Взаимосвязь между выгоранием и самоэффективностью у мужчин и женщин, преподающих английский язык как иностранный в Иране

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Преподавание — это работа, характеризующаяся высокой степенью выгорания. Выгорание преподавателей широко изучалось в связи с другими важными психологическими качествами, такими как воспринимаемая самоэффективность. Однако у преподавателей английского языка как иностранного эта связь сравнительно мало изучена, что обусловило цель настоящего исследования: а) изучить взаимосвязь между степенью воспринимаемой самоэффективности у иранских преподавателей английского языка как иностранного и степенью их профессионального выгорания; б) выяснить, может ли половая принадлежность существенно влиять на степень выгорания преподавателей. В исследовании приняли участие 80 мужчин и женщин — преподавателей английского языка как иностранного в Иране в нескольких средних школах в Исфахане, отобранных методом удобной выборки. Испытуемым были предложены опросник выгорания у педагогов, разработанный К. Маслач, и модифицированная версия шкалы самоэффективности преподавателя. Для анализа данных было проведено полуструктурированное интервью с 15 преподавателями. Корреляционный анализ и t-тест показали, что между самоэффективностью участников и степенью их выгорания существует значительная отрицательная корреляция. Было установлено, что половая принадлежность также влияет на уровень выгорания преподавателей: преподаватели-женщины имели более низкую степень выгорания. Последующее интервью подтвердило эту взаимосвязь и выявило три основных проявления выгорания: умственная усталость, избегание контактов и стресс от необходимости объяснять причины выгорания. В статье также обсуждается возможное применение полученных данных на уровне администрации школ и преподавателей.

Об авторах

Али Рухани

Университет Шахрекорда

Email: roohani.ali@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6846-5395

Мехди Иравани

Университет Шахрекорда

Email: mehdiiravani@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0002-0570-2381

