Том 6, № 1 (2020)

От редактора

Проблемы международных публикаций в контексте растущей роли научной коммуникации

Раицкая Л., Тихонова Е.

Аннотация

Редакторы журнала «Язык и образование» затрагивают тенденции и трудности, вызванные изменением характера научной коммуникации, а также две основные группы проблем, с которыми сталкиваются неанглоязычные исследователи при публикации своих статей в международных англоязычных журналах. Во-первых, даже если материал не отклоняется редколлегией, авторы вынуждены бесконечно его редактировать. Во-вторых, статус английского языка как лингва франка международного научного общения может привести к отчуждению национальной научной элиты, которая публикуется преимущественно на английском языке, в то время как более широкое национальное научное сообщество ограничено общением на родном языке. В этой связи в редакционной статье предлагается уточнить и расширить рамки журнала «Язык и образование» в отношении вопросов письменной научной коммуникации, связанных с языком и образованием.
Journal of Language and Education. 2020;6(1):4-7
pages 4-7 views

Оригинальное исследование

Образная схема контейнера как концептуальная основа семантики английских прилагательных

Антонова М.

Аннотация

Статья посвящена когнитивной основе семантики английских прилагательных, обозначающих интеллектуальные и моральные характеристики человека. Сложность, связанная с исследованием этих прилагательных, состоит в том, что они обозначают абстрактные качества, которые не могут быть восприняты через зрение, слух или осязание. Возникает вопрос: каким образом абстрактные качества, выраженные через прилагательные, интерпретируются в английском языке? Настоящая работа представляет собой попытку ответить на этот вопрос. В основе исследования лежит идея двухуровневой семантики: семантика слова рассматривается как двухуровневое явление, включающее семантический (внешний) и концептуальный (глубинный) уровни. В настоящем исследовании впервые семантика прилагательных рассматривается с такой точки зрения. В работе представлен новый подход к выявлению когнитивной основы прилагательных: поскольку прилагательные произошли от старых синкретических объектов, а когнитивная модель слова формируется в момент создания слова, когнитивные модели, лежащие в основе семантики прилагательных, обнаруживаются посредством анализа их этимологии. Вклад авторов заключается в двух аспектах. Во-первых, авторы пришли к выводу, что образная схема «контейнер» управляет семантикой целого ряда прилагательных независимо от их морфемной структуры или происхождения. Как следует из примеров, абстрактные человеческие качества интерпретируются через следующие характеристики контейнера: границы, материал контейнера, размер, твердость/мягкость оболочки контейнера и др. Семантика аффиксальных или составных прилагательных обусловлена объединением концептов, выраженных аффиксом и корнем (одним или двумя). Во-вторых, результаты исследования показывают, что значение, придаваемое каждой характеристике контейнера, предопределяет оценку, выражаемую прилагательным. Характеристики контейнера обычно обладают амбивалентным значением, реализуя положительное или отрицательное значение благодаря взаимодействию с фреймом, в который включен "контейнер", вследствие чего одно и то же многозначное прилагательное может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Выявление всего перечня когнитивных моделей, управляющих семантикой прилагательных в английском языке, может служить темой для дальнейших исследований.
Journal of Language and Education. 2020;6(1):8-17
pages 8-17 views

Использование нелинейных динамических мотивационных стратегий для преодоления психологической реактивности учащихся и их ожидания исключительно положительной оценки собственной работы

Бахари А.

