системы подготовки специалиста в высшем учебном заведении // Челябинский гуманитарий. 2023. № 3 (64). С. 108-116. https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-64-3-108-116, https://elibrary.ru/suaxie
  4. Зданович Д.Г. Аркаим: древность, модерн, постмодерн // Аркаим. 1987–1997: Библиографический указатель / сост. Д.Г. Зданович, Е.И. Коган, Н.Н. Орлова. Челябинск, 1999. С. 8-46.
  5. Аркаим. 1987–1997 / сост. Д.Г. Зданович, Е.И. Коган, Н.Н. Орлова. Челябинск, 1999. 120 с. https://elibrary.ru/vuxwpn
  6. Куприянова Е.В. Изменения приоритетов в освещении археологических памятников в СМИ с начала 1990-х годов до современности (на примере поселения Аркаим в Челябинской области) // Пользовательский контент в современной коммуникации: сб. материалов 1 Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 2021. С. 370-373. https://elibrary.ru/xdctqe
  7. Аркаим в прессе Южного Урала. 1973–1987–2006 / сост. В.А. Волгин. Челябинск: Крокус, 2007. 118 с. https://elibrary.ru/qvnslf
  8. Шевченко В.С. Стимулирование комментирования как коммуникативная технология (на примере медиагруппы «Наш Челябинск») // Коммуникация в современном мире: материалы Междунар. науч.- практ. конф. исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью: в 2 ч. Воронеж, 2023. Ч. 2. С. 86-88. https://elibrary.ru/wfwlia
  9. Филиппов Д.Е., Минибаева А.О. Подходы к изданию печатного СМИ как элемента корпоративной культуры архивов: сравнительный анализ // Медиасреда. 2022. № 2. С. 57-61. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10212, https://elibrary.ru/zswosg
  10. Шевченко В.С. Специфика интеграции сайта и социальных сетей в условиях панмедиатизации // Медиасреда. 2023. № 1. С. 24-27. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2023-10105, https://elibrary.ru/evcppe
  11. Загидуллина М.В. Панмедиатизация: закат вербальной коммуникации. Челябинск, 2019. 225 с. https://elibrary.ru/rcncap
  12. Киселев Д.Г. Популяризация археологии средствами теледокументалистики (на примере фильма Жана-Мишеля Готро «Аркаим») // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2024. Т. 9. № 3. С. 77-82. https://doi.org/10.47475/2542-0275-2024-9-3-77-82, https://elibrary.ru/ksmvqo
  13. Панюкова С.А. Репрезентация археологического памятника в медиа в рамках институализированного аккаунта // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2024. Т. 9. № 4. С. 32-138. https://doi.org/10.47475/2542-0275-2024-9-4-132-138, https://elibrary.ru/ciseso
  14. Медведева А.Р. Динамика репрезентации Аркаима через тематический компонент в интернет-СМИ (2022–2023) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 1 (51). С. 97-102. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-51-1-97-102, https://elibrary.ru/iftibe.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».