Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

Том 10, № 3 (2023)

Обложка

Статьи

Российская деловая культура в контексте единой типологии

Зябриков В.В.

Аннотация

В основе предложенной автором единой типологии деловой культуры лежит ансамбль из четырех типов культуры: лидера, бюрократа, предпринимателя и профессионала, который на макроуровне превращается в восточный (Россия), центральный (Германия), западный (США) и северный (Дания). Единая типология вбирает в себя результаты типологий Г. Хофстеде, Р. Льюиса и Ф. Тромпенаарса. Российская деловая культура имеет тип лидера (семейный, клановый), характерную для стран юга Европы и восточных стран. Среди стран с близкой культурой и существенно более высоким ВВП на душу населения следует выделить Тайвань, в Южную Корею и Португалию. Использовать рыночный опыт этих стран может быть весьма полезно для России.В статье использован механизм переноса культурных аспектов с микро- на макроуровень, в частности, показан механизм объективно возникающих противоречий между экономикой и культурой, бюрократией и инноваторами.В статье детально описаны элементы российской деловой культуры: совместные ценности, паттерны и артефакты
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):685-702
pages 685-702 views

Трансформация запросов бизнеса к качествам и навыкам управленцев в условиях глобальных вызовов

Гаврилина О.П., Шальнова О.А.

Аннотация

Пандемия COVID-19, а в дальнейшем и начавшаяся в феврале 2022 года специальная военная операция Российской Федерации стали «черными лебедями» для абсолютного большинства представителей бизнеса и повлекли за собой существенные изменения во всех бизнес-процессах организаций. Компании вынуждены были реагировать на внешние вызовы и стремительно адаптироваться к новым условиям. И в первую очередь данные изменения коснулись управленческого аппарата – самого подхода к управлению бизнесом и коллективами. На первое место стали выходить новые качества и навыки эффективного управленца.В своей работе авторы рассмотрели подходы к выделению ключевых навыков управленца в период до и после пандемии COVID-19 и специальной военной операции. Гипотезой исследования стало предположение о том, что внешние вызовы, связанные с COVID-19 и специальной военной операции, повлекли за собой изменения в необходимых бизнесу качествах и навыках управленцев. В результате проведенного исследования были сделаны выводы о сдвиге в запросах представителей бизнеса по отношению к качествам и навыкам управленцев. Статья будет интересна представителям бизнеса, управленцам и ученым, занимающимся проблемами управления.
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):703-716
pages 703-716 views

Внутриорганизационное лидерство: стратегии поведения и контекст

Ужахова Л.М., Шарапова Т.В., Секачева К.А., Парфенова А.А.

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию реализации лидерства в управлении современной организацией. Рассматриваются основные подходы к пониманию лидерства, личностные и поведенческие характеристики лидера, типы поведения и стили с позиций разных теорий лидерства и взглядов известных экспертов в области менеджмента организаций. Акцент сделан на описание трансакционной и трансформационной концепций лидерства как одних из перспективных. Представлены результаты исследования стилей лидерства на примере двух действующих руководителей. Проанализированы их личностные и профессиональные качества, особенности поведения и влияния, определен доминирующий стиль лидерства. Выявлены организационные и управленческие факторы, такие как этап жизненного цикла организации, типы организационной культуры, влияющие на уровень мотивации руководителей, которые могут развивать или ограничивать проявление лидерского потенциала.
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):717-728
pages 717-728 views

Лидерство в организации, методы и инструменты эффективной системы управления персоналом

Киященко Т.А., Логвинова И.К.

Аннотация

Статья посвящена формирование управленческого стиля, основанного на лидерских качествах, применении методов и инструментов развития персональной эффективности руководства. Рассматриваются алгоритмы управленческой деятельности, на основании которых предлагается технология «Цикл управленческих функций». В данной технологии подробно анализируется и описывается каждая функция управления персоналом с учетом индивидуальных особенностей сотрудников – как инструмент лидера в управлении. Рассматривается призма понятий «административный» ресурс и «лидерский» ресурс. Как распознать по вербальным признакам замотивированного сотрудника и определить истинную структуру его потребностей. Исходя из наблюдений, как руководителю грамотно выбрать поведение при разных мотивационных потребностях
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):729-740
pages 729-740 views

Технологии развития стратегического мышления в управлении карьерной траекторий

Грошева Т., Выходцев А.М., Малахова Е.А.