Аннотация

Теоретической основой для разработки и описания нелинейных динамических мотивационных стратегий (НДМС) послужила идея Бахари (2019a) о динамичности и нелинейности мотивации при обучении первому иностранному языку (L2) на основе теории сложных динамических систем. В настоящем исследовании НДМС используются для преодоления в процессе обучения L2 двух препятствующих факторов — ожидания обучающихся исключительно положительной оценки своей работы (англ. — academic entitlement, AE) и психологической реактивности (англ. — psychological reactance, PR). Для изучения эффективности предложенных стратегий в качестве педагогического инструмента для управления и минимизации этих препятствующих факторов в процессе обучения автором был использован комбинированный метод, включающий работу как с преподавателями, так и с учащимися. Наблюдаемая эффективность НДМС в управлении и минимизации анализируемых препятствующих факторов, а также отход от формата занятий, где главной фигурой является учитель, а основной формой работы — тест, в пользу повышающих мотивацию занятий, ориентированных на обучающихся, имеют ценность как теоретического, так и педагогического характера. Основной вывод исследования, сделанный после тщательной методологической оценки собранных данных, подтверждает эффективность НДМС как стратегий преподавания L2 с учетом индивидуальных различий обучающихся с целью улучшения взаимодействия между учителем и учеником. Исходя из полученных результатов, можно с уверенностью заключить, что НДМС как независимая переменная продемонстрировала значительное влияние на преодоление и минимизацию AE и PR в процессе обучения L2.
Journal of Language and Education. 2020;6(1):18-38
pages 18-38 views

Исследование взаимосвязи между глобальной перспективой и желанием общаться на английском языке в условиях китайского университета

Фанг Ф., Чен Р., Эльяс Т.

Аннотация

В эпоху растущих глобальных связей приобретение глобальной перспективы (ГП) и умение общаться на английском языке важны как для личностного, так и для профессионального развития. Предполагается, что люди с ГП будут охотнее участвовать в межкультурной деятельности и общаться на английском языке. Наличие ГП и готовность общаться на английском языке исследованы в различных работах, однако корреляция между этими двумя переменными изучена недостаточно. Цель данного исследования, проведенного в китайском университете, заключалась в определении взаимосвязи между ГП и готовностью общаться на английском языке. Данные были собраны у студентов с помощью анкеты (n 114) и интервью (n 7) в конце осеннего семестра 2018 года. Результаты показывают, что ГП студентов и их готовность общаться на английском языке в рамках учебной программы по английскому языку не демонстрируют значительного роста, при этом между их ГП и готовностью общаться на английском языке наблюдается взаимосвязь. По результатам интервью удалось выявить три темы, которые повлияли на готовность испытуемых общаться на английском языке: глобальное познание, самореализация и межкультурный опыт. Результаты свидетельствуют о том, что развитие ГП положительно влияет на изучение английского языка и что преподаватели могут повысить готовность студентов общаться на английском языке, помогая им развивать ГП.
Journal of Language and Education. 2020;6(1):39-54
pages 39-54 views

Тематическое исследование представлений вьетнамских преподавателей английского как иностранного о речевой продукции и речевом взаимодействии

Нгуен Л.

Аннотация

Между исследованиями в области изучения второго языка и педагогической практикой существует разрыв. Данное исследование, цель которого заключается в преодолении этого разрыва, вызвано стремлением понять, в какой степени убеждения учителя могут влиять на инновации в преподавании, такие как обучение иностранному языку на основе задач. Объектом настоящего исследования является мышление преподавателей, а целью — повышение эффективности информационного обеспечения лингводидактики и педагогического образования. В исследовании, проведенном с привлечением различных источников (фокус-группа, план урока и интервью со стимулированным воспоминанием), анализируются представления шести вьетнамских преподавателей английского как иностранного о речевой продукции и речевом взаимодействии. В результате исследования было выявлено, что большинство преподавателей направляют речевую продукцию и речевое взаимодействие на достижение поставленной лингвистической цели, что свидетельствует о синтетической, ориентированной на результат концепции преподавания и обучения путем формирования навыков и соответствует традиционным подходам, в которых отдается приоритет стилю и форме обучения. Данный вывод подразумевает, что такие конструктивистские методы, как обучение иностранному языку на основе задач, могут противоречить представлениям учителей о преподавании. Соответственно, при внедрении обучения на основе задач следует сохранять баланс между стремлением преподавателей делать акцент на содержании и необходимостью обучения, ориентированного на форму.
Journal of Language and Education. 2020;6(1):55-71
pages 55-71 views

Эвфемизмы коррупции у студентов высших учебных заведений на юго-западе Нигерии

Ожо О.К., Айанделе О., Эгбелейе С.А.

