Том 6, № 3 (2020)

От редактора

Second Language Teaching and Teacher Education in Diverse Contexts

Hung B.P., Baranovskaya T.A.
Journal of Language and Education. 2020;6(3):4-6
pages 4-6 views

Оригинальное исследование

Проблемы, с которыми сталкиваются женщины-учителя английского языка в средних школах Иордании

Аль-Бдират Х., Алькаррале Б., Абдель А.Р.

Аннотация

Цель данного исследования заключалась в выявлении препятствий, с которыми сталкиваются женщины-учителя английского языка в средних школах в Управлении образования Эль-Касер в Эль-Караке, Иордания. В соответствии с целями исследования был применен количественный подход. Методом случайной выборки были отобраны 170 женщин-учителей английского языка. Участницам был предложен опросник из 29 пунктов, затрагивающий пять областей. Ответ был получен от 150 участниц. Результаты опроса показали, что учителя сталкиваются с многочисленными академическими проблемами в различных областях: работа с учениками, отношения внутри коллектива, общение с родителями, а также с вопросами, связанными с педагогическими навыками, учебной программой и школьной средой. Результаты также показали, что существуют статистически значимые различия в проблемах и препятствиях, с которыми сталкиваются учителя, в зависимости от переменной опыта. В этой связи в статье даются рекомендации по разработке более эффективной стратегии по улучшению школьной среды и созданию благоприятного психологического контекста для женщин-учителей английского языка, чтобы повысить качество обучения.
Journal of Language and Education. 2020;6(3):7-21
pages 7-21 views

Проблемы классного руководства учителей английского языка как иностранного на примере индонезийских сельских средних школ

Anwar K., Ubaidillah M.F., Sulistiyo U.

Аннотация

В связи со сравнительно небольшим количеством исследований, посвященных классному руководству учителей, преподающих английский язык как иностранный в индонезийских сельских средних школах, данное исследование направлено на изучение участия учителей в проблемах классного руководства и того, в какой степени они справляются с этими проблемами. Данные были собраны путем проведения интервью с учителями в течение трех месяцев. Затем полученные данные были подвергнуты нарративному анализу. Результаты показывают, что учителя сталкиваются с такими многогранными сложностями, как: а) недостаток электрифицированных учебных помещений; б) демотивация учеников и их неспособность использовать английский язык; в) дилеммы учителей при применении новой учебной программы. Для решения этих проблем учителя использовали: а) подход, ориентированный на учителя; б) групповое обучение; в) расположение учащихся в ряд; г) неинтегрированное обучение языковым навыкам. В конце статьи обсуждаются возможности применения результатов данного исследования.
Journal of Language and Education. 2020;6(3):22-35
pages 22-35 views

Учить не всегда легко: взгляды мексиканских преподавателей английского языка на преподавание и обучение

Villarreal Ballesteros A.C., Olave Moreno I., Flores Delgado L.D.

Аннотация

Одной из основных целей программ подготовки преподавателей иностранных языков является подготовка специалистов, способных удовлетворить растущие требования общества к качеству преподавания. Однако мы часто сталкиваемся с тем, что влияние обучения современным теориям и методам на давно сложившуюся систему взглядов преподавателей и, как следствие, на их практическую деятельность, носит лишь ограниченный характер. Цель данного качественного интерпретативного исследования заключается в изучении используемых преподавателями при описании их философии преподавания концептуальных метафор (Лакофф и Джонсон, 2008) как способа раскрытия их глубинных когнитивных схем. Мы предполагаем, что осознание будущими преподавателями укоренившихся метафор, которые они используют, говоря о преподавании и обучении, может стать первым шагом к изменению их наблюдаемого поведения. Результаты данного исследования показывают, что, несмотря на знакомство с современными теориями преподавания и обучения, будущие преподаватели склонны придерживаться устаревших теорий. Выводы настоящего исследования в сочетании с другими стратегиями могут помочь преподавателям более эффективно знакомить учащихся с современными идеями о преподавании и обучении и осознавать свою роль в улучшении языкового образования.
Journal of Language and Education. 2020;6(3):36-51
pages 36-51 views

Роль системы английских артиклей в развитии диалогического контекста: взгляд российских исследователей

Beavitt T.A., Popova N.G.