Аннотация

Целью настоящего исследования является разработка комплексной технологии стратегического мышления, обеспечивающих реализацию его структуры применительно к формированию личностной траектории в сфере профессионального развития. Специфика рекомендуемых к использованию в рамках технологии инструментов и методов анализа определяется, с одной стороны, их ориентацией на последовательную реализацию структуры стратегического мышления, что обусловливает необходимость наличия преемственности. С другой стороны, поскольку речь идет о разработке личностной траектории, то используемые инструменты и методы должны быть эффективны не столько в коллективном, сколько при индивидуальном оценивании. Кроме того, предложенный портфель технологического инструментария является адаптированным к использованию для разработки стратегических решений относительно карьерной (образовательной, профессиональной) траектории развития личности. В статье рассматриваются такие инструменты реализации действий в структуре стратегического мышления как трендлеттеры, SPACE-анализ и сценарный план.
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):741-758
pages 741-758 views

Адаптация и испытательный срок как средства введения и удержания новых профильных сотрудников в IT-компании: подходы, практики, модели, методы

Дроздов И.Н., Осипова А.Н.

Аннотация

Ключевым фактором успешности компании в IT-отрасли является действенная система удержания привлечённых новых профильных специалистов. В большинстве IT-компаний особое значение придают применению подходов и методов удержания новых профильных сотрудников, ориентированных на построение долгосрочного взаимовыгодного взаимодействия. Реальная практика показывает, что основная масса новых сотрудников увольняется на первичном этапе введения их в компанию. Руководителям IT-компаний необходимо делать акцент на внедрении управленческих подходов, моделей и методов, направленных на удержание новых профильных сотрудников (особенно квалифицированных и перспективных), необходимо на этапе «первичного введения» их в организацию. Цель исследования — выявить подходы, практики и методы, направленные на эффективное удержание новых профильных сотрудников в процессе их введения в IT-компанию. Рассмотрены результативные подходы, практики и методы введения новых профильных сотрудников в IT-организации, в том числе, продемонстрировавшие свою эффективность в период «COVID-19». Установлено, что результативный процесс введения и удержания новых профильных сотрудников в IT-организации должен предполагать одновременную реализацию сопутствующих и взаимодополняющих кадровых процесса – адаптация и испытательный срок. Разработана и описана модель введения и удержания новых профильных сотрудников в IT-компанию, базирующейся на реализации взаимосвязанных и взаимодополняющих кадровых процессах: адаптация и испытательный срок
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):759-770
pages 759-770 views

Роль мотивации медицинских работников в повышении эффективности предоставления медицинских услуг

Меркулов Н.А., Анисимов А.Ю.

Аннотация

На современном этапе превышается необходимость исследования вопросов мотивационной системой медицинских работников, что связано с повышение нагрузки на медицинских работников, требованиями по повышению качества оказания медицинских услуг, а также наличием, как региональных, так и внутрирегиональных различий в размере оплаты труда медицинских работников.В результате исследование выявлено наличие различий в уровне оплаты труда медицинских организаций частного и государственного сектора, определено, что одним из факторов роста оплаты труда работников здравоохранения выступает повышение нагрузки и увеличение фактически отработанного времени, что является неблагоприятной тенденцией, оказывающей влияние на снижение качества предоставления медицинских услуг и деметовацию работников и профессиональное выгорание.С целью повышения мотивации медицинских работников, а также снижения влияния демотивирующих факторов обоснована необходимость разработки эффективной системы нормирования труда.
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):771-782
pages 771-782 views

Разработка системы адаптации и поддержки бизнес-тренеров в процессе внутрифирменного обучения по бережливому производству на промышленном предприятии

Ясинский Д.Ю.