Аннотация

Коррупция является широко распространенной практикой в Нигерии — стране, которая обычно ассоциируется с государственными чиновниками, перенаправляющими государственные средства на частные нужды. При этом вопросам коррупции в образовательном секторе уделяется минимум внимания. Данное исследование, проводимое в рамках изучения использования языка для стимулирования и сокрытия коррупции в Нигерии, направлено на выявление некоторых коррупционных действий в высших учебных заведениях Нигерии, успешно скрываемых из-за эвфемистического языка, используемого студентами для описания коррупционных актов в их отношениях с академическим и неакадемическим персоналом различных учреждений, что способствует укоренению такой практики. Для сбора качественных данных по объяснению лингвистических кодов, полученных на первом этапе исследования, были выбраны четыре высших учебных заведения на юго-западе Нигерии и проведены обсуждения в фокус-группах с 54 отобранными студентами этих учебных заведений. Результаты показали широкое использование слова «runs» для обозначения различных коррупционных действий, включая получение или изменение оценок за секс или деньги,нарушение процедуры экзамена и использование поддельных документов. Родителям и опекунам необходимо внимательно прислушиваться к языку студентов высших учебных заведений для раннего выявления участия студента в подобных практиках и принятия им такого образа жизни.
Journal of Language and Education. 2020;6(1):72-82
pages 72-82 views

Стремительное изменение уровня тревожности при изучении иностранного языка, вызванное разнообразием лексических тем: идиодинамический подход

Сахафи Х., Элахи Ширван М.

Аннотация

В связи с динамической природой тревожности при изучении иностранного языка (ТИИЯ) в работе применен идиодинамический метод для исследования изменений уровня ТИИЯ в зависимости от лексической темы. До начала исследования у 20 учениц, изучающих английский язык как иностранный на уровне intermediate, была проведена оценка уровня ТИИЯ по шкале тревожности при изучении иностранного языка. Для участия в исследовании были отобраны две ученицы с низким уровнем тревожности и две ученицы — с высоким. Идиодинамический метод включал видеосъемку ответов участниц на четыре тематических вопроса и их индивидуальную оценку колебаний уровня ТИИЯ в процессе ответов, что позволило выявить закономерности в колебаниях уровня ТИИЯ в зависимости от темы задаваемых вопросов. В результате исследования была выявлена внутрииндивидуальная и межиндивидуальная стабильность ТИИЯ, а также ее вариативность. К основным факторам, влияющим на динамику ТИИЯ, относятся: языковой барьер, степень осведомленности о теме, интерес к теме и эмоциональная нагрузка, связанная с темой. В статье также предлагаются перспективы использования полученных результатов в преподавании иностранного языка.
Journal of Language and Education. 2020;6(1):83-102
pages 83-102 views

Структура межъязыковых различий: значение и контекст английского слова readability и его русского эквивалента читабельность

Солнышкина М.I., Харькова Е.V., Казачкова М.B.

Аннотация

В статье представлены результаты оригинального исследования, направленного на выявление 1) количественной вариативности употребления термина "readability" в американском дискурсе и его русского эквивалента «читабельность» в русском дискурсе за период с 1920-х годов по настоящее время; 2) семантических сходств и различий между английским термином "readability" и его русским эквивалентом «читабельность» за тот же период времени. Контрастивный анализ слов свидетельствует о незначительных различиях в семантических структурах терминов в исследуемый период. Термин "readability" использовался в следующих значениях: 1) «легкость понимания или расшифровки» и 2) «удобочитаемость». Русский эквивалент «читабельность» имеет два современных значения, схожих с вышеупомянутыми значениями английского термина, а также устаревшее «спрос на книгу в библиотеке». С помощью программы Google NgramViewer был определен пик частотности употребления обоих терминов на 1980-е годы, когда сформировалось современное представление об этих понятиях. Исследование тематического контекста читабельности как «удобочитаемости» позволило выявить эмпирические тенденции американских исследований, сосредоточенных на двух типах параметров: «объективных» параметрах текстов, таких как длина предложения, количество слов, количество высоко/низкочастотных слов, отношение высоко/низкочастотных слов к общему количеству слов, сложность предложения и др. , и «индивидуальных» переменных, влияющих на потенциального читателя, таких как «знание слов», когнитивные и лингвистические способности, знание культуры и темы и др. Российская школа до 1970-х годов традиционно демонстрировала единство взглядов и «предвзятость» в отношении индивидуальных факторов. Результаты исследования могут внести вклад в межъязыковые исследования в области оценки читабельности текста, семантики и поиска научной литературы.
Journal of Language and Education. 2020;6(1):103-119
pages 103-119 views

