О необходимости совершенствования форм занятий адаптивной физической культурой в вузе со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. В настоящее время организация системы высшего образования должна обеспечивать полное погружение обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья в общий образовательный процесс. Данное обстоятельство требует разработки адаптивных программ по физической культуре, направленных не только на устранение отклонений в физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, возникших вследствие основного заболевания, но и обеспечение их адаптации и социализации в студенческое сообщество. В этой связи поиск и внедрение нетрадиционных средств двигательной активности и форм организации учебных занятий адаптивной физической культурой в вузе являются актуальными задачами.
Материалы и методы. На основании обзора и теоретического анализа научных публикаций были разработаны анкеты, а также проведено выборочное анкетирование обучающихся и преподавателей кафедры теории и методики физической культуры Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
Результаты исследования. Проведено анкетирование по выявлению мнения студентов с ограниченными возможностями здоровья и педагогов-практиков по данной проблеме. Анкеты содержали десять вопросов, формулировки которых для обучающихся и преподавателей отличались с целью выявления их отношения по каждому пункту опросника. В исследовании приняли участие 11 преподавателей кафедры теории и методики физической культуры Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и 34 студента, имеющие отклонения в состоянии здоровья.
Выводы. Внедрение нетрадиционных средств двигательной активности и нестандартных форм организации учебных занятий адаптивной физической культурой предоставит возможность одновременно заниматься всем студентам независимо от степени ограничения и состояния их здоровья, что позволит не только минимизировать нарушения их физического состояния, возникшие вследствие основного заболевания, но и нивелировать социальные барьеры.

Об авторах

П. Ли

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Автор, ответственный за переписку.
Email: 158017219@qq.com
ORCID iD: 0009-0007-0628-535X

Ли Пань, научный сотрудник кафедры оздоровительной и адаптивной физической культуры

Россия, 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Список литературы

  1. Аллахвердиева. Л.М., Султанова М.К. Роль физической культуры и спорта в социальной адаптации сту-дентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 1. С. 60-64. https://elibrary.ru/lbkhel
  2. Аллахвердиева Л.М., Султанова М.К. Инклюзивное образование как социально значимая инновация // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 6. С. 229-237. https://elibrary.ru/vcidhx
  3. Гусева Н.Л. Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2007. № 3. С. 7-8. https://elibrary.ru/mziqxf
  4. Подберезко Н.А. Физкультурно-спортивные мероприятия как форма социальной адаптации студентов с отклонениями в состоянии здоровья // Теория и практика физической культуры. 2023. № 11. С. 78-80. https://elibrary.ru/jfkyvs
  5. Минская Е.В. Адаптивная физическая культура для студентов с нарушениями здоровья в рамках инклю-зивного образования в вузе // Наука и социум; Внедрение адаптивной физической культуры и спорта в студенческую среду: материалы 18 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием и 1 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2021. С. 76-79. https://doi.org/10.38163/978-5-6046739-8-0_2021_76, https://elibrary.ru/kuuvce
  6. Аллахвердиева Л.М. Специфика профессиональной ориентации студентов с ОВЗ в процессе их обучения в высшем учебном заведении // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, техноло-гии. 2017. № 3-2 (33). С. 12-14. https://elibrary.ru/yhrcch
  7. Евсеева О.Э., Аксенов А.В., Грачиков А.А., Терентьев Ф.В., Шелехов А.А. Совершенствование процессов физической подготовки, образования, воспитания и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов, средствами и методами адаптивной двигательной рекреации и адаптивно-го спорта // Научно-педагогические школы Университета. 2023. № 8. С. 27-32. https://elibrary.ru/ksmgmv
  8. Голикова Е.М., Лубышева Л.И. Технология социального развития студентов в системе адаптивного фи-зического воспитания // Актуальные проблемы современной науки в аспекте социально-гуманитарного знания: сб. тр. науч. симпозиума, посвящ. памяти В.К. Бальсевича. М.: Изд-во ГЦОЛИФК, 2019. С. 226-230. https://elibrary.ru/szhbpz
  9. Кузьминых С.В., Соборнов А.В., Шикова А.Г. Спортивно-массовая работа в образовательном учреждении высшего образования // Наука-2020. 2022. № 5 (59). С. 169-175. https://elibrary.ru/fwvbtu
  10. Голикова Е.М. Физкультурно-оздоровительная работа со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции разви-тия: материалы 2 Междунар. науч.-практ. конф. по физической культуре, спорту и туризму. Красноярск: Изд-во Сиб. фед. ун-та, 2023. С. 918-921. https://elibrary.ru/osukkk
  11. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в реабилитации и социальной адаптации инвалидов // Фи-зическая культура и спорт в современном обществе: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск: СГАФКСТ, 2010. С. 11-17.
  12. Евсеева О.Э., Вишнякова Ю.Ю., Томилова М.В. Повышение квалификации специалистов, обеспечи-вающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1 (143). С. 64-68. https://elibrary.ru/xwrqmj
  13. Ли П., Терентьева О.С., Дин С. Восточные оздоровительные технологии (Ицзиньцзин «Yijinjing Qigong») для студентов, занимающихся в спецмедгруппах // Стратегия развития физического воспитания, спор-тивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: материалы 2 Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2022. С. 170-176. https://elibrary.ru/njkvfc
  14. Подберезко Н.А. Анализ готовности студентов специальной медицинской группы к физкультурно-оздоровительной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 5. С. 59-61. https://elibrary.ru/zjzhom
  15. Бабайцева В.А. Роль адаптивной физической культуры в жизни студентов института физической культу-ры, спорта и туризма // Вопросы педагогики. 2021. № 11-2. С. 44-46. https://elibrary.ru/jinmwr

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».