Аннотация

В международной научной коммуникации часто возникает проблема употребления нулевого, неопределенного и определенного артиклей в английском языке. Существующие педагогические подходы успешно используются для изучения системы английских артиклей на продвинутом этапе обучения языку, однако на этапе свободного владения тонкости употребления артиклей на занятиях по английскому как иностранному/английскому для академических целей, особенно студентам, в чьем родном языке (например, русском) отсутствует система артиклей, объяснить достаточно сложно. В этой связи целью настоящей работы является разработка концептуального подхода к использованию артиклей, основанного на рассмотрении развития контекста в научной коммуникации. Обзор литературы по некоторым существующим теоретическим подходам показывает четкое развитие от семантических и трансформационно-грамматических установок к более прагматическим экспликативным стратегиям, основанным на диалогической коммуникации. Качественный контент-анализ ошибок, встречающихся в текстах научных статей, написанных российскими учеными и исправленных редактором-носителем английского языка, выявил наличие девяти основных типов ошибок, среди которых наиболее распространенным было употребление нулевого артикля с единичными именными группами вместо определенного артикля (SxØ√D). Именные группы в предложениях, содержащих ошибки в употреблении артикля, также были оценены в соответствии с типологией семантических функций именных групп Бикертона, теорией местоположения Хокинса и основными типами Лю и Глисона. Гипотеза о том, что российские ученые с высоким уровнем образования в целом склонны к избыточному употреблению the, a и an, компенсируя тенденцию менее образованных русских ученых опускать артикли в английском языке, не подтвердилась результатами контент-анализа. Анализ типов ошибок в употреблении артиклей, встречающихся в различных разделах IMRaD, показал, что ошибки, связанные с избыточным и недостаточным употреблением определенного артикля the, особенно характерны для раздела ""Введение"". Однако наибольшее количество ошибок, связанных с артиклями, было обнаружено в разделе «Обсуждение», где ошибка SxØ√D значительно преобладает над другими типами ошибок по сравнению с другими разделами. Поскольку существующие концептуальные подходы к объяснению функций английской системы артиклей не дают полного представления о проблеме, необходимо разработать комплексную систему. Авторы рекомендуют диалоговый подход к обучению английской системе артиклей для неносителей языка в контексте научной коммуникации.

Journal of Language and Education. 2020;6(3):52-68
pages 52-68 views

Эмпирические данные об эффективности применения методики «обучение через преподавание» среди студентов университета, изучающих английский язык как иностранный

Kasim U., Muslem A., Мустафа Ф.

Аннотация

Обучение через преподавание признано одним из наиболее эффективных способов достижения глубокого понимания темы. Данное исследование направлено на поиск научных доказательств этого утверждения путем сравнения результатов успеваемости студентов, изучающих английский язык как иностранный с помощью метода обучения через преподавание, и результатов успеваемости студентов, которые обучались с использованием традиционного подхода, ориентированного на преподавателя. Экспериментальная группа состояла из 22 студентов, которым преподавали методику подготовки к тестированию по английскому языку в течение половины семестра, а затем они сами преподавали студентам в другом университете. Контрольная группа состояла из 24 студентов, которых тот же преподаватель готовил к тестированию по английскому языку в течение целого семестра. Обеим группам был предложен тест для оценки их результатов; один тест в начале семестра и один в конце семестра. Для сравнения результатов двух групп и выяснения того, как на различия в результатах влияет тип обучения, был использован двухсторонний тест ANOVA. Данные исследования убедительно показали, что результаты студентов значительно улучшились в обеих группах. Однако разница в баллах между предварительным и итоговым тестированием не зависела от типа обучения. Поскольку экспериментальная группа смогла достичь тех же результатов, что и контрольная, несмотря на более короткий период обучения, можно сделать вывод, что обучение через преподавание имеет потенциал в качестве эффективного метода обучения методике преподавания иностранного языка. В данной статье обсуждаются предложения по возможной модификации этой методики.
Journal of Language and Education. 2020;6(3):69-79
pages 69-79 views

Качества хорошего и эффективного преподавателя: взгляд словацких учителей английского языка как иностранного до и после начала преподавания

Metruk R.

