Psychological features of intrapersonal conflicts in adolescence
- 作者: Lashmaikina L.I., Slugina Y.O.
- 期: 卷 11, 编号 14 (2023)
- 栏目: Статьи
- ##submission.dateSubmitted##: 23.11.2024
- ##submission.dateAccepted##: 23.11.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/view/271202
- ID: 271202
如何引用文章
全文:
详细
The article examines the psychological features of the course of intrapersonal conflicts in adolescence. The results of an empirical study of dominant conflicts during adolescence are presented.
全文:
В настоящее время отмечается повышенный интерес к проблеме эффективного преодоления человеком трудных жизненных ситуаций. Это объясняется происходящими в обществе социально-экономическими изменениями (обновлением системы ценностей, условиями постоянной конкуренции и др.), которые требуют от современного человека продуктивной активности в различных сферах жизнедеятельности. Одной из причин неэффективного разрешения возникающих проблем может являться переживание внутриличностного конфликта, сопровождающегося личностной неопределенностью и эмоциональной нестабильностью.
Подростковый возраст традиционно привлекает к себе внимание исследователей, так как является одним из самых сложных, ответственных в жизни ребенка и его родителей. Это период психического развития человека, переходный этап между детством и взрослостью [5]. Период отрочества считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны личностных нарушений [4]. Движущие силы личностного развития подростка определяются преодолением противоречий между физическим и социальным развитием. Эти противоречия проявляются в виде внутренних и внешних конфликтов [2].
Возникновение внутриличностного конфликта у подростков может быть связано с различными условиями. Среди личностных условий можно выделить: наличие сложного внутреннего мира, который может включать в себя развитую иерархию мотивов; систему чувств; склонность к самоанализу и рефлексии. В этот период жизни происходят изменения отношений подростка к миру и к себе. Отрок формирует свое мировоззрение, свои жизненные планы, что, в конечном счете, дает возможность ему жить самостоятельно. Внешние ситуативные условия могут включать объективные препятствия, требования общества и окружающих, которые могут противоречить личным ценностям и убеждениям подростка. Внутренние ситуативные условия связаны с противоречиями между значимыми отношениями, которые имеют приблизительно равную силу и, которые воспринимаются подростком как неразрешимые. В целом, подростковый внутриличностный конфликт может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для личностного развития [1].
Внутриличностные конфликты подростков провоцируются множеством факторов. Одним из наиболее доминирующих – неадекватная самооценка. Подростки часто переоценивают или недооценивают свои способности и возможности, что приводит к разочарованию и конфликтам с окружающими и с самим собой. Еще одна причина – нереалистичные представления о себе. В этом возрасте подростки склонны видеть во всем лучшее и не желают замечать своих недостатков, что тоже создает трения внутриличностного характера. Также конфликты возникают из-за трудностей в принятии социальных ролей. Подростки стремятся проявить независимость, в то же время им недостает опыта, дискриминация в группе сверстников, неприятие окружающими по каким-либо признакам – внешности, материальному положению и т.д. – также лежат в основе порождения внутриличностного конфликта [5].
В целом, внутренний конфликт у подростков обусловлен тем, что удовлетворить свои активные мотивы и потребности они не могут или этому мешают внешние и внутренние причины. Это приводит к эмоциональному напряжению и противоречию между разными сторонами личности.
Для выявления психологических особенностей внутриличностных конфликтов в период отрочества нами было организованно эмпирическое исследование на базе МБОУ «Тургеневская СОШ». В нем принимали участие учащиеся 7-ых и 8-ого класса в количестве 32 человека. Испытуемые, участвовавшие в эксперименте, выбирались нами методом случайной выборки и участвовали в эксперименте в свободное время.
Исследование проводилось в несколько этапов:
- На первом этапе нами проводилась беседа с подростками, направленная на выявление внутриличностных противоречий в различных сферах жизни с целью определения наличия внутриличностных конфликтов. Результаты беседы показали, что 67 % испытуемых испытывают внутриличностные конфликты, которые протекают как: хочу и хочу (мотивационный); хочу и надо (моральный); хочу и могу (конфликт нереализованных желаний); могу и могу (конфликт неадекватной самооценки).
- Цель второго этапа заключалась в изучении самооценки, как основного фактора провоцирующего внутриличностные конфликты в период отрочества. Нами была использована методика Р. В. Овчаровой на определение самооценки [3]. Полученные результаты обобщены в таблице
Таблица 1
Результаты методики Р. В. Овчаровой (%)
Самооценка | Процентное соотношение |
высокая | 30,0 |
адекватная | 50,0 |
низкая | 20,0 |
Опираясь на результаты, приведенные в таблице 1 можно заключить: ученики с адекватной самооценкой составляют большинство (50 %). Это говорит о том, что практически все ученики в классе умеют адаптироваться к различным социальным условиям, поскольку способны к контролю над собственным поведением. На наш взгляд, такие учащиеся с меньшей вероятностью будут подвержены внутриличностным конфликтам.