Аннотация

В настоящей статье автор предлагает разработку графического представления, а также краткое описание системы адаптации и поддержки бизнес-тренеров в процессе внутрифирменного обучения по бережливому производству на промышленном предприятии, рассматривает содержание трёх основных сценария организационного взаимодействия элементов разработанной системы: «эксперт ↔ тренер», «эксперт ↔ кандидат в тренеры», «тренер ↔ кандидат в тренеры». Кроме того, автором анализируются особенности реализации процессов адаптации, поддержки и контроля, функционирующих в рассматриваемой системе, формируются перечни инструментов и даётся их краткое описание в содержании групп методов адаптации кандидатов в бизнес-тренеры и поддержки (практикующих) бизнес-тренеров по бережливому производству. В заключение статьи делается вывод о том, что одним из главных аспектов в рассматриваемом образовательном направлении является формирование и совершенствование особой системы управления, частью которой может стать разработанная система адаптации и поддержки бизнес-тренеров, поскольку её внедрение отвечает требованиям менеджмента промышленных предприятий в сокращении времени и повышении качества подготовки специалистов, тиражирующих знания по бережливому производству, от профессионализма которых зависит результат обучения и вовлечённости работников в процесс непрерывного улучшения техники и технологий, а также персональных и коллективных (социально-производственных) условий труда.
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):783-796
pages 783-796 views

Разработка модели и методики оценки личностных компетенций в ходе профессиональной подготовки менеджера по работе с персоналом

Бушуева И.П., Гейне А.А., Евсикова Д.О.

Аннотация

В статье с учетом осмысления имеющейся теоретической и практической базы предложена модель личностных компетенций менеджера по работе с персоналом, полученная в результате анализа ФГОС по направлению подготовки «Управление персоналом», профессиональных стандартов в сфере управления персоналом, требований работодателей, которые отражены в вакансиях сайтов по поиску работы, а также реализованных моделей компетенций компаний, имеющих вес в сфере управления персоналом. В результате проведенного исследования разработана модель личностных компетенций менеджера по работе с персоналом, состоящая из трех кластеров: эффективное взаимодействие, управление целями и управление изменениями. Для эффективного применения данной модели компетенций на практике авторы разработали методику оценки личностных компетенций для студентов направления подготовки «Управление персоналом». Данная методика включает в себя три взаимосвязанных инструмента оценки личностных компетенций студента, которые описаны в настоящей статье.
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):797-822
pages 797-822 views

Повышение организационной эффективности и производительности труда – фундамент устойчивого развития железнодорожного транспорта

Никитин В.Н.

Аннотация

Повышение производительности труда является необходимым условием для роста уровня социально-экономического развития страны. Особое внимание при этом уделяется инновационной составляющей роста, переходу к цифровой экономике и организационной эффективности. Понимание компонентов организационной эффективности имеет решающее значение для получения конкурентного преимущества на современном рынке. В статье решается научная проблема поиска и обоснования основных предпосылок для увеличения организационной эффективности через призму роста производительности труда. Статья будет интересна исследователям, студентам, аспирантам, преподавателям, работникам организаций транспорта и других отраслей экономики, чьи исследования, образовательная и практическая деятельность связаны с проблемами производительности труда и организационной эффективности
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):823-836
pages 823-836 views

Влияние человеческого фактора на трансформацию охраны труда в контексте современной теории поколений

Самарская Н.А.

Аннотация

В статье исследован феномен «человеческого фактора» и его место в охране труда с учетом положений теории поколений. Предложены способы мотивации работников, присутствующих на рынке труда в современных условиях экономики, по соблюдению требований охраны труда. Проведенное исследование позволяет расширить представление о влиянии человеческого фактора на трансформацию охраны труда с учетом современной теории поколений. Полученные в ходе исследования выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке мероприятий по сохранению человеческого капитала в условиях цифровой трансформации экономики
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):837-856
pages 837-856 views

Разработка организационного механизма учета интересов стейкхолдеров в формировании стратегических направлений развития образовательных организаций профессионального образования

Носырева А.Н.