Аннотация

Множество исследователей пытались исследовать характеристики хорошего и эффективного учителя чтобы усовершенствовать процесс преподавания иностранных языков. Настоящее исследование направлено на сравнение восприятия хорошего и эффективного преподавателя иностранного языка словацкими учителями английского языка как иностранного до и после начала преподавательской деятельности. Исследование проведено с использованием метода удобной выборки. Для участия в исследовании было отобрано 74 студента (n 74) словацких университетов, изучающих теорию и методику преподавания английского языка как иностранного, а также 63 словацких учителя (n 63) начальной и средней школы. Для изучения потенциальных различий между восприятием учителей до и после начала преподавания были проведены независимые выборочные t-тесты с использованием опросника типа Лайкерта, состоящего из 57 пунктов. Были проанализированы 10 пунктов с наибольшим средним значением и 10 пунктов с наименьшим средним значением в обеих группах. Результаты исследования показали, что статистически значимые различия (p ≤ 0,05) были обнаружены только в 12 из 57 пунктов. Более того, подробное изучение различий и пунктов с самыми высокими и самыми низкими средними значениями показало, что учителя до начала преподавательской деятельности предпочитают традиционное обучение в большей степени, чем их уже работающие коллеги, которые, в свою очередь, отдают предпочтение коммуникативному подходу к обучению языку. Результаты исследования показывают, что фундаментальные принципы коммуникативного подхода, такие как использование большого количества парной и групповой работы, развитие автономии учащихся и их чувства ответственности за результаты собственного обучения, а также различные стратегии взаимодействия в классе, заслуживают более пристального внимания во время профессиональной подготовки учителей.
Journal of Language and Education. 2020;6(3):80-93
pages 80-93 views

Язык похвалы в оценке российскими студентами качества преподавания

Морозова И.S., Chusovlyankin A.A., Smolianina E.A., Permyakova T.M.

Аннотация

В последние десятилетия все большую популярность приобретает практика оценивания студентами качества преподавания. Однако в подавляющем большинстве случаев исследования данной практики фокусируются на количественных оценках, не принимая в расчет письменные отзывы студентов. Данное исследование решает проблему отсутствия качественных исследований в области оценивания студентами качества преподавания. В исследовании применены семантическая теория и вычислительные методы для анализа языка положительных отзывов, оставленных студентами Высшей школы экономики (ВШЭ) в России. Анализ корпуса студенческих комментариев о преподавании также вносит вклад в теорию прагматики, поскольку подход к анализу качественных оценок преподавания основан на предпосылке, что положительные отзывы студентов могут рассматриваться как своего рода речевой акт комплимента/похвалы, отражающий культурную специфику. Результаты исследования показали, что количественно наиболее распространенной семантической схемой, используемой студентами ВШЭ, является схема АКТОР + ОЦЕНИВАЮЩИЙ + ФИЗИЧЕСКОЕ/МЕНТАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, ВЫПОЛНЯЕМОЕ АКТОРОМ + ОЦЕНИВАЮЩИЙ. В соответствии с результатами исследования, студенты ВШЭ склонны чаще хвалить преподавателя, чем другие компоненты учебного процесса, при этом поведение, мысли и чувства преподавателя считаются более важными, чем навыки и речь.
Journal of Language and Education. 2020;6(3):94-107
pages 94-107 views

Факторы, влияющие на взгляды студентов на самоэффективность в условиях высшего образования в Марокко

Omari O., Moubtassime M., Ridouani D.

Аннотация

Самоэффективность, или уверенность в своей способности выполнить задание, является ключевым элементом, влияющим на мотивацию и успеваемость студентов. По этой причине основной целью данного исследования был сбор конкретной информации о самоэффективности студентов и факторах, влияющих на нее. В исследовании проанализированы различия между тремя государственными и частными университетами Марокко с точки зрения самоэффективности студентов. В исследовании приняли участие 365 студентов бакалавриата. Респондентам был предложен опросник самоэффективности саморегулируемого обучения по 5-балльной шкале Лайкерта. Результаты показывают, что уровень самоэффективности студентов является умеренным. С точки зрения различий между тремя университетами была выявлена незначительная разница в пользу частного университета. При этом у студентов третьего курса был отмечен более высокий уровень самоэффективности, чем у студентов первого и второго курсов. Тем не менее, статистически значимых различий между студентами мужского и женского пола обнаружено не было. Результаты исследования также показали, что обстоятельства жизни студентов в течение учебного года и их первоначальный мотив поступления в университет влияют на их взгляды на самоэффективность. Мы полагаем, что выводы данного исследования могут дать преподавателям представление о самоэффективности, что может повысить эффективность обучения студентов в марокканских университетах.
Journal of Language and Education. 2020;6(3):108-124
pages 108-124 views

Разработка модели для оценки уровня осведомленности иранских преподавателей английского языка как иностранного об этическом кодексе проведения исследований

Samadi F., Motallebzadeh K., Ashraf H., Khajavy G.H.

