Особенности изучения и реализации технологий геймификации в практике преподавания иностранного языка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Рассмотрено развитие технологий геймификации в практике педагогической деятельности. Проанализирован процесс становления и развития концепций геймификации в отечественной и зарубежной педагогике, выявлены основные подходы к спецификации термина «геймификация», подчеркнуто, что геймификация, в отличие от многих игровых практик, имеет неимитационный характер, где на основе определенных правил достигается учебный результат.Материалы и методы. Представлен обзор результатов зарубежных эмпирических исследований геймификации, показаны выявленные положительные эффекты применения технологии и перспективные направления ее изучения.Результаты исследования. Выделены структурный и содержательный виды геймификации, включающие основные элементы и механизмы данной педагогической технологии. Подчеркнут потенциал педагогической технологии в области мотивационной направленности, вовлечения и погружения обучаемых в образовательный процесс. Выявлены отличительные черты и возможные негативные тенденции применения геймификации в образовательном процессе.Выводы. Технологии геймификации позволяют реализовать большинство дидактических принципов и реализовать социокультурную, коммуникативную, саморазвития, терапевтическую, коррекционную и развлекательную педагогические функции.

Об авторах

М. И. Долженкова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: dolgenkovam@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7656-7028

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культуроведения и социокультурных проектов

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Т. Г. Бортникова

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: tatyana_bort@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2947-9409

доктор культурологии, профессор, профессор кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Kapp K.M. The gamification of learning and instruction: game-based methods and strategies for training and education. San Francisco, CA: Pfeiffer, 2012. 336 р.
  2. Sailer M., Hense J., Mandl H., Klevers M. Phsychological Perspectives on Motivation through Gamification. Interaction Design and Architecture(s) // Journal-IxD&A. 2013. Vol. 19. P. 28-37. https://doi.org/10.55612/s5002-019-002
  3. Вербах К., Хантер Д. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 224 с.
  4. Гайнутдинова Т.Ю. Базовые позиции применения геймификации и робототехники в подготовке педагогов в вузе // 4 Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Казань: Центр инновац. технологий, 2019. С. 200-205. https://elibrary.ru/isiiae
  5. Reiners T. Gamification in education and business. N. Y.: Springer, 2015. 697 p.
  6. Абдрафикова А.Р. Эффективность внедрения и использования интернет-ресурсов на основе информационно-коммуникационных технологий (на примере интернет-ресурсов) // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 6 (60). С. 112-114. https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.60.090, https://elibrary.ru/yttheb
  7. Новикова Л.В., Цысь А.В. Игрофикация в образовательном дискурсе в аспекте обучения иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. № 6. С. 1938-1943. https://doi.org/10.30853/phil210305, https://elibrary.ru/rambkv
  8. Szabó F., Kopinska M. Gamification in foreign language teaching: A conceptual introduction // Hungarian Educational Research Journal. 2023. № 5. Р. 418-428. https://doi.org/10.1556/063.2023.00202
  9. Bartle R.A. Designing Virtual Worlds. Indianapolis: New Riders, 2003. 768 р.
  10. Huang W.H., Soman D. A Practitioner’s guide to gamification of education: research report series behavioural economics in action. Toronto: Rotman School of Management University of Toronto, 2013. 29 р.
  11. Luo Zhanni L. The effectiveness of gamified tools for foreign language learning (FLL): a systematic review // Behavioral Sciences. 2023. Vol. 13. Issue 4. P. 1-15. https://doi.org/10.3390/bs13040331
  12. Al-Dosakee K., Ozdamli F. Gamification in teaching and learning languages: a systematic literature review // Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala. 2021. № 13 (2). Р. 559-577. https://doi.org/10.18662/rrem/13.2/436
  13. Гераскевич Н.В., Нургалиева В.Ю. Геймификация процесса развития языковой компетенции в иноязычном школьном образовании // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 1 (82). С. 86-94. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.82.1.009, https://elibrary.ru/hcufdl
  14. Alomair Y., Hammami S. A review of gamified techniques for foreign language learning // Journal of Educational Research and Reviews. 2019. Vol. 7 (11). Р. 223-238. https://doi.org/10.33495/jerr_v7i11.19.150
  15. Kenéz A. Gamification – A játékok alkalmazása a marketingben és a marketingoktatásban // Marketing and Management. 2015. № 49 (4). Р. 36-51.
  16. Prievara Tibor. A 21. századi tanár: Egy pedagógiai szemléletváltás személyes története. Budapest: Neteducatio Kft., 2015. 224 p.
  17. Crook C. The “digital native” in context: Tensions associated with improving Web 2.0 practices into the school setting // Oxford Review of Education, 2012. Vol. 38 (1). Р. 63-80. https://doi.org/10.1080/03054985.2011.577946
  18. Prensky M. Digital natives, digital Immigrants // On the Horizon. 2001. Vol. 9 (5). Р. 1-6.
  19. Zhang S., Hasim Z. Gamification in EFL/ESL instruction: A systematic review of empirical research // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 13. P. 1-12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1030790
  20. Шокарев К.В. Геймификация как метод повышения мотивации студентов высших учебных заведений в преподавании иностранного языка на примере английского языка // Образование и право. 2020. № 5. С. 208-214. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10537, https://elibrary.ru/fawrpy
  21. Lee S., Lim S. Gamification on phrase building training application // International Journal of Software Engineering and Its Applications. 2015. Vol. 9 (3). Р. 183-194. http://dx.doi.org/10.14257/ijseia.2015.9.3.18

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».