Факторы, препятствующие параллельному осуществлению педагогической и исследовательской деятельности преподавателями английского языка в пакистанских университетах

Сьед Х.

Аннотация

Согласно научным данным, исследовательская деятельность позволяет преподавателям решать проблемы своих учебных групп без опоры на научные труды. Несмотря на то, что в последнее время увеличилось количество свидетельств преподавателей иностранных языков о собственной исследовательской деятельности, все еще существует потребность в работах, изучающих отношение университетских преподавателей английского языка к исследовательской деятельности, и факторы, влияющие на их участие в исследовательской деятельности в условиях культурного разнообразия. Цель данного исследования — изучить представления университетских преподавателей английского языка о факторах, которые препятствуют или поощряют их участие в исследовательской деятельности в университетах Пакистана. Данные были получены от пятнадцати преподавателей английского языка из четырех государственных университетов посредством полуструктурированных интервью. Результаты показали, что преподаватели обладают лишь упрощенным представлением об исследовании как виде деятельности, направленном на поиск чего-то нового. Большинство опрошенных признались, что не проводят никаких исследований, а деятельность тех, кто проводит исследования, носит спорадический и несистемный характер. Среди основных факторов, приводящих к невовлеченности преподавателей в исследовательскую деятельность, выделены следующие: академическая культура, отношение руководства, иерархические отношения между старшими и младшими преподавателями, рабочая нагрузка, отсутствие денежных выплат и большие учебные группы. В работе также рассматривается ряд последствий рассматриваемого явления.
Journal of Language and Education. 2020;6(1):120-133
pages 120-133 views

Влияние структуры учебной задачи, гендера и мотивации к изучению первого иностранного языка на успеваемость по английскому языку

Варйо Л.Д.

Аннотация

Исследование направлено на: 1) изучение различий между кооперативным и конкурентным способами обучения и степени их влияния на успеваемость по английскому языку; 2) выявление гендерных, внутригендерных и межгендерных различий в успеваемости по английскому языку в условиях обучения в кооперативной, конкурентной и контрольной группах; и 3) изучение взаимосвязи между мотивацией студентов к изучению английского языка и их успеваемостью по английскому языку. Группы совместного и конкурентного обучения использовались в качестве исследуемых групп, в то время как контрольной была группа индивидуального обучения. Тест по английскому языку был проведен для 120 учащихся девятого класса средней школы. Учащимся была предложена 12-пунктовая мини-батарея тестов склонности/мотивации (Mini-AMTB). При анализе данных до и после тестирования использовались различные параметрические тесты. Результаты анализа данных после тестирования показали, что учащиеся, работающие в сотрудничестве, значительно превосходят как конкурирующих учащихся, так и контрольную группу, при этом контрольная группа значительно превосходит конкурирующих учащихся. Гендерные различия обучающихся в успеваемости по английскому языку была незначительной. Режим кооперативного обучения предпочитали как юноши, так и девушки, однако юноши в большей степени. Пять совокупных показателей Mini-AMTB (интегрируемость, интенсивность мотивации, отношение к учебной ситуации, инструментальная ориентация и поощрение родителей) показали значительные положительные корреляции с успеваемостью по английскому языку; однако языковая тревожность отрицательно и значительно коррелировала с успеваемостью по английскому языку. Режим кооперативного обучения, предполагающий эффективную технику кооперативного обучения, рекомендован для исследования и применения подготовленными учителями для улучшения успеваемости учащихся. Также в статье предлагаются рекомендации для специальной подготовки учителей и отмечается необходимость исследования мотивации к изучению первого иностранного языка.
Journal of Language and Education. 2020;6(1):134-156
pages 134-156 views

Компьютеризированная групповая динамическая оценка и способность к пониманию устной речи: роль самоэффективности

Делванд Ш.А., Хейдар Д.М.