Аннотация

"Проведение педагогических исследований не должно носить произвольный характер: и преподаватели, и исследователи должны придерживаться этических правил и норм. Мы полагаем, что разработка инструмента для оценки уровня осведомленности преподавателей английского языка как иностранного (АКИ) об этическом кодексе проведения исследований может помочь иранским специалистам в области АКИ в установлении стандартов оценки профессионального развития иранских преподавателей АКИ и обеспечить системный контроль качества работы преподавателей АКИ. Основная цель настоящего исследования заключается в разработке шкалы для оценки уровня осведомленности иранских преподавателей АКИ об этическом кодексе проведения исследований. Теоретической базой исследования послужила работа Самади, Моталлебзаде, Ашрафа и Хаджави (2020). В исследовании приняли участие 272 иранских преподавателя АКИ, отобранных методом удобной выборки. На пилотном этапе участникам был предложен опросник осведомленности об этическом кодексе проведения исследований. Шкала оценивания состояла из пяти основных категорий: F1 — до начала исследования, F2 — начало исследования, F3 — сбор данных, F4 — анализ данных, F5 — запись, представление, обмен и хранение данных. Первый проект шкалы состоял из 60 пунктов. В рамках процедуры валидации надежность этой шкалы была определена с помощью анализа надежности Альфа Кронбаха, а ее валидность была измерена путем проведения подтверждающего факторного анализа (CFA) с использованием метода моделирования структурными уравнениями. После проведения подтверждающего факторного анализа установлено, что опросник обладает высокой конструктивной валидностью. В заключении представлены статистические результаты и представлены возможности применения результатов исследования в области преподавания английского языка. Полученные результаты представляют собой эмпирические данные, которые обеспечивают основу для анализа и оценки уровня осведомленности преподавателей АКИ об этическом кодексе проведения исследований."
Journal of Language and Education. 2020;6(3):125-139
pages 125-139 views

Тематическое исследование отношения к использованию проектно-ориентированного обучения на примере вьетнамских учащихся старших классов

Tran T.Q., Tran T.N.

Аннотация

Общеизвестно, что проектно-ориентированное обучение играет фундаментальную роль в преподавании языка и процессе обучения. В некоторых развитых странах с высоким уровнем образования проектно-ориентированное обучение широко и эффективно применяется в преподавании и изучении языков. Однако в условиях Вьетнама применение этого типа обучения не демонстрирует системного подхода к формированию способности студентов к самостоятельной работе в процессе обучения. Цель данной работы — изучить отношение учащихся старших классов, изучающих английский язык как иностранный, к проектно-ориентированному обучению с использованием новых учебников английского языка в средней школе Буй Тхи Сюань во Вьетнаме. В рамках исследования сто пятьдесят пять учащихся старших классов, изучающих английский язык как иностранный, должны были заполнить опросник, а сорок учащихся — ответить на вопросы полуструктурированного интервью. Количественные данные были обработаны с помощью статистического анализа SPSS с позиций описательной статистики (среднее значение, стандартное отклонение и частота), а для анализа качественных данных использовался контент-анализ. Результаты исследования показали, что учащиеся старших классов выразили положительное отношение к проектно-ориентированному обучению с точки зрения когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. Для повышения точности результатов исследования данные полуструктурированного интервью были закодированы и проанализированы. Мы полагаем, что предварительные результаты исследования могут способствовать лучшему пониманию перспектив применения проектно-ориентированного обучения иностранному языку во Вьетнаме, что позволит сделать практические выводы для повышения качества преподавания английского языка в Далате в частности и во Вьетнаме в целом.
Journal of Language and Education. 2020;6(3):140-152
pages 140-152 views

Мнение эксперта

Местные и иностранцы: драма идентичности и языка в монгольско-английских двуязычных школах

Komlosi-Ferdinand F.