Аннотация

Высокая значимость сферы образования для социально-экономического развития общества, заключающаяся в подготовке квалифицированных кадров для различных отраслей экономики страны, предъявляет значительные требования со стороны государства, работодателей и непосредственно обучающихся к организации и осуществлению образовательного процесса, а также к его основным результатам. В связи с этим, в отличие от коммерческих структур, в образовательных организациях приоритетными являются цели неэкономического характера, направленные, в первую очередь, на обеспечение соответствующего требованиям заинтересованных сторон качества подготовки квалифицированных специалистов. Таким образом, весьма своевременной и актуальной является научная проблематика развития теоретико-методических основ учета интересов стейкхолдеров в управлении образовательными организациями профессионального образования. Именно эту задачу ставит перед собой автор статьи: разработать организационный механизм учета интересов стейкхолдеров в формировании стратегических направлений развития образовательных организаций. Представленный матераиал, по мнению автора, представляет практический интерес для руководителей образовательных организаций, реализующих программы высшего и среднего профессионального образования.
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):857-870
pages 857-870 views

Методика трансформации образовательных организаций на основе фрактально-кластерной теории

Волов В.Т., Збарский А.М., Гаранин М.А.

Аннотация

Целью исследования является повышение качества кадрового обеспечения отраслей народного хозяйства. Достижение цели осуществляется посредством разработки методики трансформации отраслевых транспортных университетов в научно-образовательные центры инновационного развития на базе фрактально-кластерной теории ресурсного обеспечения программ развития. Для достижения цели поставлены и решены следующие основные задачи: анализ основных причин и принципов трансформации образовательных организаций, обеспечивающих подготовку специалистов для транспортной отрасли; применение фрактально-кластерной теории для оптимизации ресурсов программ развития; разработка типовой методики трансформации образовательных организаций на основе фрактально-кластерной теории. Объектом исследования являются образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы для отраслей народного хозяйства. Предметом исследования является трансформация образовательных организаций на основе тесного взаимодействия с бизнесом в условиях ресурсных ограничений. Под трансформацией образовательной организации понимается совокупность внутренних и внешних преобразований, позволяющих обеспечить устойчивый переход к научно-образовательным центрам инновационного развития. Исследование является частью комплексного научного исследования, посвященного совершенствованию системы отраслевого транспортного образования, проводимого на базе Самарского государственного университета путей сообщения.
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):871-886
pages 871-886 views

Роль межкультурной коммуникации в процессе интернационализации экономики

Бурова А.Н.

Аннотация

В статье рассматривается актуальность и специфика межкультурных коммуникаций в свете формирования нового миропорядка и интеграции экономики. Автор ставит перед собой задачу определить роль культурных аспектов, а также межкультурных коммуникаций как таковых в стремительно меняющихся геополитических и экономических реалиях. В статье изучается ретроспектива исследований межкультурных коммуникаций и проводится анализ влияния культурных парадигм на устойчивость экономического развития и установления эффективных контактов между странами. Автором проанализированы и изучены основные теории кросс-культурных коммуникаций. В работе определено место кросс-культурного взаимодействия в создании устойчивых экономических связей. Доказана актуальность темы межкультурных коммуникаций и важность построения эффективной кросс-культурной архитектура отношений с партнерами для достижения поставленных экономических целей. Определены основные культурные детерминанты. В работе проанализирована ретроспектива изучения и развития межкультурной мысли. Выявлена необходимость развития межкультурных компетенций руководителей и участников контактных групп взаимодействия с иностранными партнерами. Представленный материал будет полезен руководителям и менеджерам государственных, а также коммерческих международных подразделений организаций различного уровня.
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):887-898
pages 887-898 views

Коммуникации в организации: подходы к пониманию, принципы и барьеры

Бородин Г.В., Петренко Е.С.

Аннотация

В статье рассматривается эволюция исследований коммуникаций в организации в свете современных вызовов, таких как глобализация, быстрые изменения технологий и культурные различия. Авторы подчеркивают важность понимания основных принципов коммуникации, выявления барьеров и разработки методов их преодоления. Предпринятый анализ работ в предметной области исследования позволил авторам выделить несколько подходов в понимании коммуникации в организации. Также на страницах статьи обсуждаются вопросы изменения в формах и способах коммуникации в организации, вызванные современными технологиями и социальными сетями. Представлена типологизация коммуникации. Статья будет интересна менеджерам и руководителям организаций, HR-специалистам, а также всем, кто хочет повысить эффективность коммуникации внутри компании.
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):899-914
pages 899-914 views

Развитие и тенденции цифровизации управления бизнес-процессами

Лю Я.

