Гражданская идентичность студентов военного учебного центра: опыт эмпирического исследования
- Авторы: Музыкантов А.Н.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»
- Выпуск: Том 29, № 1 (2024)
- Страницы: 7-18
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297940
- DOI: https://doi.org/10.20310/10.20310/1810-0201-2024-29-1-7-18
- ID: 297940
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Одной из актуальных задач современного российского высшего образования является формирование гражданской идентичности студентов. При этом особую важность приобретает гражданская идентичность студентов военных учебных центров, которые наряду с гражданской получают военную специальность и должны быть готовы к профессиональной самореализации как в гражданской, так и военной сфере. Анализ научных публикаций последних лет показывает, что эмпирических исследований, посвященных изучению гражданской идентичности студентов ВУЦ, недостаточно, что и обусловило выбор темы нашего исследования.Методы исследования. Основными инструментами эмпирического исследования выступили стандартизированные методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич), методика СЖО «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), авторская модификация опросника «Мой выбор» (С.С. Груншпун), а также авторский опросник «Героическое прошлое и настоящее России», отражающий специфику образовательной деятельности военного учебного центра. База исследования: Военный учебный центр при СПбГУТ Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Выборка составила 400 студентов мужского пола в возрасте от 19 до 23 лет (200 студентов 2 курса и 200 студентов 4 курса).Результаты исследования. Сравнительный анализ диагностики сформированности компонентов гражданской идентичности (мотивационный, когнитивный, поведенческий, эмоционально-оценочный) показал положительную динамику в изменении гедонистических мотивов на 2 курсе на осознанные на 4 курсе. Были выявлены статистически значимые корреляции между: шкалами «цели в жизни»: наличие целей, придающих жизни осмысленность и направленность и временную перспективу – связано с жизнерадостностью (р ≤ 0,05); локус контроля – жизнь и управляемость жизнью. Убежденность в том, что человеку (студенту) дано свободно принимать решения, контролировать свою жизнь, брать на себя ответственность, отрицательно связана со свободой (р ≤ 0,05), положительно – с интересной работой (р ≤ 0,05); результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; выявлено изменение отношения к значимым для государства и российского общества событиям, осознанию важности ответственного служения своей стране; повышение уровня знаний истории Российского государства, что нашло отражение в улучшении общей академической успеваемости студентов и мотивации к дальнейшей профессиональной самореализации по выбранной специальности.Выводы. Внедрение в образовательную деятельность военного учебного центра комплексной программы формирования гражданской идентичности студентов «Служить России» способствует формированию положительной мотивации студентов к служению российскому государству и обществу; расширению знаний и представлений о героическом прошлом и настоящем российского народа; повышению интереса к приобретению опыта решения военно-профессиональных задач по обеспечению сохранения и укрепления российской государственности; позитивной эмоциональной оценке значимых для государства событий и проявлению активной гражданской позиции в социально-значимой деятельности.
Ключевые слова
Об авторах
А. Н. Музыкантов
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»
Автор, ответственный за переписку.
Email: muzal@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2635-0343
заместитель начальника военного учебного центра при СПбГУТ
193232, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, просп. Большевиков, 22Список литературы
- Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86. https://elibrary.ru/jwszwn
- Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6 (43). С. 140-142. https://elibrary.ru/vzzoqd
- Кондаков А.М., Костылева А.А. Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 3. С. 207-218. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-3-207-218, https://elibrary.ru/jfiwjj
- Монастырский Д.В. Гражданская идентичность: теоретические подходы к исследованию и формирующие ее факторы // Гуманитарий Юга России. 2017. № 1. С. 181-188. https://elibrary.ru/xxjcah
- Томарева И.Г. Особенности гражданской идентичности в современной России // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1. С. 188-191. https://elibrary.ru/vmglbd
- Юшин М.А. Молодежный парламентаризм и формирование гражданской идентичности // Обозреватель. 2007. № 7. С. 26-35. https://elibrary.ru/kzpxtr
- Панкратов С.А., Тельнова Н.А. Специфика гражданской идентичности в условиях политической модернизации России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2011. № 4. С. 75-79. https://elibrary.ru/ontlfr
- Тельнова Н.А. Феномен идентичности: способы описания и социокультурные основания // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2011. № 7-13. С. 25-31. https://elibrary.ru/ofacax
- Махинин А.Н. Условия эффективности формирования российской гражданской идентичности старшеклассников в образовательном учреждении // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 7 (82). С. 82-87. https://elibrary.ru/rtblgf
- Махинин А.Н. «Русский мир»: право на идентичность // БЕРЕГИНЯ. 777. СОВА: Общество. Политика. Экономика. 2015. № 2 (25). С. 267-272. https://elibrary.ru/wawvzt
- Земляков В.А., Шестопалова О.Н. Воспитание чувства патриотизма как фактор формирования гражданской идентичности студентов // Дискуссия. 2016. № 5 (68). С. 133-138. https://elibrary.ru/vxvnav
- Леонтьев Д.А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека // Философские науки. 2009. № 10. С. 5-10. https://elibrary.ru/nvvgud
Дополнительные файлы