Список литературы

  1. Akbari, R., Ghafar Samar, R., Kiani, Gh., & Eghtesadi, A. (2011). Factorial validity and psychometric properties of Maslach burnout inventory-the Persian. Knowledge and Health, 6(3), 1-8.
  2. Alarcon, G., Eschleman, K. J., & Bowing, N. A. (2009). Relationship between personality variables and burnout: A meta-analysis. Work & Stress, 23, 244-263. DOI:https://doi.org/10.1080/02678370903282600
  3. Aloe, A. M., Amo, L. C., & Shanahan, M. E. (2014). Classroom management self-efficacy and burnout: A multivariate meta-analysis. Educational Psychology Review, 26(1), 101-126. DOI:https://doi.org/10.17323/jle.2019.v5.i410.1007/s10648-013-9244-0
  4. Anderson, B. G., & Iwanicki, E. F. (1984). Teacher motivation and its relationship to burnout. Educational Administration Quarterly, 20, 109-132. DOI:https://doi.org/10.1177/0013161X84020002007
  5. Bandura, A. (1994). Self-efficacy. In V. S. Ramachandran (Ed.), Encyclopedia of human behavior (vol. 4, pp. 71-81). Academic Press.
  6. Bandura, A. (1995). Self-efficacy in changing societies. Cambridge University Press.
  7. Bandura, A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. Freeman.
  8. Betoret, F. D. (2009). Self-efficacy, school resources, job stressors, and burnout among Spanish primary and secondary school teachers: A structural equation approach. Educational Psychology, 29(1), 45-68. DOI:https://doi.org/10.1080/01443410802459234
  9. Biron, M., & Link, S. (2014). Stress, appraisal, and work routine in wartime: Do men and women differ? Anxiety, Stress, & Coping, 27, 229-240. DOI:https://doi.org/10.1080/10615806.2013.836506
  10. Blase, J. J. (1984). School principals and teacher stress: A qualitative analysis. National Forum of Educational Administration and Supervision, 1(2), 35-43.
  11. Brouwers, A., & Tomic, W. (2000). A longitudinal study of teacher burnout and perceived self-efficacy in classroom management. Teaching and Teacher Education, 16, 239-253. DOI:https://doi.org/10.1016/S0742-051X(99)00057-8
  12. Brown, C. G. (2012). A systematic review of the relationship between self-efficacy and burnout in teachers. Educational & Child Psychology, 29, 47-63.
  13. Burke, R. J., & Richardsen, A. M. (1996). Stress, burnout, and health. In C. L. Cooper (Eds.), Handbook of stress, medicine, and health (pp. 101-117). CRC Press.
  14. Byrne, B. M. (1993). The Maslach Burnout Inventory: Testing for factorial validity and invariance across elementary, intermediate, and secondary teachers. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 66, 197-212. DOI:https://doi.org/10.1111/j.2044-8325.1993.tb00532.x
  15. Chan, D. W. (2008). Teacher self-efficacy and successful intelligence among Chinese secondary school teachers in Hong Kong. Educational Psychology, 28(7), 735-746. DOI:https://doi.org/10.1080/01443410802259246
  16. Chan, M. (2009). An appraisal perspective of teacher burnout: Examining the emotional work of teachers. Educational Psychology Review, 21, 193-218. DOI:https://doi.org/10.1007/s10648-009-9106-y
  17. Chang, M. L., & Engelhard, G. (2016). Examining the teachers' sense of efficacy scale at the item level with Rasch measurement model. Journal of Psychoeducational Assessment, 34(2), 177-191. DOI:https://doi.org/10.1177/0734282915593835
  18. Chwalisz, K., Altmaier, E. M., & Russell, D. W. (1992). Causal attributions, self-efficacy cognitions, and coping with stress. Journal of Social and Clinical Psychology, 11, 377-400. DOI:https://doi.org/10.1521/jscp.1992.11.4.377
  19. Clarkson, G. P., & Hodgkinson, G. P. (2007). What can occupational stress diaries achieve that questionnaires can't? Personnel Review, 36(5), 684-700. DOI:https://doi.org/10.1108/00483480710773990
  20. Collie, R. J., Shapka, J. D., & Perry, N. E. (2012). School climate and social-emotional learning: Predicting teacher stress, job satisfaction, and teaching efficacy. Journal of Educational Psychology, 104(4), 1189-1204. 1204. 10.17323/jle.2019.v5.i4 10.1037/a0029356. DOI:https://doi.org/10.17323/jle.2019.v5.i410.1037/a0029356
  21. Coulter, M. A., & Abney, P. C. (2009). A study of burnout in international and country of origin teachers. International Review of Education, 55, 105-121.
  22. Creswell, J. W. (2009). Research design: Qualitative, quantitative, and mixed methods approaches. Sage.
  23. Cui, Q., Chao, Q., Han, J., Zhang, X., Ren, Y., & Shi, J. (2018). Job stress, burnout and the relationship among the science and mathematics teachers in basic education schools. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 14(7), 3235-44. DOI:https://doi.org/10.29333/ejmste/85957
  24. Day, C., & Gu, Q. (2010). The new lives of teachers. Routledge.
  25. Dicke, T., Parker, P. D., Marsh, H. W., Kunter, M., Schmeck, A., & Leutner, D. (2014). Self-efficacy in classroom management, classroom disturbances, and emotional exhaustion: A moderated mediation analysis of teacher candidates. Journal of Educational Psychology, 106(2), 569-583. DOI:https://doi.org/10.1037/a0035504
  26. Dorman, J. P. (2003). Relationship between school and classroom environment and teacher burnout: A LISREL analysis. Social Psychology of Education, 6, 107-127. 1. DOI:https://doi.org/10.1023/A:1023296126723
