Дивергентное мышление обучающихся: категориально-понятийный анализ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены педагогические аспекты становления междисциплинарной категории «дивергентное мышление». Цель исследования – конструирование дефиниции «дивергентное мышление студентов вуза» на основе сущностных и специфических характеристик названного феномена с учетом критериев необходимости и достаточности. Для достижения поставленной цели использовались: контент-анализ научной литературы, методы категориально-системной методологии: «Двухуровневая триадическая дешифровка категорий», «Формально-логический метод определения понятия». Выделены и описаны сущностные характеристики и природа дивергентного мышления, разработана двухуровневая триадическая модель данной категории. На основе названной модели сконструировано определение понятия «дивергентное мышление», которое, в сравнении с другими определениями, встречающимися в литературе, наиболее полно и целостно отражает его ключевые сущностные характеристики. В результате применения формально-логического метода разработана дефиниция «дивергентное мышление студентов вуза», позволяющая интерпретировать названное понятие и его проявления с точки зрения личностно-творческого развития студентов в условиях образовательного процесса вуза. Полученные теоретические результаты анализа становления категории «дивергентное мышление обучающихся» возможно использовать при разработке технологии формирования и развития данного вида мышления студентов в образовательном процессе вуза.

Об авторах

Л. Н. Макарова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: mako20@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-1167-4185

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

О. Н. Кочукова

Управление Министерства внутренних дел России по Тамбовской области

Автор, ответственный за переписку.
Email: olga-nek22@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7307-3265

начальник отделения организации психологической работы отдела морально-психологического обеспечения управления по работе с личным составом

392002, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Энгельса, 31

Список литературы

  1. Майданник И.А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 1997. 22 с.
  2. Иванов А.Н. Система специальных заданий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Мурманск, 2007. 20 с.
  3. Ленкова А.А. Формирование дивергентного мышления младших школьников в процессе внеучебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2011. 26 с.
  4. Тетина С.В. Предметная олимпиада школьников как средство развития дивергентного мышления старшеклассников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Грозный, 2019. 28 с.
  5. Шеломенцева И.И. Формирование дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 24 с.
  6. Игумнова А.С. Дивергентное мышление в контексте профессиональной деятельности учителя начальных классов // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста / отв. ред. Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2019. С. 56-62.
  7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 433-456.
  8. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. 1965. Р. 663-679.
  9. Пиаже Ж. Роль действий в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965. № 6. С. 33-52.
  10. Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rewiew. 1969. № 2. Р. 220-232.
  11. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 392 с.
  12. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2. С. 144-160.
  13. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. М.: Юрайт, 2022. 334 с.
  14. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм Еврознак, 2006. 672 с.
  15. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. 384 с.
  16. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 560 с.
  17. Цыренова Т.Л. Развитие творческих способностей школьников как значимый результат образовательной деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2012. № 15. С. 121-125.
  18. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. 2006. № 1. С. 85-96.
  19. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 271 с.
  20. Дрязгунов К.В. Формирование дивергентного мышления старшеклассников на уроках обществознания // Образование и общество. 2003. № 1. С. 40-49.
  21. Amabile T.M. The social psychology of creativity. N. Y.: Springer-Verlag, 1983. 245 р.
  22. Barron F., Harrington D.M. Creativity, intelligence, and personality // Annual Review of Psychology. 1981. Vol. 32. P. 439-476.
  23. Eysenck H.J. Creativity and personality: A theoretical perspective // Psychological Inquiry. 1993. Vol. 4. P. 147-178.
  24. Gough H.G. A creativity scale for the Adjective Check List // Journal of Personality and Social Psychology.1979. Vol. 37. P 1398-1405.
  25. MacKinnon D.W. Personality and the realization of creative potential // American Psychologist. 1965. Vol. 20. P. 273-281.
  26. Айхель Н.В. Педагогические условия формирования познавательных умений младших школьников в проектной деятельности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т. 8. № 2. С. 37-46. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-4
  27. Васильева А.В. Конструирование дефиниции категории «интерактивное обучение» методом двухуровневой триадической дешифровки категории // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 200. С. 101-113. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-101-113
  28. Ванягина М.Р. Целеполагание и аксиология профессионально-ориентированного иноязычного обучения в высшей военной школе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021. Т. 11. № 1. 82-93.
  29. Клюшникова Е.А., Толстова Н.В., Артамонова М.Н. Конструирование дефиниции понятия «Street workout» // Современный ученый. 2022. № 1. С. 130-135.
  30. Железнякова Е.А. Русский язык как неродной для детей мигрантов: определение понятия // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 5 (90). С. 36-38. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-590-36-38
  31. Разумов В.И., Сизиков В.П. Информационные основы синтеза систем: в 3 ч. Омск, 2007. Ч. 1. Информационные основы системы знаний. 266 с.
  32. Разумов В.И., Сизиков В.П. Категориальный аппарат развития теоретического знания // Вестник Омского университета. 2003. Вып. 2. С. 37-40.
  33. Боуш Г.Д., Разумов В.И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях). М.: ИНФРА-М, 2021. 227 с. https://doi.org/10.12737/991914
  34. Светлов В.А. Практическая логика. СПб.: ООО «Изд-во «Росток», 2003. 688 с.
  35. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Гардарики, 2005. С. 37-45.
  36. Дорфман Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности // Личность, креативность, искусство. Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, Прикамский соц. ин-т, 2002. С. 89-120.
  37. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика. Москва; Тамбов: Центр-Пресс, 2005. 400 с.
  38. Христофоров С.В. Дефиниция опыта в педагогике: сущностные характеристики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 7. № 17. С. 46-54.
  39. Ефимчук Е.Г., Цыгулева М.В. Творческая образовательная среда как условие развития профессионального опыта студентов технического вуза // Человек и образование. 2019. № 1 (58). С. 151-155.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».