Дети с завышенной самооценкой составляют 30 %. Они уверенно и открыто отстаивают свои идеи, ставят свои интересы выше интересов других, не терпят критики, часто переоценивают свои способности и ведут себя проблематично. Эта группа испытуемых остро переживает конфликты внутриличностного характера.
Учеников с заниженной самооценкой оказалось меньше всего 20 %. В классе они малообщительны и постоянно находятся в своем мире, иногда у испытуемых этой группы проявлялась излишняя агрессивность и болезненная реакция на критику. Как бы странно не выглядело, излишняя внешняя уверенность в поведении являлась показателем заниженной самооценки, сопровождающаяся стремлением «выделиться» (необычная одежда или поведение, претендующее на «оригинальность»). У отроков этой группы также отмечается внутриличностный конфликт.
- Третий этап бал направлен на изучение различий между «Идеальным» и «Реальным Я» по методике G. M. Butler и G. V. Haigh [3]. Данная методика способствовала также выявлению особенностей протекания внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте. Результаты представлены в таблице
Таблица 2
Результаты теста различий между «Идеальным» и «Реальным Я» (%)
Шкалы | Процентное соотношение |
реальное Я | 45,0 |
идеальное Я | 25,0 |
разница между реальным и идеальным Я | 25,0 |
Как видно из таблицы 2, 45 % учеников имеют систему представлений о себе, которая как ему кажется, соответствует реальности. «Реальное Я», точнее, его действительный, относительно устойчивый образ «Я», играет огромную роль в жизнедеятельности подростка: мотивирует деятельность, определяет выбор и уровень притязаний, определяет характеристики жизни.
«Идеальное Я» (25 %) как подструктура личности включает в себя представление подростка о типе личности, которым он должен быть или хотел бы быть. Оно основывается на усвоенных моральных нормах. «Идеальное Я» становиться целью подростка, и он более или менее борется за нее. В основном это нормы, которые подростки усваивают в детстве. Часто подростки переоценивают или недооценивают свои способности и возможности, что приводит к разочарованию и конфликтам с собой и с окружающими.
Чем больше расхождение между «Я-реальным» (45 %) и «Я-идеальным» (25 %), тем острее протекают внутриличностные конфликты у детей подросткового возраста.
Среди внутриличностных конфликтов входящих в эту группу на доминирующие позиции выходят: конфликт доверия к миру, конфликт противоречивых потребностей, конфликт двойственных чувств, внутренний конфликт «образа Я», конфликт самоотношения и конфликт в развитии психосексуальной функции.
- Целью четвертого этапа было изучение таких шкал как экстраверсия/интроверсия и эмоциональная устойчивость/неустойчивость с помощью опросника Айзенка для подростков [3]. Полученные результаты представлены в таблице
Таблица 3
Результаты теста Айзенка по шкалам экстраверсии/интроверсии и эмоциональная устойчивость/неустойчивость (%)
| Экстраверсия |
| Интроверсия |
значительная | умеренная | значительная | умеренная |
25,0 | 35,0 | 20,0 | 30,0 |
Эмоциональная устойчивость | Эмоциональная неустойчивость |
| |
высокая | средняя | высокая | очень высокая |
35,0 | 40,0 | 15,0 | 10,0 |
Как видно из таблицы 3 процентное соотношение умеренной экстраверсии составляет 35 %. При умеренной экстраверсии дети в меру общительны, могут поддержать разговор на любые темы, знают, что хотят, поэтому расхождения между «Я-реальным», и «Я-идеальным» у них незначительное.
Процентное соотношение значительной экстраверсии составляет 25 %. При значительной экстраверсии подростки всегда в поиске новых друзей, новых приключений, постоянно, у детей с значительной экстраверсией завышенная самооценка и «Я-реальное» доминирует над «Я-идеальным». Они легко переходят на крик в случае, если их не слышат и постоянно доказывают свою правоту.
Значительная интроверсия выражена у 20 % лиц, участвовавших в нашем эмпирическом исследовании. Эти дети спокойны, застенчивы, склонные к самоанализу, сдержаны и отдалены от всех, кроме близких друзей, планируют и обдумывают свои действия заранее, не доверяют внезапным побуждениям, контролируют свои чувства, нелегко вывести из себя. Поэтому можно сказать, что интроверты меньше склонны к конфликтности.
Подростки с высокой эмоциональной устойчивостью (35 %) характеризуются эмоциональной зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.