Аннотация

Информационные и цифровые технологии играют неотъемлемую роль в управлении бизнес-процессами, и сейчас, с бурным развитием науки и техники на волне индустрии 4.0 наблюдаются новые тенденции к использованию цифровых и информационных технологий в области BPM. Управление бизнес-процессами и связанные с ним дисциплины развиваются уже четыре десятилетия, однако до сих пор ощущается недостаток публикаций, разъясняющих процесс развития цифровых технологий в BPM. Целью данной статьи являются представление высокоуровневого обзора процесса цифровизации и развития цифровых технологий в области управления бизнес-процессами и анализ новых тенденций учеными и студентами, изучающими менеджмент и информатику. Особое внимание уделяется новой тенденции – гиперавтоматизации, поэтому архитектура её реализации представлена в данной работе.
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):915-928
pages 915-928 views

Управление имиджем бизнес-субъектов посредством компенсационного маркетинга в инновационном формате изменений

Щепакин М.Б.

Аннотация

Обозначено нарастание негативного манипулятивного поведения агрессивного окружения посредством широкого арсенала токсичных информационных средств, вовлекаемых для его доминирования в мировой системе экономических отношений инструментами лжи и симуляционного давления на представителей политических элит, на хозяйствующих субъектов и индивидов, а также путем фальсификации и сознательного искажения событий и явлений. Обозначено влияние имиджобразования и его составляющих на процессы повышения деловой активности бизнеса и конкурентоустойчивости его субъектов. Ука-зывается на неоднозначность восприятия новой экономической реальности в режимах обес-печения имиджустойчивости и воплощения механизма трансверсальности при построении субъектами сбалансированных по интересам и выгодам коммуникационных пространств на основе имплементации их компенсаторных ресурсных потенциалов. Аргументирована недо-оценка значимости гибридного имиджа как фактора экономического роста, сдерживающего процессы обретения страной экономического суверенитета и достижения ею гармонизации межсубъектных отношений. Обосновано представление об имидже как об экономической категории, субъективном факторе, комплексном инструменте управления конкурентоустой-чивостью субъекта. Расширен понятийный аппарат имиджобразования такими понятиями как гибридный имидж, имиджфарио-облака, имидж-протектор, имиджемкость, имиджустойчивость, имиджсостоятельность. Предложена модель управления конкурентоустойчивостью бизнеса посредством домина-ции позитивной составляющей в гибридном имидже субъекта в интересах укрепления его мотивационно-коммуникационного иммунитета при реализации инновационных преобразований различной направленности и характера на базе новых маркетингово-коммуникационных платформ с диджитал-ресурсным обеспечением
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):929-956
pages 929-956 views

Гармоничное управление проектами в зависимости от уровня зрелости организации в условиях цифровизации

Мошарова П.С., Островская Н.В.

Аннотация

В статье рассматривается понятие устойчивого развития, уделено внимание гармоничному управлению проектами и программами в условиях цифровизации для достижения целей устойчивого развития. Обозначены предпосылки использования зеленого проектного управления в России. Выделены проблемы, спровоцированные низким уровнем зрелости организации и отсутствии принципов концепции устойчивого развития в корпоративной культуре организации; методы и инструменты гармоничного управления проектами и программами с использованием цифровых технологий и описываются основные шаги, которые менеджеры проектов могут предпринять, чтобы гармонично управлять проектами и программами в условиях цифровизации. Результаты исследования могут быть полезны для менеджеров проектов, которые ищут новые методы и инструменты для повышения эффективности управления проектами и программами в условиях цифровизации
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):957-974
pages 957-974 views

Управление операционной деятельностью: опыт, тенденции, перспективы

Фоменко Н.М., Плескевич В.Б.