  27. Eslami, Z. R., & Fatahi, A. (2008). Teachers' sense of self-efficacy, English proficiency, and instructional strategies: A study of nonnative EFL teachers in Iran. TESL-EJ, 11(4), 1-19.
  28. Evers, W. J. G., Brouwers, A., & Tomic, W. (2002). Burnout and self-Efficacy: A study on teachers' beliefs when implementing an innovative educational system in the Netherlands. British Journal of Educational Psychology, 72, 227-45. DOI:https://doi.org/10.1348/000709902158865
  29. Farber, B. A. (2000). Treatment strategies for different types of teacher burnout. Journal of Clinical Psychology, 56(5), 675-689.
  30. Freudenberger, H. J. (1974). Staff burnout. Journal of Social Issues, 30, 159-165. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x
  31. Friedman, I. A., & Farber, B. A. (1992). Professional self-concept as a predictor of teacher burnout. Journal of Educational Research, 86, 28-35. DOI:https://doi.org/10.1080/00220671.1992.9941824
  32. Gay, L. R., Mills, G. E., & Airasian, P. (2009). Educational research: Competencies for analysis and applications (9th ed.). Pearson Education.
  33. Greenglass, E. R., & Burke, R. J. (1988). Career orientations and psychological burnout in teachers. Psychological Reports, 63, 107-116. DOI:https://doi.org/10.2466/pr0.1988.63.1.107
  34. Hanushek, E. A. (2007). The single salary schedule and other issues of teacher pay. Peabody Journal of Education, 82(4), 574-586. DOI:https://doi.org/10.1080/01619560701602975
  35. Hong, J. Y. (2012). Why do some beginning teachers leave the school, and others stay? Understanding teacher resilience through psychological lenses. Teachers and Teaching: Theory and Practice, 18(4), 417-440. DOI:https://doi.org/10.1080/13540602.2012.696044
  36. Jedynak, M. (2011). Teaching experience and its role in foreign language teachers' anxiety. Acta Neophilologica, 13, 59-72.
  37. Jennett, H. K., Harris, S. L., & Mesibov, G. B. (2003). Commitment to philosophy, teacher efficacy, and burnout among teachers of children with autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 33, 583-593.https://doi.org/10.1023/B:JADD.0000005996.19417.57.
  38. Kahn, J. H., Schneider, K. T., Jenkins-Henkelman, T. M., & Moyle, L. L. (2006). Emotional social support and job burnout among high-school teachers: Is it all due to dispositional affectivity? Journal of Organizational Behavior, 27, 793-807. DOI:https://doi.org/10.1002/job.397
  39. Kay-Eccles, R. (2012). Meta-analysis of the relationship between coworker social support and burnout using a two level hierarchical linear model. Western Journal of Nursing Research, 34, 1062-1063. DOI:https://doi.org/10.1177/0193945912453684
  40. Klassen, R. M., & Chiu, M. M. (2010). Effects on teachers' self-efficacy and job satisfaction: Teacher gender, years of experience, and job stress. Journal of Educational Psychology, 102, 41-756. DOI:https://doi.org/10.1037/a0019237
  41. Klassen, R. M., Tze, V. M. C., Betts, S. M., & Gordon, K. A. (2011). Teacher efficacy research 1998-2009: Signs of progress or unfulfilled promise? Educational Psychology Review, 23(1), 21-43. DOI:https://doi.org/10.1007/s10648-010-9141-8
  42. Klusmann, U., Kunter, M., Trautwein, U., Lüdtke, O., & Baumert, J. (2008). Engagement and emotional exhaustion in teachers: Does the school context make a difference? Applied Psychology: An International Review, 57, 127-151. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.2008.00358.x
  43. Kokkinos, C. M. (2007). Job stressors, personality, and burnout in primary school teachers. British Journal of Educational Psychology, 77(1), 229-243. DOI:https://doi.org/10.1348/000709905X90344
  44. Küçüksüleymanoğlu, R. (2011). Burnout syndrome levels of teachers in special education schools in Turkey. International Journal of Special Education, 26(1), 53-63.
  45. Larson-Hall, J. (2010). A guide to doing statistics in second language research using SPSS. Routledge.
  46. Lau, P. S., Yuen, M. T., & Chan, R. M. (2005). Do demographic characteristics make a difference among Hong Kong secondary school teachers? Social Indicators Research, 71, 491-516.
  47. Lim, N., Kim, E. K., Kim, H., Yang, E., & Lee, S. (2010). Individual and work-related factors influencing burnout of mental health professionals: A meta-analysis. Journal of Employment Counseling, 47, 86-96. DOI:https://doi.org/10.1002/j.2161-1920.2010.tb00093.x
  48. Mackey, A., & Gass, S. (2005). Second language research: Methodology and design. Lawrence Erlbaum Associates Publishers.
  49. Mardani, N., Baghelani, E., & Azizi, R. (2015). Exploring the relationship between self-efficacy and burnout: The Case of Iranian EFL teachers. Cumhuriyet Üniversitesi Fen Edebiyat Fakültesi Fen Bilimleri Dergisi, 36(3), 3538-3548.
  50. Maslach, C. (1982). Burnout: The cost of caring. Prentice Hall.
  51. Maslach, C. (2015). Psychology of burnout. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences, 2, 929-932.
  52. Maslach, C., & Jackson, S. E. (1985). The role of sex and family variables in burnout. Sex Roles, 12, 837-851.
  53. Maslach, C., & Jackson, S. E. (1986). Maslach burnout inventory manual (2nd ed.). Consulting Psychologist Press.
  54. Maslach, C., Jackson, S. E, & Leiter, M. P. (1996). MBI: The Maslach Burnout Inventory Manual (3rd ed.). Consulting Psychologists Press.