Испытуемые-подростки с высокой эмоциональной неустойчивостью (15 %) характеризуются чрезвычайной нервностью, плохой адаптацией, склонностью к быстрой смене настроений (лабильности), чувством виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивными реакциями, рассеянностью внимания, неустойчивостью в стрессовых ситуациях.
Применяя сравнительно сопоставительный метод, нам удалось определить, доминирующие типы внутриличностных конфликтов. Их три.
- Конфликт между потребностью к самостоятельности и получением помощи, опеки.
- Конфликт между нормами и агрессивными тенденциями.
- Конфликт между уровнем притязания и возможностями.
Конфликт между потребностью к самостоятельности и получением помощи, опеки (25 %). В этом виде конфликта доминируют следующие особенности: адекватная самооценка (17 %), «Реальное-Я» (22 %), значительная экстраверсия (10 %) и др. В данном конфликте подросток стремится освободиться от опеки взрослых и их контроля, от заботы старших – родственников, учителей, представителей старшего поколения. Потребность в освобождении связана с борьбой за независимость и самоутверждение как личности. Из-за чрезмерной опеки, контроля и наказания в виде наименьшего лишения свободы и независимости у подростка с завышенной самооценкой может проявиться непринятие и плохое отношение к родителям, потому что подросток с таким типом доминанты считает себя правым во всем и уже самостоятельной личностью. Также можно заключить, что высокая экстраверсия (10 %) может провоцировать подростков на агрессию, если их не слышат и начать доказывать свою правоту или наоборот, перерастать в аутоагрессию.
Конфликт между нормами и агрессивными тенденциями (23 %), провоцируются следующими нарушениями личностного развития – высокая самооценка (9 %), эмоциональная неустойчивость (10 %), «Идеальное-Я» (11 %). Агрессия – одна из форм поведения подростков данной группы. Это форма протеста против непонимания взрослых из-за неудовлетворенности своим социальным статусом. Потребность защитить себя и удовлетворить свои потребности также приводят к агрессии в ситуациях, когда подросток не находит другого выхода, кроме как драться или словесно угрожать, или к аутоагрессии. Кроме того, наличие очень высокой эмоциональной неустойчивости обостряет центральные новообразования «Чувство взрослости», которое провоцирует следующие модели поведения: ребенок отвергает общественные и семейные правила, обесценивает взрослого, демонстрирует аутоагрессию и девиантные модели поведения.
Конфликт между уровнем притязания и возможностями (19 %) порождают следующие внутриличностные изменения: адекватная самооценка (22 %), высокая эмоциональная устойчивость (13 %), «Реальное-Я» (23 %).Он протекает следующим образом: ребенок ставит завышенные жизненные цели, которые он считает адекватными своим возможностям, но в силу детского подросткового мировоззрения не имеет реальных возможностей их достичь, поэтому ребенок свое чувство «несостоятельности», компенсирует уходом в мир фантазий и аддиктивными моделями поведения (интернет зависимостью, алкогольной и табачной зависимостью).
Исходя из выше изложенного, можно заключить, что в качестве основных причин, вызывающих внутриличностный конфликт в подростковом возрасте выделяются: во-первых, неадекватная самооценка и неадекватные представления подростков о себе, во-вторых, несоответствие социальных ролей, в-третьих, групповая дискриминация, в-четвертых, ограниченность объектов конфликта, подлежащих распределению.
В период подросткового возраста переживание внутриличностного конфликта – это особый вид активности личности, в которой осознается противоречие и происходит его разрешение на личностном уровне. При этом основными элементами переживания являются психоэмоциональное напряжение, которое имеет субъективное качество и предметное содержание.
作者简介
L. Lashmaikina
编辑信件的主要联系方式.
Email: ogarevonline@yandex.ru
俄罗斯联邦
Ya. Slugina
Email: ogarevonline@yandex.ru
俄罗斯联邦
参考
- Бельтюкова А. В., Савина В. А. Исследование конфликтов в подростковом возрасте // Развитие идей В. М. Бехтерева в современной психологии и педагогике. – 2018. – № 4 (5). – С. 24–27.
- Горлова Н. В. Разрешение конфликтов автономии: подход к исследованию личностной автономии подростков // Национальный психологический журнал. – 2019. – Т. 1. – № 1. – С. 47–58.
- Ефимова Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2016. – 192 с.
- Киселева А. В. Внутриличностный конфликт в подростковом возрасте: дисс. … канд. психол. наук. – М., 2005. – 220 с.
- Королева А. Ф., Королева Н. С. Социально-психологические особенности подросткового возраста // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2019. – № 118. – С. 76–78.
补充文件