Аннотация

В современных условиях операционная деятельность представляет собой базовый процесс в хозяйственной деятельности организаций. Она является приоритетной в деятельности организации, поскольку именно ее реализация приносит значительный доход и прибыль, а также является одним из базовых элементов повышения уровня конкурентоспособности организации. В настоящем исследовании выполнен анализ научных публикаций, посвященных операционному управлению. Основой работы стали статьи отечественных ученых, размещенные на портале «Elibrary.ru» (Российская научная электронная библиотека). Основной целью работы является определение закономерностей развития и перспектив в области управления операционной деятельностью. В рамках проведенного исследования авторами определены семь ключевых направлений операционного управления, нашедших отражение в научных публикациях отечественных авторов; выделить периоды наибольшей активности и цитируемости статей из этой области, а также обозначить тенденции и перспективы развития операционного управления.
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):975-986
pages 975-986 views

ESG-стратегии как фактор развития малого и среднего бизнеса

Чепало А.С.

Аннотация

В настоящее время малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым элементом, определяющим темпы экономического роста, способствует развитию инноваций и технологий, обеспечивает формирование налоговых поступлений за счет создания дополнительных рабочих мест, тем самым подтверждает свою эффективность и устойчивость к быстро меняющимся рыночным условиям. Однако при значительном экономическом потенциале малого и среднего бизнеса проблемы, связанные с недостатком эффективных методов управления, ограничивающим рост и развитие бизнеса, требуют дальнейшего изучения. В современных условиях перехода мировой экономики к концепции устойчивого развития малый и средний бизнес может стать системообразующим фактором диверсификации экономики в контексте ESG развития. Приверженность ESG стратегии приобретает все большее значение для малого и среднего бизнеса. Во многом это связано с растущей обеспокоенностью общественности последствиями изменения климата и эксплуатации природных ресурсов, а также проблемами инклюзивности бизнеса. Изменение потребительских ожиданий, необходимость перестройки глобальных цепей поставок для российского бизнеса, привлечения и удержания инвесторов, сотрудников и потребителей требуют от организаций дополнительной информации об ее экологическом, социальном и корпоративном управлении. Целью исследования является оценка факторов и направлений реализации ESG стратегий в малом и среднем бизнесе. В результате исследования выявлено, что на современном этапе разработки и реализации исследуемых стратегий во многом зависит от внешних условий, создаваемых органами государственного управления, финансовыми организациями и инвесторами, средствами массовой информации и общественным мнением в сфере важности перехода на устойчивое развитие. Решение проблем в сфере снижения недостатка практических знаний для оценки устойчивого развития лежит в плоскости разработки и адаптации прикладных моделей стратегического развития с учетом принципов ESG
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):987-1000
pages 987-1000 views

Управление развитием региональной строительной компании малого и среднего бизнеса

Антоньянц Д.А.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению перспектив развития стратегического планирования в строительной отрасли на примере региональной компании в условиях рисков и неопределенности. Автор предлагает использовать методы стратегического анализа и принятия управленческих решений для формирования инновационной структуры портфеля продукции и услуг строительной компании в ходе реализации стратегии развития. Использование преимуществ региональной политики поддержки малого и среднего бизнеса становится насущной потребностью для развития строительной компании в сложных условиях. Автор проводит анализ ситуации в компании, сложившейся по результатам риск-факторов, наложившихся друг на друга в ходе пандемии и санкций. Делается вывод о необходимости диверсификации портфеля строительного бизнеса с включением в него смежных услуг и производства строительных материалов. Предложена модель трехфазной модификации портфеля с выходом на целевые стратегические показатели развития. Рекомендована комплексная система показателей, учитывающая экономический эффект для компании, наряду с бюджетной и социальной эффективностью программы развития.
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):1001-1016
pages 1001-1016 views

Корпоративная социальная ответственность химической, аграрной и финансовой отраслей: анализ нефинансовых отчетов компаний

Эркинбекова Ж.Э.