Аннотация

"Образование в двуязычных школах направлено на то, чтобы привить учащимся сбалансированный билингвизм, увеличить (би)культурный капитал и сформировать глобальный менталитет. Тем не менее, во все большем числе стран такие учебные заведения посещают только местные дети, а иностранные учителя в них являются практически иединственным проявлением «глобальности». Взаимодействие между иностранными и местными учителями и учениками оказывает существенное влияние на формирование менталитета учащихся, на результаты их обучения и формирование их идентичности. Такое взаимодействие часто приводит к нездоровому восприятию и поведению учащихся, изучающих разные языки, в результате чего они не получают ожидаемой пользы от двуязычного образования, если вообще ее получают.В рамках данного исследования были проведены наблюдения за одной из старейших и одной из новейших монгольских двуязычных школ в Улан-Баторе. Местные и иностранные учителя этих школ поделились своим опытом в форме неструктурированных интервью. Наблюдения за поведением учащихся помогли прояснить отношение учащихся к обучению в контексте двуязычной школы. Результаты показывают, что ученики больше уважают местных педагогов и проявляют больше уважения и дисциплины по отношению к ним. Тем не менее, эмоционально ученики в большей степени привязаны к иностранным учителям, доверяют им и ищут их общества на повседневной основе, хотя при этом отказываются соблюдать дисциплину и готовиться к занятиям. Такое несбалансированное отношение учеников к двум группам учителей вызывает недовольство среди педагогов. Этот парадокс создает нездоровую атмосферу в школах и препятствует развитию здорового взгляда на (иностранные) языки и идентичность. Отношение учителей еще сильнее ухудшает поведение учащихся: местные педагоги демонстрируют националистические взгляды, а иностранные учителя настаивают на развитии более глобального менталитета. В конечном итоге, поскольку ни в одном из учебных заведений не проводится никакой политики, направленной на решение этой дилеммы, у учащихся формируется поведение, противоположное тому, которое изначально ожидалось школьной администрацией."
Journal of Language and Education. 2020;6(3):153-166
pages 153-166 views

Семь смертных грехов: влияние культуры на научное редактирование и подготовку научных публикаций

Раицкая Л., Тихонова Е.

Аннотация

Цель данной статьи — привлечь внимание читателей к влиянию культур, отличных от англоязычной, на процессы научного редактирования и подготовки научных публикаций. Неанглоязычные авторы с низким уровнем владения академическим английским или со слабым знанием английского языка, как правило, сталкиваются с отклонением их рукописей или с длительным и сложным процессом редактирования и рецензирования. Зачастую научная деятельность неанглоязычных исследователей развивается в русле национальных научных школ, при этом наиболее выдающиеся международные исследования упускаются ими из виду. Такие авторы не осведомлены о последних событиях в своей области в глобальном масштабе и не всегда правильно понимают особенности научной коммуникации, принятые в международной практике. Неанглоязычные авторы также склонны использовать модели мышления родного языка и, соответственно, риторические схемы, не свойственные английскому языку. Такие исследователи могут иметь свое специфическое понимание этики и критики, реагируя на последнюю в неожиданно резкой форме. Сочетание этих факторов может привести к тому, что в международные журналы будут подаваться неоригинальные, нечеткие и неактуальные материалы, не соответствующие политике этих журналов, что в свою очередь будет препятствовать распространению таких исследований в глобальном масштабе. Авторы делятся своими стратегиями, позволяющими авторам, редакторам и рецензентам, работающим с неродным языком, избежать неприятного и неэффективного опыта.
Journal of Language and Education. 2020;6(3):167-172
pages 167-172 views

Рецензия на книгу

Dogme: радикальный подход к преподаванию иностранного языка в постметодическую эпоху

Nguyen N.Q., Bui Phu H.

Аннотация

Данная статья посвящена критическому обсуждению концепции «Dogme ELT» — инновационного подхода к преподаванию английского языка, разработанного Скоттом Торнбери (2000). В работе дан всесторонний обзор теорий преподавания и изучения иностранного языка, а также перспектив постметодической эпохи в преподавании английского языка. Также в работе представлены различные аспекты подхода «Dogme» и определено его место в преподавании английского языка в постметодическую эпоху. Подход «Dogme» берет свое начало во множестве смежных теорий изучения и преподавания иностранного языка. Данный подход основан на идее о том, что преподаватели иностранного языка должны не полагаться в первую очередь на учебники, а давать проектные задания, основанные на проблемах и интересах учащихся. Несмотря на то, что теоретически подход «Dogme» соответствует большинству, если не всем, основным принципам преподавания английского языка, авторы полагают, что частные аспекты этого подхода должны быть исследованы глубже. Авторы также указывают на пробелы в существующих исследованиях по данной теме и дают рекомендации для изучающих и преподающих английский язык.
Journal of Language and Education. 2020;6(3):173-184
pages 173-184 views
pages 185-188 views
pages 189-192 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».