  55. Maslach, C., Jackson, S. E., & Schwab, R. L. (1986). Maslach Burnout Inventory - Educators Survey (MBI-ES). In C. Maslach, S. E. Jackson, & M. P. Leiter. (Eds.), MBI Manual (3rd ed., pp. 191-218). Consulting Psychologist Press.
  56. Maslach, C., Schaufeli, W. B., & Leiter, M. P. (2001). Job burnout. Annual Review of Psychology, 52, 397-422. DOI:https://doi.org/10.1146/annurev.psych.52.1.397
  57. McCarthy, C., Lambert, R., O'Donnell, M., & Melendres, L. (2009). The relation of elementary teachers' experience, stress, and coping resources to burnout symptoms. The Elementary School Journal, 109, 1-19. DOI:https://doi.org/10.1086/592308
  58. Mede, E. (2009). An analysis of relations among personal variables, perceived self-efficacy and social support on burnout among Turkish EFL teachers. Inonu University Journal of the Faculty of Education, 10(2), 39-52.
  59. Motallebzadeh, K., Ashraf, H., & Tabatabaee-Yazdi, M. (2014). On the relationship between Iranian EFL teachers' burnout and self-efficacy. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 98, 1255-1262. DOI:https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.03.541
  60. Ortero Lopez, J. M., Castro Bolaño, C. C., Santiago Mariño, M. J, & Villardefrancos Pol, E. (2010). Exploring stress, burnout, and job satisfaction in secondary school teachers. International Journal of Psychology and Psychological Therapy, 10(1), 107-123.
  61. Ozkara, B. (2019). An investigation into the relationship between Turkish EFL teachers' self-efficacy and burnout level. Journal of Family Counseling and Education, 4(1), 12-24. d. DOI:https://doi.org/10.32568/jfce.504499
  62. Perrewé, P. L., Hochwarter, W. A., Rossi, A. M., Wallace, A., Maignan, I., Castro, S. L., et al. (2002). Are work stress relationships universal? A nine-region examination of role stressors, general self-efficacy, and burnout. Journal of International Management, 8, 163-187. DOI:https://doi.org/10.1016/S1075-4253(02)00052-2
  63. Poulin, J., & Walter, C. (1993). Social workers' burnout: A longitudinal study. Social Work Research & Abstracts, 29(4), 5-11. DOI:https://doi.org/10.1093/swra/29.4.5
  64. Purvanova, R. K., & Muros, J. P. (2010). Gender differences in burnout: A meta-analysis. Journal of Vocational Behavior, 77, 168-185.
  65. Reeve, J., & Su, Y-L. (2014). Teacher motivation. In M. Gagné (Ed.), The Oxford handbook of work engagement, motivation, and self-determination theory (pp. 349-362). Oxford University Press.
  66. Robson, C. (1993). Real world research: A resource for social scientists and practitioner-researchers. Blackwell.
  67. Roohani, A., & Dayeri, Kh. (2019). On the relationship between Iranian EFL teachers' burnout and motivation: A mixed methods study. Iranian Journal of Language Teaching Research (IJLTR) 7,1,77-99.
  68. Sari, H. (2004). An analysis of burnout and job satisfaction among Turkish special school head teachers and teachers, and the factors affecting their burnout and job satisfaction. Educational Studies, 30(3), 291-306. DOI:https://doi.org/10.1080/0305569042000224233
  69. Schwarzer, R., & Hallum, S. (2008). Perceived teacher self-efficacy as a predictor of job stress and burnout: Mediation analyses. Applied Psychology, 57, 152-171. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.2008.00359x
  70. Schwarzer, R., Schmitz, G. S., & Tang, C. (2000). Teacher burnout in Hong Kong and Germany: A cross-cultural validation of the Maslach Burnout Inventory. Anxiety, Stress, and Coping, 13 (3), 309-326. DOI:https://doi.org/10.1080/10615800008415730
  71. Skaalvik, E. M., & Skaalvik, S. (2007). Dimensions of teacher self-efficacy and relations with strain factors, perceived collective teacher efficacy, and teacher burnout. Journal of Educational Psychology, 99, 611-625. DOI:https://doi.org/10.1037/0022-0663.99.3.611
  72. Skaalvik, E. M., & Skaalvik, S. (2010). Teacher self-efficacy and teacher burnout: A study of relations. Teaching and Teacher Education, 26, 1059-1069. DOI:https://doi.org/10.1016/j.tate.2009.11.001
  73. Smith, M., & Bourke, S. (1992). Teacher stress: Examining a model based on context, work load, and satisfaction. Teaching and Teacher Education 8(1), 31-46. DOI:https://doi.org/10.1016/0742-051X(92)90038-5
  74. Tschannen-Moran, M., & Woolfolk Hoy, A. (2001). Teacher efficacy: Capturing an elusive construct. Teaching and Teacher Education, 17, 783-805. DOI:https://doi.org/10.1016/S0742-051X(01)00036-1
  75. Tschannen-Moran, M., Woolfolk Hoy, A., & Hoy, W. K. (1998). Teacher efficacy: Its meaning and measure. Review of Educational Research, 68, 202-248.
  76. Unsworth, K. L., & Mason, C. M. (2012). Help yourself: The mechanisms through which a self- leadership intervention influences strain. Journal of Occupational Health Psychology, 17, 235-245. DOI:https://doi.org/10.1037/a0026857
  77. Van Tonder, C. L., & Williams, C. (2009). Exploring the origins of burnout among secondary educators. SA Journal of Industrial Psychology, 35(1), 204-218.
  78. Woolfolk, A. (2004). Educational Psychology (9th ed.). Allyn and Bacon.
  79. Yang, H., & Farn, C. K. (2005). An investigation of the factors MIS student burnout in technical- vocational college. Computer Human Behavior, 21, 917-932. DOI:https://doi.org/10.1016/j.chb.2004.03.001

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».