Аннотация

Корпоративная социальная ответственность имеет огромное значение в развитии бизнеса и в успехе компаний. С каждым годом всё больше компаний внедряют практику корпоративной социальной ответственности в свою деятельность, чтобы достичь положительных финансовых результатов и улучшить взаимоотношения с заинтересованными сторонами. Несмотря на то, что корпоративная социальная ответственность получила популярность еще в конце 80-х годов, очень мало научной литературы в области анализа корпоративной социальной деятельности компаний в различных отраслях – это было подтверждено проведенным библиометрическим анализом. Цель данной работы – проанализировать корпоративную социальную деятельность компаний химической, аграрной и финансовой отраслей. Анализ проводился на основе нефинансовых отчетов российских и зарубежных компаний из списка «200 крупнейших компаний» по версии журнала Forbes в сфере корпоративной социальной ответственности. В исследовании использовался контент анализ и описательная статистика. Результаты анализа могут быть полезны для будущих исследований, а также данное исследование вносит вклад в литературу в области корпоративной социальной ответственности.
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):1017-1032
pages 1017-1032 views

Управление торгово-производственными организациями в условиях турбулентной экономики

Мартыненко О.Е., Разумова Ю.В.

Аннотация

В статье определена нормативно-правовая рамка функционирования торгово-производственных организаций. В контексте необходимости их адаптивности к условиям изменяющейся внешней среды проведён обзор подходов к управлению в организациях названной сферы. В ходе описания существующих подходов и определено место проектного управления Agile в управлении торгово-производственными организациями в турбулентной экономике. Относительно процессного подхода выявлено отсутствие гибкости в изменении приоритетов среди множества проектов, реализуемых внутри организации. Наряду с наукометрическим исследованием проведена визуализация этапов управления проектами для торгово-производственных организаций с указанием пунктов, где фиксируется влияние факторов внешней среды. Обоснована необходимость применения гибкого проектного подхода Agile в управлении торгово-производственными организациями. На основе исследования авторитетных источников выявлено, что Agile подход представляет собой итеративную методологию управления проектами
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):1033-1046
pages 1033-1046 views

Взаимодействие с арендаторами в рамках экосистемы формирования имиджа торговых центров

Цимбаев В.В.

Аннотация

В настоящее время на рынке услуг торговых центров (далее – ТЦ) произошли изменения, усложнившие их работу. Формирование имиджа предлагается как один из инструментов получения конкурентного преимущества. В статье рассматривается вопрос взаимодействия торговых центров и групп акторов в рамках экосистемы формирования имиджа. Эти группы акторов: покупатели, местные жители, представители органов власти и арендаторы. Последние и являются объектом рассмотрения в данной статье. Предложена концепция пула атрибутов имиджа торгового центра по аналогии с пулом арендаторов ТЦ. Введено понятие базового пула атрибутов имиджа и идея отдельных пулов атрибутов имиджа для разных акторов экосистемы формирования имиджа ТЦ. Уточнена особая роль сотрудников в формировании имиджа. Представлены результаты исследования атрибутов, формирующих отношение арендаторов к ТЦ. Рассмотрено их взаимодействие как с ТЦ, так и друг с другом. Описаны каналы коммуникации ТЦ и арендаторов, а именно опросы, сообщества и личное общение.
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):1047-1060
pages 1047-1060 views

Совершенствование управления организацией досуговой деятельности детей и подростков как инструмент повышения качества жизни населения региона (на примере Липецкой области)

Бизин С.В.

Аннотация

Повышением качества населения является одной из наиболее приоритетных стратегических целей развития страны и регионов, а государственная образовательная политика и ее важнейшая составляющая – организация досуговой деятельности детей и подростков, выступают ее ключевым элементом. Вопросы совершенствования управления организацией досуговой деятельности детей и подростков в настоящее время приобретают особую актуальность в виду ее разнонаправленности, а также значимости в современных условиях, что обусловлено новыми вызовами перед обществом и государством. В статье было рассмотрено современное состояние и тенденции развития организации досуговой деятельности детей и подростков, исследовано нормативно-правовое регулирование организации досуговой деятельности детей и подростков. Проведен анализ управления и организации досуговой деятельности детей и подростков в Липецкой области. Исследованы инструменты управления и актуальные проблемы организации досуговой деятельности детей и подростков (системы дополнительного образования) в регионе, а также разработан комплекс мероприятий по совершенствованию управления организацией досуговой деятельности детей и подростков, способствующие повышению качества жизни населения Липецкой области
Лидерство и менеджмент. 2023;10(3):1061-1082
pages 1061-1082 views
pages 1083-1085 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».