Аннотация

В данном исследовании изучалось влияние групповой динамической оценки с помощью программного обеспечения на способность иранских учащихся, изучающих английский язык как иностранный на уровне intermediate, к пониманию устной речи. Основной вопрос исследования заключался в том, влияет ли динамическая оценка с помощью программного обеспечения CoolSpeech на способность к пониманию устной речи у учащихся с высокой и низкой самоэффективностью. В рамках исследования группы из 120 иранских учащихся были отобраны 80 человек, изучающих английский на уровне intermediate, на основе результатов вступительного теста. Затем с помощью опросника самоэффективности отобранные участники были распределены на две экспериментальные группы: экспериментальную группу с низкой самоэффективностью (n20) и экспериментальную группу с высокой самоэффективностью (n20); также были выделены две контрольные группы по 20 участников в каждой. Во всех группах был проведен предварительный тест на способность к пониманию устной речи; значительной разницы между средними баллами не наблюдалось. После двухмесячного периода, в течение которого экспериментальные группы получали динамическую оценку с помощью программного обеспечения CoolSpeech, а контрольные группы — плацебо, всем группам был проведен посттест на понимание устной речи. Результаты анализа данных показали, что участники экспериментальной группы с высоким уровнем самоэффективности показали значительно более высокие результаты, чем участники других групп. Однако во второй экспериментальной группе значительных изменений не наблюдалось: ее участники не существенно превзошли контрольную группу. В исследовании сделан вывод, что метод групповой динамической оценки с помощью программного обеспечения может оказать значительное влияние на способность к пониманию устной речи у лиц с высокой самоэффективностью, изучающих английский как иностранный.
Journal of Language and Education. 2020;6(1):157-172
pages 157-172 views

Мнение эксперта

Взаимосвязь между выгоранием и самоэффективностью у мужчин и женщин, преподающих английский язык как иностранный в Иране

Рухани А., Иравани М.

Аннотация

Преподавание — это работа, характеризующаяся высокой степенью выгорания. Выгорание преподавателей широко изучалось в связи с другими важными психологическими качествами, такими как воспринимаемая самоэффективность. Однако у преподавателей английского языка как иностранного эта связь сравнительно мало изучена, что обусловило цель настоящего исследования: а) изучить взаимосвязь между степенью воспринимаемой самоэффективности у иранских преподавателей английского языка как иностранного и степенью их профессионального выгорания; б) выяснить, может ли половая принадлежность существенно влиять на степень выгорания преподавателей. В исследовании приняли участие 80 мужчин и женщин — преподавателей английского языка как иностранного в Иране в нескольких средних школах в Исфахане, отобранных методом удобной выборки. Испытуемым были предложены опросник выгорания у педагогов, разработанный К. Маслач, и модифицированная версия шкалы самоэффективности преподавателя. Для анализа данных было проведено полуструктурированное интервью с 15 преподавателями. Корреляционный анализ и t-тест показали, что между самоэффективностью участников и степенью их выгорания существует значительная отрицательная корреляция. Было установлено, что половая принадлежность также влияет на уровень выгорания преподавателей: преподаватели-женщины имели более низкую степень выгорания. Последующее интервью подтвердило эту взаимосвязь и выявило три основных проявления выгорания: умственная усталость, избегание контактов и стресс от необходимости объяснять причины выгорания. В статье также обсуждается возможное применение полученных данных на уровне администрации школ и преподавателей.
Journal of Language and Education. 2020;6(1):173-188
pages 173-188 views

Рецензия на книгу

Corpus Linguistics for Vocabulary: A guide for Research by Paweł Szudarsk. Routledge Publications 2018. 239 pp. ISBN: 978-1-138-18721-4

Pahlevansadegh V., Vasheghani Farahani M.
Journal of Language and Education. 2020;6(1):189-192
pages 189-192 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».